В главной роли - Аппетит. Психодрама для худеющих. Психотерапия избыточного веса 2

 

В течение многих лет я занимался проблемой избыточного веса, помогая людям избавляться от лишних килограммов. Деятельность эта была широка и разнообразна: помимо поведенческих тренингов, направленных на формирование пищевого поведения, я вел и продолжаю вести индивидуальный прием для тех, кто решает продолжить работу с психотерапевтом, консультировал детей, страдающими избыточным весом, и родителей этих детей, занимался подготовкой специалистов в данной области, проводил научные исследования. И был еще один проект. Речь идет о психодраматической группе для людей, снижающих вес. Об этом опыте сегодняшняя статья.

Рассказывать о психодраме – дело непростое и неблагодарное, сам метод не предполагает лишних слов, предпочитая действие вербальной активности.

В психодраме человек, становясь и актером и режиссером и автором сценария своей судьбы, разыгрывает важные жизненные ситуации, ищет выход из сложившихся обстоятельств, оказывается способным управлять собственными чувствами, договариваться с самим собой, учится понимать своих близких и влиять на события своей жизни.

Темой для действия может стать что угодно: сцены сегодняшних дней, события прошлой и даже будущей жизни. Разумеется, работа может развернуть нас от событий внешних к событиям внутренним, и тогда на сцену выходят внутренние чувства, сны, мысли и переживания главного действующего лица.

Человека, обратившегося за помощью, просят не рассказывать о том, что его волнует, его просят показать это.

Работая с темой лишних килограммов, мы можем разыграть сцену с праздничным застольем и найти способ отказать хлебосольной хозяйке с огромным куском лишнего пирога. Можем вернуться к событиям, когда набирался вес и отыскать психологические причины происходящего. Можем встретиться с собой стройной и уверенной и попросить совета. Можем поговорить со своим аппетитом. Можем многое. Но показывать, так показывать!

 

Действие первое. Образ стройности

Вообразите: человек пятнадцать, поднявшись со своих мест и раздвинув стулья, бродят по залу. Ведущий дает нехитрое задание: представьте себе, что через наш зал проходит линия времени. Вот здесь (ведущий указывает на один из углов комнаты) – сегодняшний день (ведущий называет дату встречи группы). Вон там (указывает на противоположный угол) – далекое будущее, много-много лет спустя. Между этими точками есть день завтрашний, ближайшее лето и год спустя и так далее… Все это – наше будущее. Мы не знаем наверняка каким оно будет, но мы можем предполагать о нем, заглядывать туда, узнавать его… И где-то на этой линии есть день и час, где вы предполагаете себя стройной, где, быть может, это особенно важно. Походите по этой линии и найдите место, где захочется остановиться. Не спешите, какие-то мысли могут приходить спонтанно.

И вот, спустя пять-семь минут, группа выстраивается в неровную линию из угла в угол. Ведущий, «передвигаясь во времени», переходит от одного участника к другому, вооружившись двумя простыми вопросам: что это за время и что это за место, в котором мы оказались? Давайте и мы послушаем, что говорят:

- Ближайшее лето, я на пляже, мужчины оборачиваются в мою сторону.

- Прошло полгода, я у лечащего врача, он очень удивлен, разводит руками, но отменяет гипотензивные препараты.

- Выпускной у сына, я в красивом платье, ребенок гордится мной.

- Встреча выпускников, мне говорят, что я хорошо выгляжу.

- Я старенькая бабушка, на крылечке дома, внуки бегают, и я за ними успеваю.

- И т.д., и т.п.

Быстро так пробежались из конца в конец. На каждого – минута максимум. Но у кого-то от собственных слов или от слов соседа уже слезы на глазах. Значит, разогрелись, готовы работать дальше. А дальше мы выбираем для драмы тот образ, что у большей части группы вызвал самые сильные чувства.

Выбрав образ и договорившись о том, зачем нам с ним встречаться, выстраиваем сцену. Можем использовать пустые стулья, а можем пригласить участников группы помочь сыграть ту или иную роль (важно только дать вспомогательным лицам – так помощники называются в психодраме – инструкцию четко следовать словам главного действующего лица – протагониста). В любом случае, меняясь по очереди с каждым персонажем сцены, протагонист говорит сам с собой. Никаких заготовок нет и поэтому, куда выведет этот диалог с собой, заранее никто не знает.

А образ, с которым собрались встречаться, ох, и заряжен прямо-таки эмоциями.

- Вечер, я с мужем и ребенком, которому год. Просто гуляем по улице.

Здесь позволю себе небольшую ремарку: слова эти принадлежат молодой девушке (назовем ее Анной), состоящей в браке, детей у них с мужем нет, а есть множество безуспешных попыток ребенка зачать. Снижать вес изначально Анна пришла по направлению лечащего врача, который обещал, что при нормальном весе шансы на зачатие будут существенно выше.

Выбираем из участников группы «мужа», «стройную Анну», вручаем им «коляску» (вот и пригодились свободные стулья). Да и дорога жестом обозначилась. В этот самый момент мы с реальной Анной их и застали.

Встреча. Слезы. Разговор. И важные слова самой себе.

- Знаешь, мне иногда кажется, что тебя никогда не будет в реальности. И тогда мне становится страшно. И у меня опускаются руки.

Здесь, пожалуй, для полноты картины следует добавить, что каждую реплику протагонист сначала говорит сам, а затем ему же ее повторяет вспомогательное лицо. Ведь все эти слова важно не только сказать, но и услышать. И проговорив эти слова, Анна, обменявшись ролями, отправляется на роль «себя стройной». И, выслушав сказанное, дает очередную реплику, уже из новой роли:

- Мне тоже становится страшно от твоих слов. Мне очень важно, чтобы ты в меня верила.

И снова обмен, и снова и снова. Вспомогательные лица лишь повторяют сказанное, и Анна продолжает диалог с собой.

- Я верю, но иногда бывает трудно. Кстати! Ты же уже снизила вес! Как это было? Трудно?

- Нет, вполне реально.

- А как ты пережила восьмое марта? Не переела? А то я очень боюсь праздников!

- Нет, ничего страшного в праздники не происходило. Лишний кусочек торта в праздник – не повод для паники. И вообще, ты очень строга к себе.

И вновь, вернувшись в «себя сегодняшнюю», Анна слышит от «себя стройной»:

- … И вообще, ты очень строга к себе.

- Просто в праздник я боюсь забыть обо всем на свете. А на следующий день махнуть на все рукой! Как быть?

- Пусть это будет с тобой. Это погремушка твоего ребенка. Она напомнит тебе о нас в нужный момент.

И, обратно поменявшись ролями, наша героиня получает от «стройной себя» превратившуюся в погремушку шариковую ручку.

Работа ведущего – в психодраме его называют директором – на этом этапе состоит в том, чтобы поддерживать диалог, помогать выражать чувства, прояснять суть сказанного, обращать внимание на важное, вовремя предлагать протагонисту играть ту или иную роль.

Но действие подходит к концу. Сцена разбирается. Вспомогательные лица выводятся из ролей. И наступает завершающий этап работы: шеринг, что в переводе с английского – делиться в кругу (или по кругу). Работа в драме – возможность заглянуть во внутренний мир не только другого человека, но и свой собственный. Об этом полезно бывает говорить. Кроме этого, со стороны многое видно по-другому и протагонисту бывает полезно это услышать. И участники выполняют свою работу:

- Когда я была в роли твоего мужа, то чувствовал себя порой лишним. Мне хотелось сказать: знаешь, этого ребенка хотел и я, и, если тебе трудно, ты можешь опереться на меня. Не знаю, ты в жизни обращаешься к мужу за помощью?

- А я подумала, что если у похудения такая важная цель, то вообще любые препятствия можно преодолеть. Я сегодня обязательно сяду и напишу, зачем я худею.

- Я, когда снижаю вес, всегда держу себя в ежовых рукавицах. Я понимаю, что это ни к чему хорошему не приводит, но по-другому не получается. Я хочу это изменить. Спасибо, что дала возможность на это со стороны посмотреть.

 

Действие второе. Аппетит

Мы сидим в кругу. Ровный такой круг. Вот только один стул – пустой. Для кого? Для него! Для Аппетита. (В скобках хочу сообщить, что «аппетитом» мы договорились называть все те желания съесть чего бы то ни было, в то время, когда потребности в пище нет и в помине, а кушать хочется по любым другим причинам: пахнет очень уж соблазнительно, компания собралась, скучно и делать нечего, тревожно и т.д.)

И вот каким разным нам представляется этот персонаж:

- Толстый, лысый, на коротеньких ножках.

- Маленький ребенок.

- Девочка-подросток, неуклюжая какая-то.

- А у меня «Чаепитие» кустодиевское перед глазами.

И характер тоже у каждого свой:

- Добрый очень, гостеприимный.

- Злой.

- Капризный.

- Жадный.

- Напуганный…

И дела и поступки отличаются:

- Принуждает.

- Соблазняет.

- Канючит.

- Запугивает.

- Искушает.

-Требует.

И подогрев до нужного градуса интерес к теме, выбираем протагониста для действия. Валентина.

Директор (Д): Зачем будем встречаться с аппетитом?

Протагонист (П): Хочу понять, от чего зависят его визиты.

Вариантов для построения сцены много, выбираем самый простой: два стула для диалога. Выбираем на роль.

- Аппетит, зачем ты ко мне приходишь?

- Хочу и прихожу!

Насколько раз меняемся ролями, диалог идет вяло.

Д (Директор): Аппетит, а продемонстрируйте, пожалуйста, что вы делаете, приходя к Валентине.

И тут Валентина в роли своего же аппетита начинает демонстрировать нечто невероятное. Голос становится низким и вкрадчивым, движения – сильными и плавными.

- Ммм… Милая, а не хочешь ли попробовать кусочек? Да ладно! Брось кокетничать! Я же знаю, тебе тоже хочется. Это же так вкусно. Так приятно…

Сама героиня как-то скромно, скорее из приличия, отказывается.

Д: Давай посмотрим на это со стороны?

Протагонист выходит из сцены. Вспомогательные лица разыгрывают происходящее. Смотрим.

Д: Ну и на что это все похоже?

П: Ну да! Все как в жизни! Сейчас она (указывает на «себя» в сцене) немного поломается и согласится! А потом на утро будет очень стыдно.

Д: Любопытно! А все-таки! Что эта сцена напоминает тебе? Что происходит между этими двумя? И кем тебе представляется Аппетит?

П: Похоже, что мужчина соблазняет женщину! Да, определенно, в этой сцене есть что-то сексуальное!

Д: «Что-то»?! Ну и от чего же зависят визиты этого господина? Может быть вспомнишь, когда он начал захаживать? Когда вес начал набираться?

И Валентина начинает вспоминать о том, что вес начала набирать, будучи замужем за первым мужем. Муж этот пил, сексуальная жизнь – никакая. А потребность в мужском, именно сексуальном мужском, была. Никаких отношений, кроме как с мужем, никогда и представить себе не могла. Поэтому и появился такой вот заменитель.

Но история историей, а нам нужно наше действие продолжать. Вот и возвращаемся мы с новыми подробностями обратно в сцену диалога с аппетитом. И разговор принимает совсем иной оборот.

- Знаешь, Аппетит, я тебе очень благодарна. Ты ведь мне когда-то очень помог! Это благодаря тебе я не свихнулась, не изменила мужу. Может кто-то скажет, что стоило бы, но это не для меня. С детьми отношения хорошие, людям могу в глаза смотреть. Вот только сейчас у меня другой мужчина. И отношения с ним… Оставь меня в покое. Чего тебе еще от меня нужно?

- Ладно, если у тебя другой мужчина, я не претендую. Если тебе хорошо с ним, я больше волновать тебя не стану. Вот только забываешь ты иногда, что ты – женщина, а рядом с тобой – мужчина. Вот в такие вечера я и прихожу к тебе.

- Это правда! По крайне мере, он обещал не тревожить. А вспоминать о том, что я женщина и правда следует почаще.

И Валентина рассказывает, каким именно образом она будет напоминать себе об этом.

А в шеринге, как водится, каждый о своем: кто-то про свой аппетит что-то узнал, кто-то о своей принадлежности к тому или иному полу задумался, кто-то о чем-то забытом вспомнил.

 

Действие третье. Родственники

А бывает, что и разогреваться нам для работы вовсе не нужно – жизнь разогревает. Приходят участники группы порой, ну прямо горячие, эмоции так и кипят! И не последнюю роль в этом играют те люди, с которыми мы волей-неволей живем бок обок.

- Моя бабушка всегда считала долгом вернуть меня родителям после летних каникул на несколько килограммов больше.

- Мы с мужем через неделю едем к его родственникам на Украину. Как мне там жить?

- Я хочу похудеть, а подруги меня отговаривают, говорят мне и так хорошо (варианты: выбросишь деньги, испортишь здоровье, брось ерундой заниматься; список можно продолжить).

- Свекровь обижается, если я не попробую всего, что она наготовила.

- Моему мужу нравятся очень полные женщины. Он и замуж меня брал такую. А у меня со здоровьем проблемы, врачи в один голос кричат: худей! Даже не знаю, как ему сказать об этом.

Живая тема, не правда ли? Вот и приходится нам приглашать всех этих людей в группу. Разумеется, виртуально, посредством психодрамы. Что может помешать ведущему спросить: посмотри, кто из группы может сыграть твою бабушку (маму, подругу, отца, мужа, его родственников)?

Даша выбирает «маму Галю», обстраивает сцену (несколько стульев воссоздают более чем простую обстановку тесной хрущевской кухни) и входит в этот удивительный мир, и, о чудо, он оживает!

- Даш! Иди поешь! Даш! Смотри, что я приготовила! Как ты любишь! Дашь, да брось ты! Покушай! Совсем ведь исхудала.

Спустя десять минут Даша обрушивается всем своим «исхудавшим» восьмидесятикилограммовым живым весом на «маму». Да, чувства разные бывают. И все они имеют право на выражение. Благо в психодраме можно это сделать безопасно. И настоящая мама, та что дома, не пострадает, и об актерах нашего душевного театра мы тоже придумаем как позаботиться! Чувства схлынули, и даже облегчение какое-то. Дышится так легко, всей грудью. Но что же дальше?

А дальше мы беседуем с «мамой», роль которой исполняет, разумеется, сама Даша.

Директор (Д): Ну что Галина Ивановна, опять с дочерью поругались?

Протагонист, в роли мамы Галины Ивановны (Г.И.): Да. И самое обидное, непонятно за что досталось!

Д: Галина Ивановна, так уж и непонятно?

Г.И.: Непонятно! Говорит, что с едой пристаю к ней сильно! А как не кормить ребенка? Я этого никак понять не могу!

Д: Ну хоть услышали, что дочь говорит – уже хорошо! А вы-то по-разному с ней к еде то относитесь. Ну да ладно! Расскажите, Галина Ивановна, нам о себе.

И «Галина Ивановна» рассказывает. Рассказывает о том, как жила семья из семи человек в послевоенном колхозе. И что значила еда в этой семье. И после этого рассказа возвращаемся мы к дочери совсем с другими словами:

- Знаешь, доченька! Я когда тебе еду предлагаю, это не значит, что я тебя раскормить хочу. Это значит, что я тебя люблю. Просто я любовь свою так выражаю, а по-другому я и не умею. Не до этого было в моем детстве. Поели дети – и слава богу!

И снова чувства, и снова можно выразить их в полной мере. Заботиться о безопасности уже не требуется: от выражения нежности, тепла, заботы, любви еще никто не пострадал (я имею ввиду, на психодраматической группе!).

- Спасибо, мам! Теперь я это знаю. А еще я знаю, что и тебе не всегда достается моей любви. Мы так давно не общались с тобой. А еще ты сидишь в своих четырех стенах, свихнешься тут на еде! А не сходить ли нам…

И обсудить, сидя всей группой в кругу, есть что! Думаю, и вам было бы что сказать. Слишком уж много в каждой семье на тему.

 

 

Три темы, три маленьких работы, но за каждой из них своя большая история. И у каждой работы есть свои последствия. И об этих последствиях мы узнаем, встретившись в следующий раз:

- Знаете, как-то легче стало с собой договариваться.

- Как будто окна вымыла, все сразу видно ясно и отчетливо.

- Мои отношения с мамой начали меняться. Даже не знаю почему, она перестала настаивать на еде.

- За все это время жор не приходил ни разу!

- Я нашла возможность вовремя обедать на работе.

И это далеко не все. Психодрама, разумеется, не панацея, но у этого метода, в самом деле, большие возможности: мы можем исследовать семейные традиции, связанные с едой, можем находить силы идти дальше, когда бывает трудно, можем учиться радоваться своим успехам и быть благодарными, можем перестать давать себе пустые обещания «с понедельника…» и начать менять свою жизнь сегодня. И многое… многое… многое…

 

P.S. Все описанные истории – реальные. За каждым примером стоит живой человек. Разумеется, в целях сохранения анонимности имена и обстоятельства были изменены. В целях удобоваримости текста стенограммы сессий сокращены и отредактированы.



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Все что тебе нужно для счастья - есть в тебе самой
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Другой - не поставщик твоего ресурса. Он лишь показал, что в тебе есть это самое лучшее
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Это все, что останется после меня...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь