|
Работа с психосоматикой у детей с использованием техник психодрамы.Автор статьи: Галина Яковенко
Сейчас очень актуально рассматривать болезнь через двойную призму её проявления - на уровне физическом, т.е телесные проявления и на психическом уровне, когда мы работаем с симптомом через психические процессы и эмоции. Современное понятие психосоматики или, как ещё вариант ПСИХОСОМАТОЗ, имеет несколько авторских направлений. Термин «психосоматика» происходит от греческого «psyhe» – душа и «soma» – тело и впервые был предложен в 1818 г. немецким психиатром С. Хейнрот . В современном понимании психосоматическая медицина – метод лечения и наука о взаимоотношении психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Существует целый ряд направлений работы с психосоматикой: Психодинамическое ( Фрейд, Когут, Александер, Митчерлих. Кернберг, Шур и другие), когнитивное (Бек, Эллис, Мейхенбаум), когнитивно-поведенческая терапия (Ротенберг, Аршавский, Селигмен, Глассер) экзистенциально – гуманистическое ( Якоб Леви Морено), семейная системная терапия (Бейтсон, Минухин, Олсон, Хейли), постмодернистское ( Вайт), интегративное (Семёнов, синергическое (Ананьев, Пригожин), когнитивно – аналитическая (Холмогорова, Гаранян), нейрофизиологическое (Анохин, Горбачев, Судаков, Курцин). За основу своей практики я взяла концепцию Фрейда с его основной характеристикой , что в соматическом симптоме представлено то, что должно содержаться в бессознательном, в фантазии. Психодинамика, триада: вытеснение – осознание – катарсис. У Морено же основной концепт теории психосоматоза предполагался в социальном атоме. Ролевая динамика, ролевая прогрессия и регрессия, ролевые конфликты. Болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений межчеловеческой (социоэмоциональной) среды, наносящих ущерб спонтанности, социоэмоциональному или ролевому развитию. Здоровье – направленное струящееся бытие или прогрессию, болезнь – застой или регрессия. Ролевой конфликт может переживаться в форме интраролевого конфликта в рамках одной роли, существовать в виде интеролевого конфликта между различными ролями, зафиксироваться в виде интраперсонального конфликта, возникшего внутри одного человека, или разыгрываться в виде интерперсонального ролевого конфликта между различными людьми. Тема конфликта при возникновении заболевания звучит на протяжении терапевтической работы в направлении психодрамы. Решение конфликтной ситуации, пережитой ребёнком через техники психодрамы, такие как сюжетное проигрывание, кукольная психодрама, биодрама( когда ребёнок играет роль животного, выбранного им) помогают снизить тревожность, пересмотреть ситуацию, получить новый опыт из роли, приобрести ресурс, помогающий преодолеть проблему. Спонтанность - ядро психодрамы и она же является самым ярким фактором детства. Как взрослые ни стараются погасить эту спонтанность в детях, сделать их послушными, управляемыми, "удобными" для социального окружения, последствия этого старания бывают непредсказуемыми. Дети с подавленными спонтанностями ( а значит эмоциями) часто болеют, имеют проблемы в эмоционально - личностной и волевой сфере. Работа детского психолога в психодраме - это искусство и наука, направленные на благо ребёнка, на поиск им ресурсных механизмов для желания жить, быть счастливым и мечтать. Потому что какой же это ребёнок без МЕЧТЫ? Дети - это будущее всего на Земле. Это бесконечность и вечность нашей жизни!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|