|
Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (1)Автор статьи: Дурманова Ирина Владимировна
Несколько лет подряд я, как практический психолог, коуч и ведущая терапевтических и учебных групп, работаю в жанре интегративной психологии. Предлагаю коллегам и увлеченным психологией читателям, серию авторских методологических зарисовок, относительно двух весьма актуальных сегодня и, казалось бы, весьма различных психологических практик: коучинга и психодрамы. Основные материалы данной серии статей были опубликованы мною, как автором, в научно-практическом журнале «Психотерапия» (2011 г. № 1). Для данной площадки материалы отредактированы и представлены читателям с дополнительными комментариями и примерами. Целью данной серии статей является определение методологических оснований для интеграции двух психологических практик -психодрамы и коучинга. Как показал личный опыт, соединения двух методов часто приводит к синергетическому эффекту и взаимно обогащает друг друга. Но опыт опытом. Это, конечно, весьма ценный продукт, однако профессиональный подход к практике состоит в ее теоретическом подкреплении. Поэтому в статье приведен ряд теоретических оснований и практических примеров интеграции коучинга и психодрамы, использованных мною, как автором, в практической работе. Надеюсь, материалы будут полезны профессионалам- практикам, которые находятся в поиске своего авторского стиля, и тем пользователям, которые хотят лучше разобраться в методах работы, которые им предлагаются на консультациях. План изложения: 1. Коучинг и психодрама – методологические основания интеграции
2. Психодраматические техники в коучинге
3. Элементы коучинга в психодраме
1. Коучинг и психодрама –основания интеграции Интеграция методов и приемов, традиционно принадлежащих разным школам и направлениям, является одним из отличительных признаков современного развития практической психологии и психотерапии. Сегодня в профессиональной среде к интегративному движению относятся уже не как к причуде нового времени, а как к закономерному этапу эволюционного развития психологической науки и практики. Идея интеграции технологий, принадлежащих различным школам, состоит в том, что комплексы, детально разработанные в том или ином направлении, могут успешно дополнять друг друга, обращаясь не к одной, а сразу нескольким плоскостям личностного функционирования (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). Разумное и грамотное объединение различных методов, безусловно, может обеспечить достижение более качественных и быстрых результатов работы с клиентом. Тем не менее, для благоприятного прогноза эффективности такой интеграции одного эклектического креатива практикующего психолога или психотерапевта недостаточно. Для сочетания тех или иных технологий необходимы методологические основания, которые могут выступить аргументами в пользу их взаимного дополнения и обогащения. А методологические доводы, со своей стороны, должны быть подтверждены практическим опытом. В нашем случае актуальность обращения к поиску оснований для интеграции вышеназванных методов была продиктована именно практикой работы в качестве психолога, коуча, бизнес-тренера с различными категориями клиентов в разнообразных режимах (имеется в виду индивидуальный и групповой). Комплексное изучение теории и практики позволило очертить ряд методологических оснований для интеграции двух, казалось бы весьма отличных друг от друга по целому ряду позиции, психологических практик[1] -психодрамы и коучинга. Личным основанием для интеграции этих психологических практик явилось практически одновременное глубокое погружение в изучение одного и другого метода. Именно включенность,в течение достаточно продолжительного времени, в две различных по жанру учебных группы и наблюдение за работой представителей двух различных школ: коучей Международного Эриксоновского Университета (г. Москва) и ведущих специалистов Московского института групповой психотерапии и социального проектирования, дали мне, как участнику обеих групп, возможность не только понять и почувствовать силу и красоту каждого метода в отдельности, но и использовать эти психологические практики в их взаимном дополнении. Несмотря на то, что вначале освоения психодрама и коучинг воспринимались во многом как «разнополюсные» практики, по мере более серьезного изучения каждого метода выяснилось, что их сочетание или последовательное использование в процессе как групповой, так и индивидуальной работы способно давать очень эффективные результаты. Для того, чтобы понять насколько обоснованна интеграция коучинга и психодрамы, нет ли в их сочетании серьезных теоретических и методологических противоречий, и чем именно методы могут обогатить друг друга, мы соотнесли их между собой по ряду позиций, каждую из которых можно рассматривать как отдельную шкалу параметров, позволяющих судить о степени близости друг другу анализируемых методов и, соответственно, судить о возможной эффективности их интеграции. К числу таких характеристик мы отнесли следующие: 1.1.Философско-методологическая база психодрамы и коучинга 1.2. Ориентация на раскрытие ресурсов 1.3. Направленность на будущее 1.4. Разделения ответственности 1.5. Объективные показатели психического здоровья клиента 1.6. Роли и позиции консультанта и клиента 1.7. Глубина психологической работы 1.8. Скорость воздействия, направленность на результат и структура сессии. Рассмотрим каждую из позиций: 1.1.Философско-методологическая база психодрамы и коучинга И коучинг и психодрама являются мощными психологическими практиками, имеющими отличный технический арсенал и богатую методическую базу. При этом обе практики нередко обращаются к теоретической базе других школ. Не вдаваясь в причины такого обращения, можно лишь констатировать, что многие психодраматисты находят обоснование практики психодрамы в теориях, построенных на основе психоанализа, социальной психологии, гештальт-психологии, трансактного анализа, эго-психологии, поведенческого подхода, эклектического подхода, экзистенциальной философии, межличностного подхода или гуманистической психологии. Прояснение теоретической опоры коучинга, отсылает нас к подобному же или еще более многочисленному списку школ. В настоящее время существуют и развиваются когнитивный коучинг, НЛП-коучинг, гештальт-коучинг, экзистенциальный коучинг, нарративный коучинг и другие. Можно ожидать, что такая теоретическая эклектичность в использовании каждого из анализируемых нами методов, может позволить объединить их технологии не вызывая глубоких противоречий и теоретической несогласованности, особенно если их важнейшие идеологические принципы будут близки по своей сути. По нашему мнению, в качестве общей платформы, объединяющей методологию двух интересующих нас практик на современном этапе их развития, может выступить методология краткосрочной позитивной психотерапии с ее важнейшими идеологическими принципами. Название «позитивная психотерапия» введено Н. Пезешкианом в 1972 г. для собственной психотерапевтической концепции и стратегии, ориентированной на гармонизацию жизни человека, повышения реалистичности его мировоззрения, проработку как негативных, так и позитивных аспектов его проблем. В широком смысле, позитивной Т.Ахола и Б. Фурман[1] предложили назвать всю «новую волну» в развитии мировой психотерапии, важнейшим отличием которой является ориентация на внутренние ресурсы клиента в противовес центрированию на ограничениях и поиске проблемных зон, характерных, по мнению авторов, для «старых» моделей психотерапии. К числу важнейших принципов позитивной психотерапии, которые находят свое отражение как в коучинге так и в современной психодраме можно отнести следующие:
Все эти компоненты методологии краткосрочной позитивной психотерапии в той или иной мере соотносятся с каждым из интересующих нас методов. В широком смысле они могут выступать как объединяющая методологическая база. Следование вышеперечисленным принципам на практике, может существенно повышать эффективность каждого метода. Продолжение статьи см. в следующей публикации С уважением к вашему опыту Дурманова Ирина
[1]Под психологической практикой, как центральной категории практической психологии, мы, вслед за Корицким И.Н., понимаем деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами. Корицкий И.Н., 2002 [5]. (Список информационных источников будет опубликован в последней части)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|