Супер(интер)визия с помощью группового психоанализа.

Супервизия, как метод профессиональной подержки используется в психотерапевтической практике достаточно давно, поэтому нет необходимости долго писать о том, что такое супервизия, или интервизия. Да, это и не является целью данной статьи. Основная цель этой статьи показать уникальные возможности, которые предоставляет метод группового психоанализа, при применении его в рамках интервизионного процесса, и познакомить читателя с новым проектом - терапевтико-интервизорской группой для психотерапевтов, ведущих индивидуальную психотерапию.

Сначала, несколько слов о групповом психоанализе. Групповой психоанализ (группанализ) - это метод, в котором объединены психотехники работы с группой и психотехники психоанализа. Группанализ – одна из форм групповой терапии, позволяющая сделать доступным для сознательной проработки бессознательные душевные процессы в условиях и рамках специально организованной группы. Теоретические основания группанализа вытекают из развития идей Зигмунда Фрейда, и развиты во время и после Второй мировой войны английскими и американскими психотерапевтами. Особенно известны имена Уилфред Бион (W.R.Bion) и Зигмунд Хайнрихь Фукс (S.G.Foulkes). В центре внимания группанализа находится группа, не человек в группе, а именно группа.

Групповой анализ исследует несколько видов отношений:

  • а) отношение участника группы к себе;
  • б) отношение участника группы к ведущему (ведущим);
  • в) взаимоотношения в паре;
  • г) взаимоотношения в группе;
  • д) отношение группы к себе;
  • е) отношение группы к ведущему (ведущим).
Анализируя группу, как единое целое, а точнее, анализируя групповое бессознательное, ведущий выводит на сознательный план процессы, управляющие поведением и состоянием группы, создавая возможность каждому участнику осознать свое место и долю своего участия в этих процессах. Внутрипсихическое состояние каждого участника оказывает влияние на контекст взаимодействия в группе. Личное бессознательное существует не в одиночестве, оно отражается в другом, часто в своем отражении показывая человеку то, что он не мог осознать "в своем одиночестве". Групповой анализ позволяет каждому участнику увидеть сразу несколько "зеркал", несколько отражений своего "Я", одновременно помогая найти общее, отражающееся во всех зеркалах, и, часто, характерное для всех участников, и отличное.

В чем же особенность проведения интервизионного процесса методом группанализа? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо вспомнить, чем интервизия отличается от супервизии. Интервизия - это супервизия "равных среди равных". Если в процессе супервизии происходит взаимодействие более опытного специалиста, наставника, с менее опытным супервизантом, то в процессе интервизии происходит обсуждение интервизируемого случая среди равных специалистов. Процесс интервизии основан на том, что "все люди разные", и эта "разность" позволяет, один и тот же случай, одну и ту же ситуацию увидеть и проанализировать по разному, а следовательно, найти разные способы "решения" заданной ситуации.

Применяя в процессе интервизии группаналитический метод, мы создаем несколько возможностей.

Первая. В процессе слушания интервизируемого случая, бессознательное интервизорской группы создает "зеркало" случая. Интервизорская группа начинает "разыгрывать" предъявляемую для интервизии ситуацию "здесь и сейчас", что позволяет через анализ состояния самой группы и отношений внутри нее непосредственно познакомиться с интервизируемым случаем и "увидеть" "отзеркаливаемые" бессознательным группы неосознаваемые процессы, ей управляющие.

Вторая исходит из аллегории группы, известной группаналитикам. Группа - это оркестр, а каждый участник - это инструмент, не только "играющий свою партию/тему, но и резонирующий с опредеденной темой". Группа, бессознательное группы, - это совокупность индивидуальных бессознательных ее участников. И каждый участник группы, слушая предъявляемый для интервизии доклад, участвуя в его обсуждении, откликается на свою, близкую для него, часть доклада, тему. Тем самым, возникает возможность увидеть разные стороны предъявляемой ситуации, которые крайне затруднительно, а скорее - невозможно, выделить при индивидуальном анализе ситуации.

Теперь несколько слов о том, чем групповая интервизия, проводимая в рамках группового анализа, может быть полезна психотерапевтам, проводящим индивидуальную психотерапию. Предъявляя случай индивидуальной терапии в интервизорской группе, проводящейся в рамках группаналитического метода, интервизант получает следующие возможности.

Первая, неоспоримая возможность, вытекающая из факта наличия группы, - получение разных взглядов на предъявляемую к анализу ситуацию.

Вторая. Бессознательное группы, отражая бессознательное пациента из предъявленного случая, раскрывает его во всей широте отношений со значимыми фигурами, как реальными, так и виртуальными. Например, один или несколько участников интервизорской группы могут идентифицироваться с пациентом из исследуемого случая и общаться из этой позиции с окружающими. Возникшее в этом "отраженном общении бессознательного" ролевое распределение, позволит выявить значимые для пациента фигуры, которые, возможно даже, не были выявлены в процессе индивидуальной терапевтической беседы. Это позволит интервизанту увидеть новые пути развития терапии данного пациента.

Третья. Бессознательное каждого участника интервизорской группы, идентифицируется с частью бессознательного, предъявленного в случае, пациента, тем самым максимально отражая его различные стороны.

Четвертая. Группаналитический метод позволяет, в процессе интервизии, выявить особенности бессознательного интервизанта, тем или иным способом влияющие на терапевтический процесс и, возможно, в какой-то степени, тормозящие его.

Еще несколько особенностей интервизорской группы, идущей в рамках группового анализа. В рамках группового психоанализа проходят и супервизии. В ситуации, когда группаналитик приходит к более опытному коллеге и в индивидуальном формате докладывает и разбирает с ним случай. Во всех же случаях, когда участвует группа, даже в том случае, если ее ведет более опытный динамический администратор - это интервизии, так как идет работа всей группы. Кроме того, для проведения интервизионной работы в рамках группаналитического метода, не обязательно, чтобы участники группы были с ним знакомы, достаточно того, чтобы динамический администратор, ведущий интервизионный процесс, был групповым психоаналитиком.

И еще одно. Интервизионный процесс, ведущийся в рамках группового психоанализа, как уже отмечалось, включает в работу бессознательное каждого участника. Это повышает эффективность деятельности и, вместе с тем, приближает интервизионный процесс к терапевтическому, и работа интервизирской группы часто "сваливается" в терапевтический процесс. Это, естественно, мешает интервизионному процессу. Вместе с тем, если если эти два процесса вести параллельно, но, естественно, в разное время и разными ведущими, это повысит эффективность не только профессионального, но и личностного самопознания каждого участника. Особенно необходимо такую параллельную работу вести в том случае, если участники интревизорской группы не являются группаналитиками.



Просмотров: 623
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Отзыв участницы группы "Навстречу к себе"
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • "Лови дракона", или 10 недель мужской группы. Неделя 1
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Портрет подростка группы "Суицид"
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • Феномен "Группы смерти"
  • ОТЗЫВЫ с группы по "ТЕЛЕСКЕ"
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Освещения группового процесса "здесь и сейчас"
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Механизм воздействия сказок (в рамках метода "Архетипический фокус").
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь