Интеграция ТА и психодрамы

     В групповой психологической работе с участниками образовательного процесса
наиболее эффективными  с нашей точки зрения являются игровые методы.Это связано   с тем, что обучение через игровую деятельность, то есть через действие, когда  мыслительные процессы  следуют за новым опытом проживания, в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям детей. К сожалению, другие методы обучения и сопровождения, в которых познавательный цикл начинается с подачи информации на рациональном уровне, пока используются чаще, что создает дисбаланс в сторону когнитивно-рациональных подходов, опирающихся на понятийное мышление.

      Такие направления групповой работы как психодрама и транзактный анализ (ТА)   широко используют ролевое проигрывание в своем  практическом подходе.

      Авторы статьи сначала использовали каждый отдельно психодраму и ТА. Но практика использования в психодраме подходов ТА и в транзактном анализе техник психодрамы создает дополнительные ресурсы для психологической помощи. Поэтому авторы решили провести анализ сходства и различия теории психодрамы и ТА и найти точки соприкосновения этих двух теорий для лучшегопонимания принципов их совмещения.

      Исторически эти два направления подпитывались друг от друга, так как разработка психодрамыи ТА (их создателями были Джекобо Морено и Эрик Берн) проходила в один и тот же исторический период. Как пишет библиограф Рене Ф. Марино, в 1942 году в Институте социометрии в Нью-Йорке, который организовал Морено, собирались профессионалы разных специальностей и «в собраниях, проходивших по пятницам, принимали участие, например, Фриц Перлс, Фулкс и Эрик Берн.» [8, c. 15].  А известная немецкая психодраматистка Грете Лейц отмечает, что эти занятия  влияли на включение  участниками встреч ролевой игры  в свои методы, и она считает, что под влиянием этих встреч и Эрик Берн  отвел разработанным им трансактным играм важное место в своей теории[6].

     Э.Берн так видит сильные стороны психодрамы: «В психодраме можно воспроизвести тяжкие эмоциональные потрясения, что дает субъекту  возможность полностью выразить свои чувства и осознать, таким образом, свои накопившиеся страхи и провинности.»[2, c.279].

      Рассматриваятеорию психодрамы  и теорию ТА, надо сразу обратить внимание на то, что понятия, которые  ввели Морено и Берн в свои концепции, очень  близки: это – игра, спонтанность, креативность, взаимодействие, и др.,  У них  также близки  некоторые практические подходы в психотерапевтической работе. Представим в таблице  аспекты сходства и различия этих двух подходов.
Таблица 1 Сравнение концепций психодрамы и транзактного анализа

Интеграция ТА и психодрамы

 

 продолжение таблицы

 

 продолжение таблицы

 

 

 

 

 

продолжение таблицы

     В результате проведенного теоретического исследования, авторы   сделали вывод, что Транзактный анализ  в лице  школы Гулдингов и психодрама совместимы, хотя и нуждаются в проработке, доработке условий технической совместимости процедур в конкретных случаях работы.  Совместимость этих двух направлений обеспечивается  высоким уровнем сходства  как философских и теоретических  позиций, так и сходством процедурных этапов.

         Наряду со сходством имеются и различия, формирующие специфичность метода, так как методы школы перерешения Гулдингов  не идентичны полностью методу,процедуре  психодрамы, равно как и психодрама - школе Гулдингов. 

     Однако имеющиеся  моменты сходства позволяют в практической работе использовать  методы психодрамы с трансактным анализом. 

      Приведем практические примеры совмещения ТА и техник психодрамы в образовательном процессе, применявшиеся авторами.   

1)
Ролевое проигрывание использовалось в рамках программы адаптации учащихся 5
классов, в форме игры «Педагогический Совет», где дети играли учителей,
выставляющих итоговые оценки. Игра помогала учащимся понять мотивацию учителей
при выставлении оценок, что способствовало адаптации. При построении и
коррекции транзакций между участниками применялось транзактноаналитическое понимание эффективных и неэффективных транзакций [9].

2)
Дети в аналогичной ролевой игре разрабатывали правила школы, как из роли
учащихся, так и из роли учителя, что способствовало принятию школьных правил.
Использовалась концепция контракта, и сбалансированность школьных правил,
разрабатываемых участниками, рассматривалась с точки зрения их ответа на  психологические потребности по Э.Берну, с точки зрения сбалансированности вклада участников, а также с точки зрения концепции трехстороннего контракта Фаниты Инглиш [11].

     В  обоих случаях проигрывание проводилось как психодраматическая техника обмена ролями, техника принятия роли, техника монолог, диалог, двойник, использовались и транзактноаналитические концепии. Концепции транзактного анализа использовались в этих случаях также для концептуализаци понимания процесса ролевой игры и получаемого результата. В частности, понималось, что  «игровое» обсуждение правил между участниками образовательного процесса будет стимулировать формирование эго-состояния Взрослого и личностной автономности и способствовать принятию ответственности. Элементы коррекции включали помощь ребенку, испытывающему трудности говорить из роли учителя, в переходе  в  эго-состояние Взрослого в рамках структурной модели Эго состояний и в эго-состояние Родителя в описании через функциональную модель [9], через психодраматическую технику двойника. Роль двойника в данном случае исполнял ведущий занятия.

         Мы бы хотели  выразить свое согласие с  выводом, сделанным  Жеральдом Кори в его работе «Теория  и практика группового консультирования» - «лично я приветствую интеграцию ТА-понятий и практики с гештальт-терапией и техниками психодрамы». И далее: «Понятия ТА могут быть перенесены в жизнь благодаря использованию методов, характерных для психодрамы...» [2, c.449].

         В заключении авторы хотели бы отметить, что представленные в статье  ролевые проигрывания требуют высокой точности, как по процедуре проведения, так и по пониманию процесса, поэтому для их применения необходимо соответствующее обучение  психодраме или ТА.

Литература:


  1. Алешин В.Н. Психодрама как инновационный метод
    обучения. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, СПбАППО,  2009.

  2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для
    непосвященных. – СПб, Издательство международного фонда истории науки, 1991

  3. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового
    решения. Теория и практика. Москва. Независимая фирма «Класс» 1997.

  4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама.
    М Независимая фирма «класс», 1993

  5. Кори Джеральд .Теория и практика группового
    консультирования.-М,  Эксмо,2003

  6. Лейц Грете, Сыграть свою жизнь на сцене. – М,
    Академический проект, 2008.

  7. Морено, З. Т. Психодрама: ролевая теория и
    концепция социального атома.// Эволюция психотерапии. Экзистенциально-гуманиcтическая
    психотерапия./ Пер. с англ. – М, Независимая фирма «Класс» , 1998

  8. Рене Ф. Марино. История доктора Джей л. Морено –
    создателя психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. – М, издательство
    «Класс», 2001

  9. Стюарт Ян, Джойнс Вэнн. Современный транзактный
    анализ. Социально-психологический центр, 
    Санкт-Петербург, 1996

  10. Сб. Технологии коммуникации в транзактном
    анализе. Авторы-составители: Соковнина М.С., Соболева Е.С. –СПб, Издательство
    «ОМ-Пресс»,2006.

  11. Инглиш Ф. Трехсторонний контракт. Пер. С нем.
    Соковниной М.С.В сб. Технологии коммуникации в транзактном анализе.
    Авторы-составители: Соковнина М.С., Соболева Е.С. –СПб, Издательство
    «ОМ-Пресс»,2006. С.16-17

  12. Robert Goulding, M.D. Mary Goulding, M.S. W.
    Injunctions, decisions, and redecisions Trans. An. J., 6:1, January 1976
    p.41-48


Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метод психодрамы при работе с наклонностями садо-мазохизма
  • Работа с психосоматикой у детей с использованием техник психодрамы.
  • Немного о методе психодрамы
  • В чем отличие Психодрамы от Расстановок по Хеллингеру?
  • Как выйти из шоковой травмы. Опыт психодрамы.
  • Рецензия: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»
  • Эрик Берн и философия трансактного анализа
  • Детская психодрама - игра в жизнь. Инновационный подход в работе с детьми.
  • Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.
  • На стыке: Эрик Берн
  • Развитие групповой психотерапии с точки зрения сексуальности
  • Типы привязанности у взрослых и Эрик Берн
  • Психоаналитические теории и их авторы
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • 3. Некоторые основные психологические школы и методы психотерапии
  • Креативность с точки зрения современной науки
  • Некоторые сходства и различия воспитания и обучения
  • Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (продолжение 3)
  • Супружеская измена с точки зрения теории теории объектных отношений
  • Психотерапевтическая работа с точки зрения трансактного анализа
  • Зачем нужны внешкольные занятия с точки зрения социализации
  • В главной роли - Аппетит. Психодрама для худеющих. Психотерапия избыточного веса 2
  • Коучинг и психотерапия: различия, сходства, и как понять, что мне нужно?
  • Беспорядок с психологической точки зрения
  • Зарисовки на тему мужской полигамности с точки зрения Юнгианского анализа
  • «Есть контакт!!!» – Ченнелинг с точки зрения практической психологии
  • Что дают человеку путешествия с психологической точки зрения.
  • ВСД с точки зрения телесной психотерапии
  • О чем не договаривают клиенты и авторы бестселлеров (история про возвращение мужественности)
  • Сказочный символизм. Ковер-самолет с психологической точки зрения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь