|
Супер(интер)визия с помощью группового психоанализа.Автор статьи: Денисов Павел Валерьевич
Супервизия, как метод профессиональной подержки используется в психотерапевтической практике достаточно давно, поэтому нет необходимости долго писать о том, что такое супервизия, или интервизия. Да, это и не является целью данной статьи. Основная цель этой статьи показать уникальные возможности, которые предоставляет метод группового психоанализа, при применении его в рамках интервизионного процесса, и познакомить читателя с новым проектом - терапевтико-интервизорской группой для психотерапевтов, ведущих индивидуальную психотерапию.
Сначала, несколько слов о групповом психоанализе. Групповой психоанализ (группанализ) - это метод, в котором объединены психотехники работы с группой и психотехники психоанализа. Группанализ – одна из форм групповой терапии, позволяющая сделать доступным для сознательной проработки бессознательные душевные процессы в условиях и рамках специально организованной группы. Теоретические основания группанализа вытекают из развития идей Зигмунда Фрейда, и развиты во время и после Второй мировой войны английскими и американскими психотерапевтами. Особенно известны имена Уилфред Бион (W.R.Bion) и Зигмунд Хайнрихь Фукс (S.G.Foulkes). В центре внимания группанализа находится группа, не человек в группе, а именно группа. Групповой анализ исследует несколько видов отношений:
В чем же особенность проведения интервизионного процесса методом группанализа? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо вспомнить, чем интервизия отличается от супервизии. Интервизия - это супервизия "равных среди равных". Если в процессе супервизии происходит взаимодействие более опытного специалиста, наставника, с менее опытным супервизантом, то в процессе интервизии происходит обсуждение интервизируемого случая среди равных специалистов. Процесс интервизии основан на том, что "все люди разные", и эта "разность" позволяет, один и тот же случай, одну и ту же ситуацию увидеть и проанализировать по разному, а следовательно, найти разные способы "решения" заданной ситуации. Применяя в процессе интервизии группаналитический метод, мы создаем несколько возможностей. Первая. В процессе слушания интервизируемого случая, бессознательное интервизорской группы создает "зеркало" случая. Интервизорская группа начинает "разыгрывать" предъявляемую для интервизии ситуацию "здесь и сейчас", что позволяет через анализ состояния самой группы и отношений внутри нее непосредственно познакомиться с интервизируемым случаем и "увидеть" "отзеркаливаемые" бессознательным группы неосознаваемые процессы, ей управляющие. Вторая исходит из аллегории группы, известной группаналитикам. Группа - это оркестр, а каждый участник - это инструмент, не только "играющий свою партию/тему, но и резонирующий с опредеденной темой". Группа, бессознательное группы, - это совокупность индивидуальных бессознательных ее участников. И каждый участник группы, слушая предъявляемый для интервизии доклад, участвуя в его обсуждении, откликается на свою, близкую для него, часть доклада, тему. Тем самым, возникает возможность увидеть разные стороны предъявляемой ситуации, которые крайне затруднительно, а скорее - невозможно, выделить при индивидуальном анализе ситуации. Теперь несколько слов о том, чем групповая интервизия, проводимая в рамках группового анализа, может быть полезна психотерапевтам, проводящим индивидуальную психотерапию. Предъявляя случай индивидуальной терапии в интервизорской группе, проводящейся в рамках группаналитического метода, интервизант получает следующие возможности. Первая, неоспоримая возможность, вытекающая из факта наличия группы, - получение разных взглядов на предъявляемую к анализу ситуацию. Вторая. Бессознательное группы, отражая бессознательное пациента из предъявленного случая, раскрывает его во всей широте отношений со значимыми фигурами, как реальными, так и виртуальными. Например, один или несколько участников интервизорской группы могут идентифицироваться с пациентом из исследуемого случая и общаться из этой позиции с окружающими. Возникшее в этом "отраженном общении бессознательного" ролевое распределение, позволит выявить значимые для пациента фигуры, которые, возможно даже, не были выявлены в процессе индивидуальной терапевтической беседы. Это позволит интервизанту увидеть новые пути развития терапии данного пациента. Третья. Бессознательное каждого участника интервизорской группы, идентифицируется с частью бессознательного, предъявленного в случае, пациента, тем самым максимально отражая его различные стороны. Четвертая. Группаналитический метод позволяет, в процессе интервизии, выявить особенности бессознательного интервизанта, тем или иным способом влияющие на терапевтический процесс и, возможно, в какой-то степени, тормозящие его. Еще несколько особенностей интервизорской группы, идущей в рамках группового анализа. В рамках группового психоанализа проходят и супервизии. В ситуации, когда группаналитик приходит к более опытному коллеге и в индивидуальном формате докладывает и разбирает с ним случай. Во всех же случаях, когда участвует группа, даже в том случае, если ее ведет более опытный динамический администратор - это интервизии, так как идет работа всей группы. Кроме того, для проведения интервизионной работы в рамках группаналитического метода, не обязательно, чтобы участники группы были с ним знакомы, достаточно того, чтобы динамический администратор, ведущий интервизионный процесс, был групповым психоаналитиком. И еще одно. Интервизионный процесс, ведущийся в рамках группового психоанализа, как уже отмечалось, включает в работу бессознательное каждого участника. Это повышает эффективность деятельности и, вместе с тем, приближает интервизионный процесс к терапевтическому, и работа интервизирской группы часто "сваливается" в терапевтический процесс. Это, естественно, мешает интервизионному процессу. Вместе с тем, если если эти два процесса вести параллельно, но, естественно, в разное время и разными ведущими, это повысит эффективность не только профессионального, но и личностного самопознания каждого участника. Особенно необходимо такую параллельную работу вести в том случае, если участники интревизорской группы не являются группаналитиками. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|