Часто задаваемые вопросы о психодраме. FAQ

Павел Корниенко, v1-1000 от 29.07.2017

 

1. Общие вопросы1.1. Психодрама — это что?

Психодрама — один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 95 лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в группах обучения коммуникативным навыкам и т. д.

Создатель метода Дж. Л. Морено определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо фрагменты из реальной жизни человека, либо его внутренний мир. Это позволяет исследовать сложности человека как во внешнем, так и во внутреннем мире и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.

 

1.2. Как в психодраме происходит психотерапия?

Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуаций. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации. В группе обычно разыгрывание происходит с помощью других людей, а в индивидуальной терапии — с помощью стульев, предметов и терапевта.

Такое разыгрывание часто дает возможность быстрее понять проблемную ситуацию и освоить новые способы поведения в ней, чем классическая терапевтическая беседа.

Но в то же время будет неверно считать, что психодрама состоит только из разыгрывания сцен. Например, в индивидуальной работе обычно основное время отдается терапевтической беседе, а психодраматическое действие занимает 10–15 минут, и то не всегда, а когда клиент видит в нем пользу.

 

1.3. Почему психодрама так странно называется?

Слово «психодрама» происходит от греческих слов psyche — душа и drama — действие. Но для русского языка название «психодрама» оказалось не слишком точным — оно вызывает не соответствующие реальности ассоциации с «драмой» и театром.

По своей сути психодрама — это интегративная психотерапия, которая построена на анализе действий (а не мыслей) и направлена на получение нового коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.

А более точным переводом на русский язык могли бы быть словосочетания «терапия действием» или «терапия психических процессов».

 

1.4. Какие бывают психодраматические группы?

По своим задачам группы можно условно разделить на терапевтические, учебные и демонстрационные.

Группы бывают очень разными по продолжительности, в диапазоне от двухчасовой однократной встречи до серии занятий в течение нескольких лет.

Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.

Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.

Группы могут отличаться по формам работы: например, один ведущий может делать индивидуальные психодраматические работы с каждым участником группы, другой предпочитает групповые формы работы.

Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.

Таким образом, всех возможных вариаций — огромное количество.

 

1.5. Насколько распространена психодрама?

Мне кажется, лучше всего ответить на этот вопрос, приведя статистику по сайту www.psihodrama.ru

За период лето 2008 — лето 2011 г. на сайте было объявлено 220 коротких и длинных психодраматических групп в 18 городах. Из них 3/4 пришлось на Москву. И нужно понимать, что это число — это примерно половина всех существующих групп, т. к. есть группы, не объявленные в общем пространстве, которые делаются психодраматистами внутри разных государственных и негосударственных организаций.

 

2. Базовые психодраматические слова2.1. Психодрама, психодраматический метод, психодраматическая работа, драма, драматизация, психодраматическое действие

Психодраматический метод — это метод групповой и индивидуальной психотерапии, специализирующийся на использовании непосредственного действия в разыгрываемых ситуациях в психотерапевтических целях.

Психодраматическая работа — это особый процесс, когда один из участников группы заявляет желание «поработать над своей проблемой», а ведущий и другие участники в отведенное на это время помогают ему разными психодраматическими средствами. Психодраматические работы участников группы — это основной вид психотерапии, происходящий в психодраматических группах. Психодраматическую работу называют так же просто работой, ее же называют драматизацией, ее же драмой, ее же психодраматическим действием или просто действием, и ее же называют психодрамой в узком смысле.

А вот когда мы видим в тексте просто «психодрама», нам приходится угадывать, что имеется ввиду — психодраматический метод или психодраматическая работа.

 

2.2. Директор, протагонист, дополнительные я, акзилари, сцена, дубль

Ведущего психодраматической группы и психодраматических работ называют директором. Участника группы, который работает над своей проблемой, на время этой работы называют протагонистом. Участники группы, которые играют роли в работе протагониста, называются акзи́лари или «дополнительные я», но иногда их не слишком правильно называют актерами. А все оставшиеся участники группы становятся зрителями.

Психодраматическая работа для протагониста происходит в части пространства комнаты, называемом психодраматической сценой или просто сценой. Акзилари, который играет роль самого протагониста, называется отдельным словом — дубль. При этом похожее слово дублирование — это совсем другое.

 

3. Классические вопросы3.1. Имеет ли психодрама что-то общее с театральным искусством?

Ответ на этот вопрос будет сильно зависеть от выбора критерия сравнения. Общим будет то, что в психодраматическое действие обычно, так же как в театральном искусстве, вовлекаются все зрители и они эмоционально проживают происходящее вместе с протагонистом. Но в отличие от театрального искусства, психодрама, в первую очередь, происходит для терапевтической пользы протагониста, играющего свою историю, а не для того, чтобы вовлечь и впечатлить зрителей. Утрированно это можно выразить так: если зрители будут скучать от происходящего действия, но оно будет полезным для протагониста, то зрителям придется потерпеть и дождаться своей очереди быть протагонистом, т. к. психодрама — не театр, а в первую очередь психотерапия.

 

3.2. С какими проблемами работает психодрама?

У психодрамы, как у любого из больших классических методов психотерапии, нет ограничений по темам, с которыми можно работать. Психодраматические средства исследования «внутреннего мира» и «взаимодействия с другими и с самим собой» подходят для большинства сложностей, с которыми сталкиваются люди. А так как психодраматисты — это в первую очередь психотерапевты (просто со специализацией в психодраме), то в тех случаях, когда психодраматические средства не будут подходить клиенту, то психодраматист всегда сможет работать и с помощью обычного разговора.

 

3.3. Сколько надо ходить на психодраму?

Строго говоря, ответить на этот вопрос в отрыве от конкретного клиента и его проблемы невозможно. Кроме того, ответ сильно зависит от собственных целей человека. Некоторым людям достаточно небольшого улучшения их состояния и выхода из кризиса. А другие «входят во вкус» и хотят изменений во всех сферах жизни.

Психодрама объединяет в себе как элементы проблемно-ориентированной краткосрочной психотерапии, так и классической психотерапии, направленной на развитие личности. Если человек на группе выступает в роли протагониста и работает с некоторой своей проблемой, то в большинстве случаев проблема начинает сдвигаться с мертвой точки с одного раза. А с другой стороны, для того чтобы почувствовать на себе эффекты классической развивающей групповой психотерапии, большинству людей, не обладающих предварительной подготовкой, нужно 3–6 месяцев работы в терапевтической группе с постоянным составом участников.

 

3.4. Говорят, на психодраме много слез. Это правда?

Когда как — это сильно зависит от стиля ведущего группы. В любом методе психотерапии, когда мы соприкасаемся с болезненными темами — это может вызывать слезы, а когда слезы являются признаком освобождения подавленных переживаний, то они приносят долгожданное и устойчивое облегчение.

С другой стороны, психодраматистам хорошо известно, что слезы — это отнюдь не показатель глубины психотерапевтической работы. Можно научиться вызывать слезы у собеседника, но терапевтическая польза не в слезах, а в освобождении подавленных переживаний, которое бывает далеко не в каждых слезах.

Да и не всем людям в принципе свойственно плакать, и это нисколько не делает их психотерапевтическую работу менее эффективной.

 

3.5. Нужны ли актерские способности, чтобы играть роли в психодраме?

Актерские способности или опыт для психодрамы совсем не нужны. Даже наоборот, если человек какое-то время развивал в себе умение «сыграть» что-то, то это умение может поначалу мешать ему быть естественным в собственных психодраматических работах. И как это ни удивительно, актерская подготовка зачастую мешает играть роли даже в чужих психодраматических работах, т. к. похоже, что в психодраме актеры не столько должны играть роли, сколько просто подходить на выбранную роль и дальше только быть в ней самими собой.

 

3.6. Психодрама — это секта?

Конечно же нет.

Психодрама — это метод социально-психологической работы с людьми, который активно используется во всем мире, в т. ч. в государственных учреждениях, относящихся к системам образования, здравоохранения и социальной защиты. И во многих европейских странах психодрама включена в реестр официально признаваемых методов психотерапии и эффективно применяется уже десятки лет.

 

3.7. Мне не верится, что к психодраме клиенты будут относиться серьезно!

Среди студентов, начинающих обучаться психодраме, распространено опасение, что «простые клиенты» «не согласятся» делать эти «странные психодраматические действия».

Интересно, что реальность часто оказывается противоположной этому представлению. На практике психодраматические техники хорошо работают с «простыми клиентами», в т. ч. и на первых консультациях. Это связано в первую очередь с простотой и наглядностью психодраматических действий. А интенсивность переживания эмоций в ролевой игре позволяет таким клиентам не только получить быстрые результаты, но и почувствовать субъективную удовлетворенность работой.

Но естественно, психодраматерапевту нужно уметь делать так, чтобы психодраматическое действие было понятно и логично для клиента в контексте его потребностей. Этому не так просто научиться, и обычно психодраматические навыки вызревают только к 5–6 году с начала обучения психодраме.

 

3.8. Как правильно писать психодраматические термины?

На настоящий момент устоявшиеся написания такие:

  • психодрама (неправильно: психодрамма)
  • шеринг (неправильно: шерринг)
  • психодраматерапевт (неправильно: психодрамотерапевт/психодрама-терапевт)

 

4. Особенности метода4.1. Психодрама работает только с группами?

Исторически психодрама возникла как метод групповой психотерапии, и поэтому в психодраме очень много средств именно для работы с группой. Но в дальнейшем выяснилось, что многие психодраматические приемы эффективны и в индивидуальной психотерапевтической работе и в некоторых случаях помогают клиенту сделать значительно большую эмоциональную работу чем другие психотерапевтические приемы. На данный момент множество психодраматических техник используется психотерапевтами самых разных направлений в индивидуальной работе.

 

4.2. В каких областях применяют психодраму?

За свою 95-летнюю историю развития психодрама применялась в самых разных областях психологической и социальной практики и накопила множество практических наработок.

У психодрамы есть две большие «зоны применения»: она может быть способом для решения актуальных сложностей человека, а может быть средством для его самопознания и саморазвития.

Психодрама относится к очень гибким методам работы с человеком и группой, она эффективна в самых разных областях. Психодраму используют:

  • Как метод групповой психотерапии, развивающий и расширяющий возможности психически здоровых людей.
  • В индивидуальной психотерапии и краткосрочном психологическом консультировании.
  • В группах самопознания, личностного роста, обучения практическим навыкам (например, в бизнес-тренингах, в обучении иностранному языку).
  • В психологическом консультировании в системе дошкольного и школьного образования.
  • В психологической работе с детьми дошкольного и школьного возраста. В работе с подростковыми группами (в т. ч. с девиантным поведением).
  • Со сложными контингентами, например, в реабилитации наркозависимых (по всему миру) и в тюрьмах (в США).
  • В организационном консультировании, а также как инструмент в проектной деятельности (например, в ОДИ).
  • В групповых проектах по исследованию разных сторон социальной жизни, культуры, искусства, истории.

 

4.3. Что такое монодрама?

Монодрама — это вид психодраматической работы, в котором не используются участники группы в качестве актеров, а все психодраматическое действие реализуется с помощью пространства, стульев, предметов и терапевта. Иногда этот вид работы используется в группе, но в первую очередь, он удобен именно для индивидуальной психодраматической работы с клиентами.

 

4.4. Как работает психодрама в индивидуальной работе?

Психодраматическая подготовка обучает особому стилю индивидуальной работы с клиентами. Стилю, в котором классический инструментарий психотерапевта расширяется множеством маленьких терапевтических приемов. Эти приемы экологичны, просты и увлекательны для клиента — и при этом эффективны, т. к. дают клиенту пережить новый эмоциональный опыт. Психодрама эффективна в индивидуальной психотерапии по нескольким причинам:

  • Психодраматические техники хорошо работают с клиентами независимо от степени их знакомства с психологией за счет того, что они понятны и наглядны для психики любого человека. Это увеличивает эффективность работы и часто дает клиентам ясное понимание результата.
  • Психодрама умеет хорошо опираться в работе на «мыслительные метафоры» самого клиента, значимые, важные и естественные для него. Благодаря чему не требует от клиента освоения нового для него языка или принятия другой модели мира.
  • Опора на психодраматическое ролевое взаимодействие позволяет терапевту создавать упражнения и «эксперименты», обладающие выраженным развивающим и терапевтическим эффектом для клиента.
  • Психодрама в своей работе часто опирается на социально привычные формы взаимодействия между людьми (встреча, разговор, прощание и т. д.). Это увеличивает связность психотерапевтического процесса с привычным опытом, что дает дополнительную эффективность и экологичность работе.

 

4.5. Что развивает психодраматическое обучение?

  1. Психодрама развивает особый вид мышления психотерапевта, который так и называют «психодраматическое мышление». Это особый способ понимания психических процессов. Вот, например, некоторые его грани:Происходящее в психике понимается как композиция взаимодействующих друг с другом сил.
  2. Характерология клиента может быть понята через реконструкцию истории его взаимодействий с другими людьми в прошлом.
  3. Психодрама очень эффективно развивает профессиональную чувствительность к эмоциональным процессам других людей.
  4. Общепризнано, что психодраматическая подготовка является одной из лучших для развития умений понимать, чувствовать и вести групповые процессы.
  5. Психодрама дает возможность для развития всего многообразия коммуникативных навыков, т. е. способов конструктивного взаимодействия в самых разных ситуациях.

 

4.6. Чем психодрама отличается от расстановок по Хеллингеру?

Психодрама достаточно сильно отличается от системных семейных расстановок по Хеллингеру. При внешнем сходстве эти подходы имеют очень разную теорию и практику.

В первую очередь надо сказать, что психодрама относится к феноменологическим методам психотерапии. Это значит, что у психодраматистов нет собственных идей про то, что было бы правильно делать клиенту как в во время терапевтической работы так и в жизни. Если протагонист построил терапевтическую сцену и начинает делать в ней что-то противоположное представлениям о правильном директора группы — то он имеет на это полное право.

Для того чтобы еще хоть что-то сказать об отличиях, приведу несколько примеров. Терапевтические эффекты психодраматической работы в большей степени, чем в расстановках, достигаются через:

  1. Разборе конкретных и зачастую бытовых жизненных ситуаций в которых непосредственно проявляются все дисфункциональные паттерны поведения.
  2. Развитие способностей к эмпатии (реалистичному пониманию других людей) и рефлексии себя самого.
  3. Развитие спонтанности поведения: свободы, открытости и конструктивности во взаимодействии с другими людьми.
  4. Обучение новым способам взаимодействия со своими состояниями, чувствами, фантазиями, проблемами, желаниями, потребностями и любыми другими «объектами внутреннего мира».

Кроме того, психодрама в своей работе опирается на классическую групповую психотерапию. В психодраматических группах поддерживается эмоциональное взаимодействие участников между собой и развитии отношений в группе. Через это групповая психотерапия дает людям возможность постепенно приобретать новый межличностный опыт, который затем переносится и в реальную жизнь.

 

4.7. Насколько психодрама эффективна?

В профессиональной среде психодрама считается сопоставимой по общей эффективности с другими классическими психотерапевтическими подходами. Кроме того, есть набор областей, в которых «индекс эффективности» психодрамы несколько выше, чем «средний по больнице», это:

  • краткосрочное ориентированное на проблему психологическое консультирование;
  • групповая психотерапия (очень эффективно работает сочетание психодрамы и классической групповой психотерапии);
  • работа с детьми и подростками (в т. ч. со сложными контингентами);
  • групповое интерактивное обучение любым знаниям и навыкам.

 

4.8. При каких уровнях патологии можно применять психодраму?

Вопрос: При каких уровнях функционирования, патологии (невротический, пограничный, психотический) можно применять психодраму?

Несмотря на то, что на данный момент основная линия развития метода направлена на людей, относящихся к «норме», существует и клиническая психодрама. Психодраму в клинической практике начал использовать сам создатель метода Якоб Леви Морено, и с тех пор эта линия продолжает развиваться.

Психодраматерапия, по своей сути, направлена на поиск таких терапевтических приемов, которые будут максимально соответствовать собственным психическим процессам человека. И это ее свойство открывает широкие возможности, в т. ч. и в работе с выраженными уровнями патологии.

В работе с пограничным и психотическим уровнем патологии психодрама начинает выглядеть совсем по-другому. Например, в клинической психодраме используются значительно более структурированные правила работы группы, значительно меньший ее размер, и такие группы часто ведет не один ведущий, а двое, или ведущий с помощниками.

Естественно, работа с пограничными и психотическими клиентами требует кроме психодраматического и полноценное психиатрическое образование.

 

4.9. Как психодрама используется в обучении иностранному языку?

  • Как средство, расширяющее возможности педагога по работе с группой. Психодраматическое обучение хорошо учит чувствовать группу, управлять ею и создавать в ней творческое и безопасное пространство. Например, позволяющее использовать в обучении:разнообразные психодраматические групповые упражнения, способствующие включенности участников (например, любые виды творческой работы в малых группах);
  • элементы интерактивности в обучении теории (например, разыгрывая правила грамматики).
  • Психодрама позволяет проектировать и включать в процесс групповые упражнения, направленные на облегчение типовых психологических сложностей обучаемых (например, направленные на работу с «языковым барьером» или со страхом ошибаться).
  • Как средство для создания насыщенного культурными смыслами и эмоционально окрашенного игрового пространства «языковой и культурной среды». Примером может быть ролевая игра: «пойти в гости в английский дом». Такого рода игры могут способствовать увеличению интереса и эмоциональной вовлеченности учеников в процесс обучения.
  • Для создания игр, эмоционально вовлекающих в «реалистичную» коммуникативную ситуацию. Этот вид обучения как при непосредственном участии, так и при наблюдении со стороны задействует естественный, «ситуационный» механизм обучения языку.

 

5. На психодраматической группе5.1. Что нужно знать, чтобы пойти на психодраматическую группу?

Специально ничего знать не нужно. Если в группе есть люди, которые пришли на психодраму впервые, то директор по ходу работы дает все необходимые пояснения.

 

5.2. Как проходит психодраматическая группа?

Чаще всего психодраматические группы проходят по классической схеме:

  1. Разогрев (незамысловатое упражнение, игра или просто разговор в начале работы группы).
  2. Действие (психодраматическая работа для одного из участников или групповое действие на выбранную тему).
  3. Шеринг (разговор по специальным правилам после действия и в завершении группы).

Если группа длится более 3 часов, то этапов становится больше. Обычно неизменно то, что в самом начале — разогрев, а после любого действия и в самом конце — шеринг.

 

5.3. Что такое разогрев?

Разогрев — обычно это простое упражнение, игра или разговор на определенную тему, с которого начинается группа.

Разогрев делается для того, чтобы участники могли постепенно настроиться друг на друга и, что не менее важно, — настроиться на самих себя и те темы, которые сегодня для них актуальны.

В классической схеме психодраматической работы разогрев завершается тем, что несколько участников группы изъявляют желание сделать на группе свою личную психодраматическую работу.

 

5.4. Как участники группы становятся протагонистами?

В определенные моменты группы, обычно тогда, когда в ней появилась безопасная атмосфера, директор спрашивает: «Кто сейчас хочет поработать над какой-то своей темой?» Обычно несколько человек изъявляют свое желание, между ними определяется очередность, и начинаются индивидуальные психодраматические работы.

 

5.5. Как проходит индивидуальная психодраматическая работа?

Обычно индивидуальная психодраматическая работа («драма») начинается с того, что директор некоторое время разговаривает с протагонистом. Директор расспрашивает протагониста про его сложность и спрашивает, что протагонисту хотелось бы для себя сделать в этой работе.

Если протагонисту сложно определиться с ответами на эти вопросы, то директор его поддерживает и предлагает разные варианты. Этот разговор завершается тем, что директор и протагонист договариваются о том, что именно они будут разыгрывать и для чего.

Затем начинается собственно психодраматическая часть, которая состоит из одной или нескольких сцен. А для того чтобы создавать эти сцены, директор с протагонистом приглашают участников группы на разные роли.

 

5.6. Что такое виньетка?

Виньетка — это короткая психодраматическая работа, «психодраматическая работа из одной сцены». Обычно виньетка длится от 2 до 20 минут, в то время как психодраматическая работа занимает в среднем около часа.

 

5.7. Что такое групповое действие? Какие они могут быть?

Групповое действие — это когда ведущий предлагает всей группе что-то сделать. Например, распространенным вариантом является предложение поговорить о чем-то в парах или мини-группах или выполнить какое-то несложное упражнение.

Групповые действия проводятся для самых разных целей. Например, для того, чтобы участники группы получили какой-то опыт, который на следующем этапе будет интересно обсудить.

 

5.8. Что такое шеринг?

Шеринг — это особый вид разговора в терапевтических группах. На шеринге, организованном после после психодраматического действия или упражнения, принято делиться чувствами и переживаниями, возникшими во время этого действия. На шеринге, проходящем в конце группы, принято делиться тем, что было важно сегодня на группе.

Во время шеринга важно придерживаться нескольких классических правил: говорить о себе, а не о других; не давать советов, оценок и интерпретаций другим участникам группы.

И несмотря на все правила, самое сложное в шеринге — это научиться делиться своими чувствами так, чтобы при этом никак не задевать чувства других людей. Этому сложно учиться, но этот навык часто оказывается полезным и в обычной жизни.

 

5.9. Участвует ли как-то группа в психодраматическом действии?

Психодраматическое действие создается протагонистом и директором вместе, об этом процессе говорят как о совместном творчестве, соавторстве. Участники группы, которых выбрали на роли, помогают им, а, соответственно, остальные люди являются зрителями. В то же время директор иногда может попросить зрителей присоединиться к действию, поделиться чувствами или что-то еще.

Важно то, что у хороших психодраматистов неучаствующие в самом действии участники группы все равно эмоционально захвачены происходящим. И благодаря этому, они зачастую получают терапевтическую пользу сопоставимую с пользой для протагониста не вставая со зрительского места.

 

5.10. Что делать, когда меня просят сыграть какую-то роль?

Если совсем просто, то делать нужно то, что попросят директор с протагонистом. Обычно нужно постоять в каком-то месте пространства, сказать какие-то слова или сделать какое-то действие. Когда в драме протагониста появляется какой-то персонаж, то почти всегда директор просит протагониста сначала сыграть этого персонажа самому. После этого участнику группы, исполняющему эту роль, остается лишь более или менее похоже это повторить. В принципе, это очень просто, и это могут сделать все люди без исключения. И если участник группы, например, забыл нужные слова, то он всегда может спросить их вновь у директора без всякого ущерба для терапевтического процесса.

 

5.11. Какие правила в психодраматических группах?

Правила очень простые. Они направлены на то, чтобы всем участникам группы было в ней комфортно и безопасно. Базовые правила таковы:

  • Все участники группы договариваются о конфиденциальности всего того, что происходит и рассказывается на группе.
  • На группе нельзя делать кому-то больно или в каком бы то ни было смысле неприятно. Если, например, создается сцена, в которой один человек бьет другого, то этот удар делается по стулу или подушке, но никогда не по участнику группы.
  • На группе следует воздерживаться от оценивания, давания советов и интерпретирования действий других людей. Ни один человек не может в полной мере знать, какова жизнь другого человека. А оценивать, интерпретировать и давать советы — это значит ставить себя несколько «более сведущим в жизни», чем другой человек, а это не способствует атмосфере равенства всех участников и взаимоуважения в группе.

 

6. Как работает психодрама6.1. Как я могу сыграть роль другого человека? Я же не он? Я же не знаю, что он думает?

Естественно, мы не знаем и не можем знать, что думает и чувствует другой человек. Этого и не требуется. Но в психодраме мы можем сыграть любого человека, как знакомого, так и того, кого мы ни разу в жизни не видели.

Когда директор предлагает протагонисту сыграть некоторого человека, то он помогает протагонисту «войти в роль», и протагонист может просто следовать за инструкциями директора. «Вхождение в роль» — это как бы «погружение в фантазию» об этом человеке.

И интересно то, что такого рода «погружения в фантазии» дают возможность значительно лучше понимать людей и изменять отношения с ними в «настоящей реальности» нашей жизни.

 

6.2. Зачем может быть полезно играть разные роли, особенно вот такие...?

Есть по крайней мере два хороших объяснения, чем полезно играть разные роли в психодраматических работах.

Первое. В детстве благодаря нашему общению с родственниками и знакомыми мы осваиваем характерные для нас способы взаимодействия с людьми. Благодаря тому, что человек играет разные роли в психодраме, он расширяет свои возможности по-разному реагировать в разных жизненных ситуациях.

Второе. Играя разные роли, участники группы часто проживают необычный для себя эмоциональный опыт. И такой эмоциональный опыт, часто оказывается достаточным для терапевтического воздействия на психику человека.

 

6.3. Полезно ли чем-то быть «зрителем» психодраматической работы?

Быть, как говорят психодраматисты, «в роли зрителя», просто смотреть и эмоционально включаться в происходящее часто бывает не менее полезно, чем быть протагонистом. Роль «зрителя» порой позволяет получить все, что может дать психодрама, разве что только в этом есть доля случайности — невозможно предугадать, окажется ли чужая работа полезна или нет.

Бывают участники группы, которые вообще не выдвигают себя, чтобы быть протагонистом. И тем не менее, они часто говорят, что получают много важного для себя и без этого, от одного только присутствия на группе.

 

6.4. Что такое «теле»? Что такое групповое «теле»?

Классическое определение таково: теле — это взаимная эмпатия двух и более человек. Т. е. когда два и более человек настолько «настроены» друг на друга, что способны очень хорошо чувствовать, сопереживать, понимать, слышать друг друга. И как следствие — «быть вместе». В психодраме развитие способностей к эмпатии является одной из центральных ценностей.

Групповое «теле» — это «теле» между всеми участниками группы, включая директора. Иногда в группах бывают такие моменты, когда теле чувствуется особенно сильно. И побыть какое-то время в этой особой «групповой атмосфере» бывает очень важным и «терапевтичным» для многих участников групп.

 

6.5. Чем полезно проиграть сложную ситуацию в психодраме?

Вопрос: Каким образом участие в психодраме в качестве протагониста влияет на дальнейшую жизнь или решение «проигранной» ситуации?

Очень большой вопрос, в каком-то смысле ему посвящено все 3-летнее обучение психодраме.

Психодраматическое разыгрывание — это просто «форма», в которую может быть «включено» большое количество разных терапевтических факторов.

Но если попробовать сказать по возможности просто и обобщенно, то будет примерно так: если в некоторой ситуации клиент испытывает дискомфорт, то это говорит о том, что психика не может «решить» в ней какую-то «задачу, которую начинает решать». А результатом психодраматического разыгрывания будет освоение психикой «способа решать задачи такого типа». Что приводит, по крайней мере, к снижению дискомфорта в таких ситуациях.

 

7. Вопросы об обучении7.1. Чем учебные группы отличаются от терапевтических?

Учебные группы обычно больше размером, и в них, кроме классического психодраматического процесса, еще происходит обучение теории и навыкам, необходимым будущим психодраматерапевтам.

 

7.2. Можно ли мне пойти учиться психодраме, если я не психолог?

Да, это возможно, но в зависимости от базового высшего образования в конце обучения присваиваются разные квалификации.

Участникам, закончившим обучение психодраме, имеющим психологическое или медицинское образование и выполнившим необходимые сертификационные требования, присваивается квалификация «психодраматист» или «психодраматерапевт».

Если у участника нет нужного высшего образования, то ему присваивается квалификация «ведущий психодрамы». Эта квалификация по общепринятому международному стандарту дает ему возможность вести не психотерапевтическую психодраму (т. е. группы освоения навыков, тренинговые группы, группы самопознания и личностного роста, использовать психодраму в организационном консультировании и в проектной деятельности и т. д.).

 

7.3. Что умеет делать обученный психодраматист?

  • Вести психотерапевтические психодраматические группы и группы самопознания (краткосрочные и длительные).
  • Вести индивидуальный прием в краткосрочном психологическом консультировании как психолог-консультант.
  • Вести индивидуальный прием в долгосрочной психотерапии как психолог-психотерапевт.
  • Создавать и проводить тематические психологические занятия и тренинги под актуальные запросы широкого круга населения.
  • Использовать психодраму в различных специализированных видах деятельности: в обучении навыкам, в коучинге, в работе с детьми и подростками и т. д.
  • Опираться на психодраматический метод как на средство для познания мира, других людей и самого себя. И своей психодраматической работой предлагать это другим людям.

 

7.4. Могу ли я как-то использовать этот текст?

Вы можете свободно использовать этот текст в сети Интернет, но при условии, что вы сделаете внизу и вверху вот такую активную ссылку:

  • Ссылка на свежую версию: Павел Корниенко. Часто задаваемые вопросы про психодраму.

Если вы хотите использовать текст где-то еще, пожалуйста, свяжитесь со мной: http://pavel-kornienko.ru/contacts.html

 

Буду рад вашим откликам и замечаниям!



Просмотров: 579
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Детская психодрама - игра в жизнь. Инновационный подход в работе с детьми.
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Что такое психодрама ? Чем она может помочь
  • Психодрама. Структура работы. Актуальность
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • В главной роли - Аппетит. Психодрама для худеющих. Психотерапия избыточного веса 2
  • Психодрама как метод самопознания и исцеления.
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Что такое психодрама и почему именно она?
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Работа группы в унисон | Програмирование пространства
  • Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (1)
  • Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (2)
  • Работа с детьми группы риска
  • Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (продолжение 3)
  • Что такое психодрама?
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Метод необоснованных оценок. Индивидуальный прием в присутствии группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь