Отношения родителей и детей редко бывают «безоблачными».
Особенно в вопросах воспитания.
Тот, кто хоть раз сталкивался с настолько загаженной комнатой своего ребёнка, что туда просто неприятно заходить, с горой грязной посуды после его вечеринки с друзьями, с возвращениями домой далеко за полночь и нежеланием хоть в чём-то помогать по дому, понимает, о чём речь.
И это далеко не полный перечень примеров, когда родитель может задаться риторическим вопросом: «А он/она (нужное подчеркнуть) вообще мой/моя сын/дочь?!».
Как правило, то, что чувствуешь в ответ на подобное поведение собственного отпрыска, это злость.
И если ситуация никак не меняется, то злость внутри растёт всё больше и больше, грозя выплеснуться грандиозным скандалом с непредсказуемыми последствиями.
Проблема в том, что скандал обычно ничего не меняет к лучшему.
Становится только хуже.
Так себя ощущаешь, словно пытаешься достучаться до совершенно глухой стены.
Что же делать?
Наверное, для начала попробовать разобраться в ситуации и понять, что именно происходит между мной и моим ребёнком.
А помочь в этом может как раз собственная злость, обращение к ней.
Откуда она возникает в моменты, когда меня что-то не устраивает в поведении моего ребёнка?
Чего именно она хочет?
Вопросы для размышления…
Вряд ли злость возникает тогда, когда в первый раз обращаешься с просьбой сделать что-то, что тебе как родителю кажется необходимым и правильным.
Есть надежда на то, что просьба будет услышана и выполнена.
Раздражение (начальная степень злости) возникает, когда надежда не оправдывается.
Комната остаётся неубранной, посуда невымытой, а ночные возвращения неизменными.
Тогда снова обращаешься, и уже с чем-то менее дружелюбным и более настойчивым, чем просьба…
И снова получаешь разочарование, а вместе с ним и растущую злость.
Заколдованный круг.
Немецкий психолог, основатель психологии коммуникации Фридеманн Шульц фон Тун называет такой круг «чёртовым» (или «дьявольским») и характеризует его как взаимодействие (коммуникацию), в котором каждый из участников ощущает себя жертвой высказываний и/или действий другого участника.
Каждый из них, если его спросить, скажет, что ведёт себя именно так потому, что другой вынуждает его так себя вести.
Рис.1
Как видно на Рис.1, структура одного цикла «чёртова круга» включает в себя четыре станции (они изображены прямоугольниками и кругами).
Прямоугольники содержат описание внешних способов поведения партнёров по коммуникации, а круги – их внутренних реакций (чувств, переживаний).
И таких циклов может быть много.
Они повторяются снова и снова, по нарастающей, повышая общий градус отношений.
Отсюда и другое образное название - "дьявольский смерч", который способен до основания разрушить взаимопонимание и любовь между близкими людьми.
Если вернуться к рассматриваемой коммуникации между родителем и ребёнком, то модель «чёртова круга» может выглядеть так:
Рис.2
Получается, я знаю о поведении ребёнка, о своей реакции на это поведение, о своих ответных действиях, но не знаю наверняка о реакции ребёнка на мои действия.
Как он воспринимает ситуацию, как переживает её, что чувствует?
Кто-то возразит мне: "Да знаю я, что он чувствует! Ему абсолютно безразлично! Или ему просто нравится издеваться надо мной!".
Когда находишься в пункте 2 «чёртова круга» безусловно кажется именно так.
И это по-человечески понятно.
Но... так ли это на самом деле?
Ведь в ураганном вихре эмоций и страстей конфликта очень легко не заметить того, что действительно происходит с твоим собственным ребёнком.
Шульц фон Тун в своей книге «Говорить друг с другом: анатомия общения», пишет о том, что работать над проблемой взаимопонимания можно на всех четырёх станциях его модели «чёртов круг», но решающим фактором, как и всегда, выступают Любовь и Терпение.
Как именно можно использовать модель «чёртов круг» в работе по налаживанию отношений со своим ребёнком мы вместе рассмотрим в следующих статьях.
Следите за публикациями!
Продолжение следует...
P.S. Выражаю особую благодарность компании FBK-Coaching, официальному представителю "Института коммуникации" Фридеманна Шульца фон Туна в России за предоставленные иллюстрации (Рис.1,2).