Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (продолжение 3)

Продолжаю серию статей, посвященную  интеграции двух психологических практик коучинга и психодрамы. Как показал личный опыт, соединение двух, по многим параметрам весьма различных методов, часто приводит к синергетическому эффекту и взаимно обогащает друг друга.

План нашего изложения предложен в первой публикации. Его основные пункты:

1. Коучинг и психодрама – методологические основания интеграции

2. Психодраматические техники в коучинге 

3. Элементы коучинга в психодраме

 В данной публикации мы завершаем тему 1.«Коучинг и психодрама - методологические основания интеграции».Для того, чтобы понять насколько обоснованна интеграция коучинга и психодрамы, нет ли в их сочетании серьезных теоретических и методологических противоречий, и чем именно методы могут обогатить друг друга, мы соотнесли их между собой по ряду характеристик, взятых в качестве условных параметрических шкал, позволяющих судить о близости друг другу анализируемых методов и о возможной эффективности их интеграции. К  числу таких характеристик мы отнесли следующие:

1.1.Философско-методологическая база психодрамы и коучинга

1.2. Ориентация на раскрытие ресурсов

1.3. Направленность на будущее

1.4. Разделения ответственности

1.5. Объективные показатели психического здоровья клиента

1.6. Роли и позиции консультанта  и клиента

1.7. Глубина психологической работы

1.8. Скорость воздействия, направленность на результат и структура сессии.

Продолжаем  более подробный анализ каждой из характеристик:

1.6. Роли и позиции консультанта  и клиента

В рамках данной характеристикикоучинг и психодрама имеют ряд сходств и ряд существенных различий. Объединяет эти практики следование и коучем и психодраматистом принципу «не давать советов».

Многие консультанты, работающие в стиле коучинга, с гордостью констатируют, что «в отличие от других методов психологического консультирования, коучинг не дает советов, не предлагает готовых решений проблем, не ищет за клиентов ответы на вопросы, как и что нужно делать. Коуч исходит из того, что человек сам знает ответы на все вопросы, но не всегда они у него в активном доступе. Задача коучинга – «запустить» систему, при которой человек сам будет эффективно ставить задачи и решать вопросы» [10]. Ни в коей мере не опровергая эффективность такого подхода, хочется, однако, обратить внимание на то, что и во многих других видах психологических практик, опирающихся на концепции гуманистической психологии, к числу которых относится и психодрама, такие принципы  как «не давать советов», «клиент изначально владеет всеми необходимыми ему ресурсами», «у клиента все правильные ответы есть, нужно только помочь ему их услышать и действовать в соответствии с ними» и т.п., являются базовыми. Остается удивляться, почему эти уже ставшие традиционными в консультировании и краткосрочной позитивной психотерапии постулаты позиционируются как особые отличия коучинга.

По нашему мнению, наиболее важное различие в позиции коуча и психодраматиста по отношению к клиенту относится к сфере ответственности консультанта за состояние клиента.

Для коучинга типичными являются партнерские, равноценные отношения коуча и клиента, а также активная позиция клиента при фасилитирующей позиции коуча. Равенство предполагает разделение ответственности. Основная обязанность коуча состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в клиенте. Основная обязанность клиента заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за собственную жизнь и выполнять все, о чем он договаривается с коучем.

Позиция психодраматиста по отношению к клиенту предполагает большую ответственность за состояние клиента, а также большую степень психотерапевтического воздействия, нежели это регламентируется в отношениях между коучем и его «чемпионом».

Для прояснения позиций ведущего психодрамы, можно воспользоваться классическим перечнем ключевых ролей психодраматиста, выделенных Морено- это аналитик, режиссер,   терапевт, консультант. Келлерман добавляет четвертую  роль  –  группового лидера.  В соответствии с ролевым репертуаром психодраматисты выполняют четыре взаимосвязанные и сложные задачи.

1.      Как аналитики они ответственны за обладание полной и подробной информацией о состоянии протагониста. 

2.      Как режиссеры психодраматисты превращают полученный материал в действо, которое должно быть стимулирующим эмоционально и приятным эстетически. 

3.      Как терапевты они вызывают перемены, воздействуя на протагонистов таким образом, чтобы облегчить исцеление. 

4.      Как ведущие группы они заботятся о конструктивном рабочем климате в группе, который  помогал  бы  развитию  поддерживающего   социального окружения. 

Таким образом, ролевой репертуар психодраматиста по отношению к клиенту имеет более широкий диапазон действия, чем у коуча. Эти различия в диапазоне ролей и позиций консультанта по отношению к клиенту обоснованны различиями самих психологических практик относительно «глубины психологической работы».

1.7. Глубина психологической работы

Коучинг и психодрама обращены к психике на ее различных уровнях. И относительно объекта психологического воздействия методы находятся, скорее, на различных полюсах.  

Коучинг как метод направлен на развитие системы эффективного мышления и аппелирует, прежде всего, к поверхностным уровням сознания, максимально его активизируя. Таким образом, коуч традиционно работает в одной рабочей плоскости - постановка цели, достижение, результат (хотя ряд методик, взятых из НЛП конечно, адресованы к бессознательному). Разблокировка непродуктивных мыслительных процессов остается, зачастую, в когнитивном слое.

Психодрама в качестве таких блоков рассматривает в большей степени психосоциальные характеристики, работает с эмоциональными слоями психики, часто обращается к бессознательным структурам, поэтому психодраматист в своей работе часто спускается в глубину переживаний человека. Морено, называл психодраму "методом, раскрывающим истину души в действии". Э.Барц проводя аналогию между тем, что происходит с человеком во время сна, и с тем как действует психодрама, отмечает, что психодрама «продолжает оказывать на человека воздействие, даже если вскрытые ею глубинные связи и смысл остаются не понятными или не находят словесного выражения. Переживания в психодраме могут привести человека к обновлению, к появлению новой точки зрения на важный для него вопрос» [2]. Позиции психодраматиста, создавая широкие возможности для раскрытия ресурсов клиента, позволяют пробудиться спонтанности в условиях психологической безопасности того уровня, который необходим для каждого отдельного случая психодрамы. 

Несмотря на то, что исследуемые нами методы имеют дело с различными слоями психики, а скорее именно поэтому, их взаимодополнение может быть вполне обоснованным. Интеграция технологий коучинга и психодрамы с их фокусировкой на различных слоях психики и разнообразием технических приемов, может обеспечить большую техническую пластичность, адекватную конкретной заявке клиента, т.е. существенно улучшить эффективность работы и коуча и психодраматиста. Например, в ряде случаев, если в рамках коуч-сессии обнаруживается что у клиента для достижения поставленных целей недостаточно ресурсов или необходимо отработать новую стратегию поведения на уровне навыка, использование психодраматических техник может быть наиболее эффективным для достижения результата. Или наоборот, если в результате психодрамы у клиента наметились новые стратегии поведения, которые могут быть пока смутными и не совсем четкими, и ему необходимо перевести их на уровень осознанности и создания плана действий, будет вполне уместным использовать инструменты коучинга (например, вопросы коуча в соответствии с «рамкой результата»).

1.8. Скорость воздействия и направленность на результат

По скорости воздействия и направленности на результат и психодрама и коучинг находятся на весьма близких позициях.

Психодрама характеризуется как “быстрый” психотерапевтический метод, обладающий многими техническими характеристиками, свойственными кризисной интервенции, терапии, сфокусированной на задаче ограниченного объема, и терапии одной сессии. Одна сессия может продолжаться от одного до четырех часов, а среднее (и оптимальное) ее время — два с половиной часа.

Важнейшей характеристикой коучинга, как метода, является работа с клиентом в рамках контракта, направленного на достижение результата и достижение этого результата за период одной сессии, длящейся от 40 мин. до 1,5 часов.

Такая «технологическая» близость методов обеспечивает успешность их совместного применения как в случае пролонгированной работы с одним клиентом или группой, так и в рамках одной сессии. При этом, независимо от используемого метода, можно сохранить временную и структурную составляющие сессии, условия заключенного контракта, не разрушив при этом ожиданий клиентов относительно результатов консультации или не сломав принятого регламента работы.

Итак, мы определили ряд методологических оснований для использования психодрамы и коучинга  в их взаимном сочетании. Практический опыт работы убедил нас не только в возможности, но и в действенности интеграции этих методов, которая часто приводит к синергетическому эффекту.

Соединение и комбинирование могут быть достигнуты двумя путями. С одной стороны, классическая коучинговая сессия может быть дополнена психодраматическими техниками, а с другой стороны, коучинговые темы и инструменты могут быть использованы в  работе с клиентом или группой в жанре психодрамы.

Продолжение статьи см. в следующей публикации

С уважением к вашему опыту Дурманова Ирина

Коллеги, приглашаю Вас на тренинг

«Методический ЧЕМОДАН»/Как эффективно обучать взрослых людей и управлять аудиторией/

Для всех, кто передает свой опыт, обучает, развивает и развивается: для тренеров, наставников, руководителей. преподавателей

Повышение квалификации, проф. переподготовка/ Удостоверение, диплом

5- 6 и 12 ноября 2016 г.

Подробности и запись на сайте: http://budutrenerom.ru/



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (2)
  • Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (1)
  • Что такое коучинг? Результаты и воздействия коучинга
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Что такое психодрама ? Чем она может помочь
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как быть счастливым на работе? Принципы экзистенциального коучинга А. Лэнгле (часть вторая)
  • Как быть счастливым на работе? Принципы экзистенциального коучинга А. Лэнгле (часть первая)
  • Методы коучинга для управления креативностью
  • Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Время для коучинга.
  • Использование коучинга для принятия управленческих решений
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Суть коучинга. Эффективность коучинга.
  • Инструменты для коучинга: понятия «рабочий процесс» и «групповая динамика»
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • В главной роли - Аппетит. Психодрама для худеющих. Психотерапия избыточного веса 2
  • Когнитивная терапия: метафоры для интеграции самосознания клиента
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Почему для меня как клиента психотерапия работает
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Использование коучинга для повышения нефинансовой мотивации сотрудников
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что такое психодрама и почему именно она?
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь