|
Теоретико-методологические основания экзистенциальной психотерапии Джеймса БьюдженталяАвтор статьи: Кислюк Максим Васильевич
Ярким представителем экзистенциальной психотерапии в США можно назвать Джеймса Бьюдженталя. Как и его соотечественник, И. Ялом, Дж. Бьюдженталь пытался сочетать идеи глубинной, гуманистической и экзистенциальной психологии и со временем основал направление, названное им жизнеизменяющей психотерапией. Для Дж. Бьюдженталя "понятие "личность" является абстракцией, перцептивным и понятийным объектом" [Д. Бьюдженталь, 1998, с 318]. Личность - это не то, чем является человек, а суммарный результат его жизни и деятельности. Личность в понимании Дж. Бьюдженталя, таким образом, выступает как продукт жизни Я. Более того, он считает, что "анализ личности также тщетен, как и любые медицинские мероприятия по отношению к мертвецу" [Д. Бьюдженталь, 1998, с 318]. Принципиальной областью применения жизнеизменяющей терапии является субъективность пациента, то есть его субъективные переживания. Так "...субъективность - это тот берег, от которого нужно строить мост отношений к другим и к миру" [Д. Бьюдженталь, 2015, с 16]. Жизнеизменяющая терапия построена на том, чтобы расширить и углубить субъективность пациента. Зачастую эта субъективность сильно ограничена, тогда может идти речь о самообъективации, потере воодушевлённости и внутренней ориентации. По мнению Дж. Бьюдженталя, большую роль в этом процессе играет общество, которое в вопросе о том, как им нужно прожить свою жизнь, в первую очередь, учит детей следовать советам и предписаниям старших, а не внутреннему чувству. Таким образом люди приобретают представления о себе, мире и способах бытия в нём. Зачастую эти представления являются наивными и незрелыми, поскольку они не берут в расчёт внутреннюю субъективную реальность. Терапия, по сути, является процессом, в котором пациент обращается к своей субъективности, учится слышать внутренний голос, что в конечном счёте ведёт к взрослению и зрелому, более аутентичному способу жизни. Переживая свою субъективность, пациент начинает ощущать себя более свободным и имеющим выбор там, где раньше он переживал вынужденность. Понятие субъективности в жизнеизменяющей терапии напрямую связано с аутентичностью, а следовательно, и с исполненностью жизни. В достижении большей широты и глубины субъективности пациенту помогает терапевт, основным инструментом которого является его собственная личность (точнее его Я). Дж. Бьюдженталем выделяется 13 параметров психотерапевтического мастерства, которые способствуют достижению целей психотерапии [Д. Бьюдженталь, 2015]:
В уровне общения важно понимать, на каком уровне должно происходить общение в процессе психотерапии. Из пяти уровней общения: формальное общение, поддержание контакта, стандартная беседа, критические обстоятельства и интимность - большая часть значимой работы в психотерапии должна происходить на предпоследнем и в редкие моменты на последнем уровнях. Эти уровни характеризуются высокой вовлечённостью пациента, его открытостью беседам и его искренним желанием выразить свои внутренние переживания. Присутствие терапевта играет ключевую роль и должно соответствовать уровню присутствия пациента. Важным аспектом в жизнеизменяющей терапии становится достижение большей глубины психотерапевтического альянса, в котором терапевт стремится удержать пациента на большей глубине. Это может происходить за счёт передачи пациенту ответственности за ход беседы; отражения того, что демонстрируется пациентом, но не осознаётся; проникновения и углубления в субъективность. Параметр межличностного давления отражает ту степень, в которой терапевт пытается повлиять на клиента в данный момент. Четырьмя возможными видами давления являются: слушание, руководство, инструктирование, требование. Тематическое параллелирование, параллелирование чувств, рамок и локуса - параметры мастерства психотерапевта, отражающие его способность почувствовать различные измерения в разговоре с пациентом и выбрать для развития беседы те из них, которые способствовали бы наибольшему углублению в субъективные переживания пациента и их наилучшему раскрытию. Соотношение субъективного и объективного проявляется в формах представления и исследования пациентом жизненных вопросов. Склонен ли он объективировать себя или же проявляет свою субъективность? К субъективным формам можно отнести, например, спонтанные ассоциации и поиск, ведомый заботой. Для последнего характерны три условия: а)пациент должен выделить вопрос, который хочет исследовать, и в деталях описать его терапевту; б) во время описания пациент должен быть погружён так глубоко в свой внутренний процесс, как это возможно; в) пациент должен быть готов столкнуться с новым и ранее неизведанным. При всём этом отмечается, что невозможно с точностью определить, как именно человек становится субъективным [Д. Бьюдженталь, 2015]. Одна из центральных тем в жизнеизменяющей терапии - это работа с сопротивлением пациента. Дж. Бьюдженталь признаёт, что большое влияние на формирование его представлений о сопротивлении оказала психоаналитическая традиция, однако многие из положений, связанных с работой с сопротивлением, рассматриваются в ключе экзистенциальной психотерапии. Важным является понимание природы и форм сопротивления. Так, под сопротивлением не может пониматься осознанное нежелание пациента сотрудничать с терапевтом или его несогласие с идеями или точкой зрения терапевта. "Сопротивление - это импульсивное действие, направленное на защиту привычной идентичности и знакомого мира от того, что воспринимается как угроза" [Д. Бьюдженталь, 2015, с 181]. Сопротивление активно ощущается как нечто, уводящее от истинной субъективности, препятствующее открытости и экспрессивности пациента. Наиболее значимой в психотерапевтической работе представляется та форма сопротивления, которая присутствует в жизни пациента как жизненный паттерн. Такие паттерны могут складываться в некоторый комплекс, ограничивающий концепцию "Я-и-Мир" пациента. В процессе терапии пациент знакомится со своим сопротивлением, начинает его различать, видеть альтернативу, понимать его функцию и цель. В конечном счёте сопротивление не является чем-то негативным, оно, скорее, представляет собой защитный механизм, направленный на сохранение существующих у человека конструктов относительно себя и мира. Проблема возникает тогда, когда актуальный жизненный опыт пациента противоречит его конструктам. В этом случае новый опыт подавляется, а пациент не может прийти к более аутентичному способу жизни. Постепенно, по мере ознакомления со своим сопротивлением, пациент сталкивается с ситуацией, когда существующие конструкты проясняются, а сопротивление ослабевает (становится более управляемым). В случае, если актуальный опыт значительно противоречит существующим у пациента конструктам, может возникнуть экзистенциальный кризис. Такой кризис не может проходить безболезненно, поскольку речь идёт непосредственно о жизни пациента. В результате обострения и развития кризиса может произойти или отмирание уже не актуальных конструктов и их замена на более аутентичные, или регресс к более ранним стадиям процесса терапии. Жизнеизменяющая психотерапия представляет собой трудное и длительное мероприятие, а потому пациент должен ясно ощущать некоторую потребность и мотивацию к продолжению терапии и осуществлению изменений в своей жизни. Такую потребность и мотивацию представляет собой "забота" - это "название для комплекса чувств и отношений человека, всерьёз задумавшегося о своей жизни и о том, какое течение она приняла" [Д. Бьюдженталь, 2015, с 209]. В качестве составляющих в заботе пациента можно выделить боль, надежду, обязательства и внутреннюю ориентацию. По мнению Дж. Бьюдженталя именно забота представляет собой "источник энергии и маяк, чтобы знать, куда двигаться" [Д. Бьюдженталь, 2015, с 223]. Потому терапевт должен обращать пристальное внимание на то, насколько пациент ощущает все четыре компонента своей заботы. В результате работы с сопротивлением и поддержанием ощущения всех элементов заботы, процесс терапии выходит на принципиально новый уровень глубины. На этом уровне речь идёт о субъективном переживании своей жизни пациентом. Это субъективное переживание уводит в сторону от представления о себе как об объекте. В своей субъективности человек представляет собой существование, процесс, делание и мышление, а не их результат. У каждого человека есть некоторый уникальный комплекс направлений, в которых разворачивается его процесс существования. Выбор этих направлений и разворачивание в них своей жизни представляет собой интенциональность, то есть одновременно направленность и способность воплощать внутренние импульсы в жизнь. Именно интенциональность позволяет человеку справиться (т.е. найти свой собственный субъективный ответ) с данностями бытия-в-мире. Дж Бьюдженталь выделяет пять таких данностей: укоренённость, конечность, способность действовать или не действовать, возможность выбора, отдельность-но-связанность [Д. Бьюдженталь, 2015]. Каждая данность представляет собой дилемму, которая не может быть разрешена в объективном ключе, и требует исключительно субъективного ответа человека. Такой ответ, с точки зрения жизнеизменяющей психотерапии, ведёт к тому, что может считаться аутентичной жизнью. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|