Психоанализ — что же это?

Психоанализ – это категория или модель функционирования человеческой души, которую в нашей стране принято ругать последними словами или просто игнорировать. Ругаемся мы, не замечая закономерности, отмеченной еще создателем классического психоанализа Зигмундом Фрейдом: чем больше взгляды психоаналитиков отрицаются или становятся поводом для анекдотов, тем больше общество опирается на систему ценностей, полностью описанную им в конце XIX – начале XX века.

Судите сами: главным принципом функционирования психики Фрейд считал стремление к удовольствию, которому соответствует тенденция к избеганию неудовольствия. Разве цели нашей сегодняшней жизни не соответствуют основным принципам психоанализа?
Согласно Фрейду, максимум неудовольствия (неудобств, неприятностей, трудностей, ограничений…) создает «принцип реальности», — то есть сама объективная реальность, вместе со свойственной ей необходимостью слушаться родителей, признавать нормы общества, тратить усилия на учебу, работу и даже… любовь к другому человеку. Ведь наши партнеры по общению тоже имеют склонность доставлять нам неудовольствие, требуя внимания к себе и поступая совсем не так, как хотелось бы нам.

Поэтому, как бы мы не относились к Фрейду, в полном соответствии с теорией психоанализа, сегодня все больше людей пытается сбежать от реальности в свои детские удовольствия, — к чувству комфорта и покоя. Человек бежит от неудобств, которые ему доставляют требования общества, в алкогольное и наркотическое опьянение, в компьютерные игры и другие развлечения, способные сохранить его любовь к самому себе, которую Фрейд именовал «инфантильной сексуальностью» или «нарциссизмом»…

Никто из читателей, не узнает в этом простейшем описании понятий психоанализа самого себя?
Согласно теории Фрейда постепенно, в процессе взросления, реальность должна изменяет состав и структуру человеческих желаний. Однако, и эти изменения происходят в соответствии с «принципом удовольствия». Стремление к чувственным удовольствиям Фрейд считал основным «двигателем» психики – его главной энергией, которую создатель психоанализа назвал «либидо».

Впервые это латинское слово встречается у блаженного Августина и переводится, как «срамная похоть». Обыватель, незнакомый с психоанализом, примерно так это слово и понимает и… ханжески ругается, не смотря на то, что в тайне считает целью своей жизни получение возможно большего количества все тех же чувственных удовольствий или «радостей жизни».

Фрейд был врачом и, несомненно, материалистом. А с биологической точки зрения высшим проявлением удовольствия, то есть напряженного поиска объекта удовольствия и последующего расслабления — является оргазм. Для раннего Фрейда продолжение рода и, неразрывно связанная с ним, сексуальная активность – есть главное влечение человека – цель человеческого существования, придающее энергию любому психическому усилию. Писатель пишет, а художник рисует для того, чтобы вызвать восхищение партнера противоположного пола, — получить преимущество в борьбе за партнера, а значит в борьбе за продолжение рода.
С возрастом, объекты, доставляющие человеку удовольствие, должны меняться, а взаимоотношения с ними становится более ответственными. Ответственность человека за объекты своих удовольствий, осложняя получение наслаждения, становится необходимым условием нормального функционирования общества.

Нормы ответственного поведения, прививаемые родителями, учителями и всей окружающей человека культурой, как поршнем «выдавливают» неприемлемое, с точки зрения взрослых, детское желание непрерывно получать чувственные удовольствия в область, которую Зигмунд Фрейд назвал «бессознательным». Общественные нормы, в своей модели психики человека (у Фрейда «психе» — душа), создатель психоанализа назвал «Супер – Эго» (Сверх – Я), а процесс выдавливания не принимаемых обществом чувственных желаний получил название «вытеснение».

Правда, в поздних своих работах Фрейд использовал понятие «Эрос» и  писал о либидо, как о влечении к жизни, как о творческой энергии – энергии созидания. Следующее поколение аналитиков, создававших собственные направления психоанализа (Карл Юнг, Отто Ранк, Альфред Адлер…) понимали сексуальность в соответствии с поздними работами Фрейда – как одно из важнейших, но далеко не единственное, проявление психической энергии.

Нормы поведения, прививаемые родителями, учителями и всей окружающей человека культурой, как поршнем «выдавливают» неприемлемое, с точки зрения взрослых, детское желание непрерывно получать чувственные удовольствия в область, которую Зигмунд Фрейд назвал «бессознательным». Общественные нормы, в своей модели психики человека (у Фрейда «психе» — душа), создатель психоанализа назвал «Супер – Эго» (Сверх – Я), а процесс выдавливания не принимаемых обществом чувственных желаний получил название «вытеснение».

Сегодня многие забывают, что бессознательное классического психоанализа не дается человеку вместе с его рождением на свет, а формируется в процессе столкновения «принципа удовольствия» с «принципом реальности».
Содержание бессознательного превращается в психологическую проблему сознания.

Вытесненные (бессознательные) формы влечения к удовольствию человек ощущает, как дискомфорт. Наиболее общее определение подобного дискомфорта – внутренне напряжение, прорывающееся в сознание в виде необъяснимой тревоги. Испытывая тревогу, человек стремится расслабиться, — максимально снизить степень напряжения.
Достичь расслабления человек можно только ограниченным количеством способов:

Во-первых, можно расслабиться и достичь комфорта посредством достижения цели. Например, человек, считающий, что он испытывает неудобство (или напряжение) от того, что у него нет автомобиля – наконец приобретает автомобиль. Или мужчина, переживающий напряжение и тревогу по поводу своей влюбленности, наконец достигает взаимности от своей возлюбленной.
Проблема в том, что удовольствие от приобретения нового автомобиля заканчивается достаточно быстро: старый автомобиль требует обслуживания, а это порождает… новое напряжение и желание поменять автомобиль. Увы, как мы знаем, примерно тоже самое случается и в отношениях между мужчиной и женщиной. Кроме интимной близости, партнер требует заботы, а это… порождает напряжение. Многие приходят к выводу, что смена автомобилей и партнеров – примерно одно и тоже.
Во-вторых: Можно попробовать снять напряжение с помощью химических веществ: от алкоголя и наркотиков, до лекарственных препаратов. В нашей культуре такой способ пробовали практически все… И практически все знают, что как только действие химического вещества заканчивается, тревога и напряжение возвращаются.

Довольно быстро выяснится, что приобретение вещей, смена партнеров или выпивка – всего лишь подмена наших неосознанных желаний. Мы чего-то хотим, к чему-то стремимся, но понимаем, к чему именно. Если мы не понимаем чего хотим, то окружающая культура (Супер Эго) с легкостью подсовывает нам ложные объекты для удовлетворения бессознательных влечений. Если человек не осознает к чему стремиться, не помнит, причин, по которым его детские желания остались не удовлетворенными, то он не может ничего изменить в навязанных ему бессознательным стандартах собственного поведения.

Жизнь становится процессом навязчивого повторения одних и тех же ошибок. Если человек обнаружил удовольствие в опьянении, то даже убедившись в том, что процесс употребления опьяняющего вещества больше не приносит удовольствия – он все равно продолжает бессмысленные попытки получить удовольствие привычным способом.
Примерно так, согласно классическому психоанализу, возникают не только неврозы, но и соматические заболевания.

Согласитесь, для того чтобы достичь того, что человек называет счастьем, нужно осознавать, что именно он считает счастьем. Не задумываясь над бессознательным образом счастья в своей душе, мы перестаем стремиться к счастью, ограничивая свою жизнь попытками достичь «комфорта» и «удовольствия».

Большинство из нас чувствует в этих понятиях, что оба эти слова означают что-то искусственное, ненастоящее. Главная роль различных направлений психоанализа в культуре двадцатого век заключается в том, что беседа с аналитиком превращается в честный разговор с самим собой о том, чего человек хочет на самом деле, — о том, что он считает собственным счастьем. До возникновения психоанализа не существовало единого языка для различения подлинных и искусственных (навязанных обществом) чувств и желаний. В самом широком смысле то, что называется «психоанализом» в современном мире – это и есть совместная попытка аналитика и анализанта создать общий язык, на котором можно не стесняясь, разговаривать о своих подлинных чувствах.

Психоанализ, особенно психоанализ современный, синтезирующий в себе более 20-ти концепций функционирования человеческой психики, — это психологическое искусство, позволяющее человеку понять, чего он хочет на самом деле.

В процессе анализа человек может понять абсолютную иррациональность своих детских желаний и устремлений, и трансформировать их в желания осознанные, делающие человеческое стремление к счастью возможным.
Фактически, процесс психоаналитической терапии – это процесс созидания нового взрослого бессознательного на месте прежнего, наполненного детскими желаниями ласки, удовольствие от груди матери, — пассивного комфорта, создаваемого кем-то другим.

В процессе психоаналитической терапии человек учится именовать и понимать смысл спонтанно возникающих в сознании, образов и желаний. «Анализант» (так в психоанализе именуется клиент) учится осознавать иррациональное в себе самом, а это значит, что он учится управлять собой.
Между прочим, честь открытия для европейской культуры того факта, что человек вообще может управлять собой, тоже принадлежит Зигмунду Фрейду. Создавая свою модель психики, он утверждал, что не мозг (нервная ткань), а – «психе» (душа) – и есть высшая инстанция, управляющая человеческим организмом. Она имеет собственную структуру, собственные законы функционирования и собственный источник энергии – «либидо».

Это открытие сохраняет свою важность не только для любых школ и моделей психоанализа. Без него немыслима никакая психология вообще: психика, используя свойственную ей одной психическую энергию, способна управлять поведением человека, его телом и окружающим его миром.
Различаются только языки, с помощью которых различные психологические модели описывают это открытие. О языке психоанализа, о его важнейших понятиях, таких как: влечение, проекция (перенос), сопротивление и психологическая защита, стадии развития личности и сублимация мы надеемся поговорить с читателями в отдельных публикациях.



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
  • Присутствие психоанализа в жизни человека
  • Мужская позиция с точки зрения психоанализа
  • После Фрейда, наследие психоанализа...
  • Интерпретация кинематографического произведения с точки зрения психоанализа.
  • Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?
  • Супер(интер)визия с помощью группового психоанализа.
  • Детская травма Треплева, или почему застрелился Треплев с точки зрения психоанализа.
  • Желание - основное понятие психоанализа
  • Только 15% человек работают по той специальности, на которую учились
  • Эриксоновский гипноз. Психоанализ без психоанализа.
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Может ли внутренняя реальность быть «несимволической» ? Пример из психоанализа.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Чего ждать от психоанализа?
  • Вытеснение и загадки психоанализа
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Человек и Мир. Системно-иерархическая модель психики. Опыт психологического философствования.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Эссе по работе З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»
  • Проявление влечения смерти в клинической практике психоанализа.
  • Важность терапевтических отношений: на стыке психоанализа и гештальт-терапии.
  • Читая Фрейда: "По ту сторону...". Принципы удовольствия, константности и реальности.
  • Язык психоанализа: смещение, метафора, перенос.
  • Чего человек боится больше всего?
  • Чего хочет современный подросток, или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями?
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Контакт с собой, или главный человек в нашей жизни.
  • Человеку нужен человек. Для чего нужна психологическая помощь?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь