Этот вопрос часто слышу от клиентов, поэтому и решила ответить публично. Скажу банальщину - это два разных метода, у которых два разных родителя. Хеллингер, создавая расстановки, частично взял за основу разработки автора психодрамы Якоба Леви Морено. Я же постараюсь отразить свое видение разницы этих двух подходов. Их предостаточно. Психодрама - групповой метод терапии, представляет собой импровизацию внутреннего мира человека и его сложных жизненных ситуаций. Во время сессий есть возможность отобразить разные стороны жизни личности, в отличии от расстановок по Хелингеру. С точки зрения Берта Х., все проблемы имеют корни в травмах, нанесенных человеку в системе семьи. Все ли так однобоко? И возможно ли при такой постановке вопроса решить остальные, которые порой встают перед психотерапевтом? Могу сказать про себя, как клиента, что расстановки вряд ли помогли бы мне решить проблемы, которые копились годами в семье, в школе и на работе. Насколько мне известно расстановка - явление одноразовое. И я допускаю пользу от одной сессии талантливого терапевта. И от одного семинара. Смотря какая задача стоит, и какая цель преследуется. Допускаю пользу от расстановок, как от ПЕРВИЧНОЙ сессии гештальта или трансактного анализа, после которых клиент уходит с чувством облегчения, потому что, в любом случае, получает принятие и присутствие терапевта. Примерно с 2003 года Берт Хеллингер изменил свое понимание расстановочной работы и в его исполнении она перешла в область духовной практики, поэтому его метод нельзя назвать терапевтическим. И это основное отличие Психодрама, как метод, способна решать разные задачи, вплоть до проблем большого трудового коллектива. С ее помощью можно регулировать конфликты и повысить уровень продаж, выявить саботажников и посмотреть на членов коллектива по-новому. Она может дать больше остальных методов даже в одной сессии. Как пример - у клиентки прошли симптомы психосоматической аллергии. Протагонист (клиент в психодраматической сессии) во время драмы выступает в роли режиссера, постановщика и актера, одновременно, проживая таким образом травмирующую ситуацию с разных сторон и получая новый опыт, помогающий впоследствии иначе смотреть на пережитое. В ходе терапии клиент имеет возможность разглядеть ситуацию со стороны и в безопасной обстановке обрести новое видение, внеся собственные изменение в проигрываемую сцену. Цель терапии - улучшить свои взаимодействия с миром в целом. Психодраматический процесс - это обучение человека самостоятельному решению своих проблем. Через обмен ролями, человек сам создает этот внутренний мир на сцене, побывав в роли каждого персонажа драмы. В расстановках терапевт (сомневаюсь в правильности определения) опирается на поле, и клиент имеет меньше возможностей вмешиваться в процесс, которым руководит ведущий. Он пассивен и выбранные на роли фигуры людей сами интуитивно двигаются и решают, как им лучше расположиться в этой ситуации. Все происходит в молчаливой тишине. Что касается роли терапевта драмы, то, исходя из задач, поставленных клиентом, усложняется и его ответственность. Директор (психодрама-терапевт, ведущий группы) во время драмы играет три роли - фасилитатора,терапевта и аналитика. Благодаря владению техниками дублирования, зеркала, обмена ролями, терапевт помогает клиенту открыть свои чувства и назвать вещи своими именами - выразить свою злость, негодование, презрение и разочарование. Все то, что опасно было разместить в реальной жизни, получить разрядку, новый ресурс и нового себя, способного на поступки, которые были в запрете. В отличии от психодраматиста, роль ведущего расстановок опосредована, техники расплывчаты и тяготеют к мистике. Человеку становится легче от созерцания происходящего на площадке процесса. По вере участников да будет им! Любая теория имеет место быть и каждый выбирает то, что ему ближе. Мне нравится психодрама, с ее спонтанностью и возможностью решать разные задачи клиента с помощью его же возможностей, которые проявляются во время сессии. Приходите на ближайший семинар, чтобы увидеть в чем прелесть психодрамы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.