|
Интеграция ТА и психодрамыАвтор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
В групповой психологической работе с участниками образовательного процесса Такие направления групповой работы как психодрама и транзактный анализ (ТА) широко используют ролевое проигрывание в своем практическом подходе. Авторы статьи сначала использовали каждый отдельно психодраму и ТА. Но практика использования в психодраме подходов ТА и в транзактном анализе техник психодрамы создает дополнительные ресурсы для психологической помощи. Поэтому авторы решили провести анализ сходства и различия теории психодрамы и ТА и найти точки соприкосновения этих двух теорий для лучшегопонимания принципов их совмещения. Исторически эти два направления подпитывались друг от друга, так как разработка психодрамыи ТА (их создателями были Джекобо Морено и Эрик Берн) проходила в один и тот же исторический период. Как пишет библиограф Рене Ф. Марино, в 1942 году в Институте социометрии в Нью-Йорке, который организовал Морено, собирались профессионалы разных специальностей и «в собраниях, проходивших по пятницам, принимали участие, например, Фриц Перлс, Фулкс и Эрик Берн.» [8, c. 15]. А известная немецкая психодраматистка Грете Лейц отмечает, что эти занятия влияли на включение участниками встреч ролевой игры в свои методы, и она считает, что под влиянием этих встреч и Эрик Берн отвел разработанным им трансактным играм важное место в своей теории[6]. Э.Берн так видит сильные стороны психодрамы: «В психодраме можно воспроизвести тяжкие эмоциональные потрясения, что дает субъекту возможность полностью выразить свои чувства и осознать, таким образом, свои накопившиеся страхи и провинности.»[2, c.279]. Рассматриваятеорию психодрамы и теорию ТА, надо сразу обратить внимание на то, что понятия, которые ввели Морено и Берн в свои концепции, очень близки: это – игра, спонтанность, креативность, взаимодействие, и др., У них также близки некоторые практические подходы в психотерапевтической работе. Представим в таблице аспекты сходства и различия этих двух подходов.
продолжение таблицы
продолжение таблицы
продолжение таблицы В результате проведенного теоретического исследования, авторы сделали вывод, что Транзактный анализ в лице школы Гулдингов и психодрама совместимы, хотя и нуждаются в проработке, доработке условий технической совместимости процедур в конкретных случаях работы. Совместимость этих двух направлений обеспечивается высоким уровнем сходства как философских и теоретических позиций, так и сходством процедурных этапов. Наряду со сходством имеются и различия, формирующие специфичность метода, так как методы школы перерешения Гулдингов не идентичны полностью методу,процедуре психодрамы, равно как и психодрама - школе Гулдингов. Однако имеющиеся моменты сходства позволяют в практической работе использовать методы психодрамы с трансактным анализом. Приведем практические примеры совмещения ТА и техник психодрамы в образовательном процессе, применявшиеся авторами. 1) 2) В обоих случаях проигрывание проводилось как психодраматическая техника обмена ролями, техника принятия роли, техника монолог, диалог, двойник, использовались и транзактноаналитические концепии. Концепции транзактного анализа использовались в этих случаях также для концептуализаци понимания процесса ролевой игры и получаемого результата. В частности, понималось, что «игровое» обсуждение правил между участниками образовательного процесса будет стимулировать формирование эго-состояния Взрослого и личностной автономности и способствовать принятию ответственности. Элементы коррекции включали помощь ребенку, испытывающему трудности говорить из роли учителя, в переходе в эго-состояние Взрослого в рамках структурной модели Эго состояний и в эго-состояние Родителя в описании через функциональную модель [9], через психодраматическую технику двойника. Роль двойника в данном случае исполнял ведущий занятия. Мы бы хотели выразить свое согласие с выводом, сделанным Жеральдом Кори в его работе «Теория и практика группового консультирования» - «лично я приветствую интеграцию ТА-понятий и практики с гештальт-терапией и техниками психодрамы». И далее: «Понятия ТА могут быть перенесены в жизнь благодаря использованию методов, характерных для психодрамы...» [2, c.449]. В заключении авторы хотели бы отметить, что представленные в статье ролевые проигрывания требуют высокой точности, как по процедуре проведения, так и по пониманию процесса, поэтому для их применения необходимо соответствующее обучение психодраме или ТА. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|