Родители и дети в дьявольском смерче конфликта

Автор статьи: Бакай Игорь Юрьевич

Отношения родителей и детей редко бывают «безоблачными».
Особенно в вопросах воспитания.
Тот, кто хоть раз сталкивался с настолько загаженной комнатой своего ребёнка, что туда просто неприятно заходить, с горой грязной посуды после его вечеринки с друзьями, с возвращениями домой далеко за полночь и нежеланием хоть в чём-то помогать по дому, понимает, о чём речь.
И это далеко не полный перечень примеров, когда родитель может задаться риторическим вопросом: «А он/она (нужное подчеркнуть) вообще мой/моя сын/дочь?!».

Как правило, то, что чувствуешь в ответ на подобное поведение собственного отпрыска, это злость.
И если ситуация никак не меняется, то злость внутри растёт всё больше и больше, грозя выплеснуться грандиозным скандалом с непредсказуемыми последствиями.
Проблема в том, что скандал обычно ничего не меняет к лучшему.
Становится только хуже.
Так себя ощущаешь, словно пытаешься достучаться до совершенно глухой стены.

Родители и дети в дьявольском смерче конфликта

Что же делать?

Наверное, для начала попробовать разобраться в ситуации и понять, что именно происходит между мной и моим ребёнком.
А помочь в этом может как раз собственная злость, обращение к ней.
Откуда она возникает в моменты, когда меня что-то не устраивает в поведении моего ребёнка?
Чего именно она хочет?
Вопросы для размышления…

Вряд ли злость возникает тогда, когда в первый раз обращаешься с просьбой сделать что-то, что тебе как родителю кажется необходимым и правильным. 
Есть надежда на то, что просьба будет услышана и выполнена.
Раздражение (начальная степень злости) возникает, когда надежда не оправдывается. 
Комната остаётся неубранной, посуда невымытой, а ночные возвращения неизменными.
Тогда снова обращаешься, и уже с чем-то менее дружелюбным и более настойчивым, чем просьба… 
И снова получаешь разочарование, а вместе с ним и растущую злость.
Заколдованный круг.

Немецкий психолог, основатель психологии коммуникации Фридеманн Шульц фон Тун называет такой круг «чёртовым» (или «дьявольским») и характеризует его как взаимодействие (коммуникацию), в котором каждый из участников ощущает себя жертвой высказываний и/или действий другого участника.
Каждый из них, если его спросить, скажет, что ведёт себя именно так потому, что другой вынуждает его так себя вести.


                                                          Рис.1

Как видно на Рис.1, структура одного цикла «чёртова круга» включает в себя четыре станции (они изображены прямоугольниками и кругами).
Прямоугольники содержат описание внешних способов поведения партнёров по коммуникации, а круги – их внутренних реакций (чувств, переживаний).
И таких циклов может быть много. 
Они повторяются снова и снова, по нарастающей, повышая общий градус отношений.
Отсюда и другое образное название - "дьявольский смерч", который способен до основания разрушить взаимопонимание и любовь между близкими людьми. 

Если вернуться к рассматриваемой коммуникации между родителем и ребёнком, то модель «чёртова круга» может выглядеть так:



                                                           Рис.2

Получается, я знаю о поведении ребёнка, о своей реакции на это поведение, о своих ответных действиях, но не знаю наверняка о реакции ребёнка на мои действия.
Как он воспринимает ситуацию, как переживает её, что чувствует?

Кто-то возразит мне: "Да знаю я, что он чувствует! Ему абсолютно безразлично! Или ему просто нравится издеваться надо мной!".
Когда находишься в пункте 2 «чёртова круга» безусловно кажется именно так.
И это по-человечески понятно.
Но... так ли это на самом деле?
Ведь в ураганном вихре эмоций и страстей конфликта очень легко не заметить того, что действительно происходит с твоим собственным ребёнком.

Шульц фон Тун в своей книге «Говорить друг с другом: анатомия общения», пишет о том, что работать над проблемой взаимопонимания можно на всех четырёх станциях его модели «чёртов круг», но решающим фактором, как и всегда, выступают Любовь и Терпение.

Как именно можно использовать модель «чёртов круг» в работе по налаживанию отношений со своим ребёнком мы вместе рассмотрим в следующих статьях.
Следите за публикациями!

Продолжение следует...


P.S. Выражаю особую благодарность компании FBK-Coaching, официальному представителю "Института коммуникации" Фридеманна Шульца фон Туна в России  за предоставленные иллюстрации (Рис.1,2).



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Как не надо вести себя с мужчиной, когда он "закрывается".
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Размышления над вопросом Когда- чинить? Когда- выбрасывать? Вещи, отношения, творчество, себя
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • «Я не могу себя остановить и снова делаю это!» Размышления о компульсивном поведении.
  • "Я не знаю, что я чувствую." Как понять себя
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Когда психолог чувствует себя неудачником. Что с этим делать?
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • "7 способов оставить конкурентов далеко позади себя"
  • Работа с событием (Почему именно со мной это происходит?)
  • "Почему у меня именно столько денег и сколько я стою?"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • «Как со мной строить отношения и как чувствует другой себя в отношениях со мной»
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь