Коучинг: значения понятия, история и метафорические роли коуча.

На просторах интернета существует достаточно приличное количество заметок, отражающих историю возникновения и развития метода раскрытия потенциала человека и организации, метода, который обозначается емким словом "коучинг".

 Разные школы и направления коучинга описывают свой взгляд на историю коучинга, то преувеличивая, то преуменьшая значение разных личностей, внесших свой вклад в создание технологии.

Это приводит, на мой взгляд, к путанице как в историческом аспекте, так и к путанице в определении понятия. Возможно, это связано с тем, что метод, который имел спортивные корни, в последствии, был перенесен в бизнес-среду, и получилось некое наложение терминологий.

Но, обо всем по порядку.

 Чтобы понять всю многогранность значений понятия коучинг, его трактовок и определений, я решил исследовать происхождение этого понятия.  В англо-русском словаре выпуска 1977 года издательства «Русский язык» составители О.П. Бенюх и  Г.В. Чернов трактуют перевод слова «соасh» (коуч) в двух вариантах:

1) -повозка, карета, экипаж (англ.); 

    -автобус (туристский и дальнего следования) ;

    -вагон (в составе поезда); 

2) -тренер; инструктор, наставник

А понятие «соасhing» (коучинг) переводится авторами: – тренировать, наставлять.

К середине ХХ века коучинг фактически утратил свое первое значение, применялся в спортивной среде и в основном означал систему индивидуальной и коллективной тренировки спортсменов.

   Понятие коучинг так и не раскрыло бы весь свой потенциал, и повозка осталась стоять на месте, если бы не было мудрых возниц, которы  направляя ее, задали коучингу вектор  для дальнейшего движения. Одним первых был Тимоти Голлви (Геллвэй), который  ввел термин коучинг в обиход с несколько  иным значением в своей книге «Внутренняя игра в теннис», выпущенной в 1974 году. В ней он определил основные принципы нового подхода к тренерству в спорте, одним из которых является «Внутренняя игра» самого человека как его мыслительное и эмоциональное состояние и потенциально заложенная естественная способность к самообучению и развитию. От качества игры внутренней зависит результативность игры внешней. При этом роль тренера сводится к наблюдению за игроком и умению задавать вопросы, отвечая на которые спортсмен направляет внимание на собственные ресурсы и за счет этого добивается больших результатов. Вскоре последовали книги «Внутренняя игра в гольф» и «Внутренние аспекты лыжного спорта». После их выхода о коучинге заговорили уже как о методе, который тренер может применять для развития навыков подопечного для достижения более высоких результатов. Основным отличием заявленного стиля тренерства было то, что коучинг не учит, как нужно делать а помогает учиться вырабатывать новые стратегии.

   Определенное время коучинг развивается в спортивной среде, совершенствуется тренерами, спортсменами, которые стали активно применять методику «Внутренней игры» для развития и достижения успеха. Книги пользовалась популярностью также и в среде политиков, бизнесменов, желающих улучшить качество своей игры на теннисном корте или поле для гольфа, и таким образом, создались предпосылки для развития методов и принципов коучинга в бизнес-сфере.

   С выходом в 1992 году книги «Коучинг высокой эффективности», (автор Джон Уитмор) связано стабильное увеличение  маршрутов следования коучинга как стиля управления в бизнесе, менеджменте, лидерстве. Д. Уитмор выделяет основные принципы коучинга как  развитие осознания и ответственности и определяет его суть как «раскрытие потенциала личности или группы совместно работающих людей для максимализации собственной призводительности и эффективности».

  В книге «Работа как внутренняя игра»  (2001 г.) Т. Голлви обобщает основные принципы коучинга  по методу «Внутренняя игра» и дает следующее определение: « Коучинг-это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение».

  Развитие коучинга в бизнес среде доказало высокую эффективность его как метода и  стимулировало интерес к нему со стороны представителей многих профессий и направлений: обучение, психология, психотерапия, философия, менеджмент, консалтинг.

    На современном этапе своего развития коучинг - это системная,  методология, ставшая синтезом множества направлений современного научного знания и  философии, позволяющая человеку или группе людей осознать свой потенциал, высвободить его, направить на достижение целей, проведение изменений, добиться успеха, получая при этом удовольствие. 

   При этом, коуча можно сравнить с проводником.Проводник как термин в физике, обозначающий способность пропускать через себя ток, не создавая напряжения. Чем больше у коуча способность «быть пустым», тем больше возможность создания той среды в которой будет раскрываться потенциал клиента (или игрока). Тем меньше  вмешательство самого коуча во внутреннюю игру клиента. Тем больше будет у игрока удовольствия при движении  к целям и проведению изменений.

Коуч как проводник, сопровождающий путника, не всегда сам знает направление и конечный пункт назначения. Но своим вниманием и поддержкой способствует тому, чтобы определить цель, помогает войти человеку туда, где он по каким-то причинам еще не был, выработать стратегию,  и привести его к цели путешествия. Там, где темно,  помогает зажечь свет. Там, где непролазный лес, помогает пробираться через него, или найти другую дорогу. Когда нет сил продолжать путь, коуч помогает усилить мотивацию, найти доступ к нераскрытым ресурсам и путник продолжает двигаться дальше.

   В настоящее время коучинг часто определяют как вид консультирования, при котором коуч в процессе одной или нескольких бесед (коуч-сессий) помогает клиенту или группе людей найти оптимальное решение в какой-либо ситуации, опираясь при этом на знание о том, что решение уже есть, и оно самое лучшее. При этом коуч создает условия для того, чтобы человек сам осознал что ему нужно делать, доверяя своей мудрости, определил способы, с помощью которых он будет достигать желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный из них и сам наметил основные этапы достижения цели. Основным отличием от традиционных видов консультирования является то, что коуч  работает не с причинами проблем, а с их решением.

    В коучинге нет проблем, есть проекты и задачи, требующие реализации. В процессе  движения к цели мы сталкиваемся с трудностями, можем испытывать сомнения и неудовлетворенность. В коучинге нет поражений, есть опыт и обратная связь от жизни, которые можно преобразовать и использовать для улучшения в разных аспектах. Коуч верит в человека. В то, что изначально все его действия имеют позитивные намерения. В то, что в каждый момент времени человек выбирает наилучшую из доступных для него возможностей.

  К коучингу можно прибегнуть для личностного развития, если вы хотите познать границы своих возможностей и максимально реализовывать свой потенциал, или просто, навести порядок в жизни. Если вы хотите расширить рамки понимания мира, своего места в нем, стать целостной личностью, научиться понимать других, понять свое предназначение, найти мотивацию для достижения своих целей, экологичного проведения изменений в  разных аспектах своей жизни.

   В профессиональном развитии обучаясь коучингу, вы обогатите свой арсенал достаточным количеством методик, применение которых позволит вам быть более успешным в любой сфере деятельности. Вы научитесь успешно коммуницировать, решать задачи более эффективно, и сможете тем самым превратить жизнь и работу в игру, играя в которую вы будете получать удовольствие.

   Жизнь каждого человека может стать интересным проектом, реализация которого принесет удовлетворение. Коучинг- это то, что поможет каждому создать и выполнить свой проект  ярко, индивидуально, и прожить жизнь, наполненную смыслом. Постоянное движение и развитие обогащают коучинг наиболее яркими методиками, которые позволяют получить максимальную самореализацию каждому, и провести время в приятном путешествии познания себя и своих возможностей. 

  При этом коуч в зависимости от целей поездки, может стать вашим помощником: возницей повозки, водителем автобуса, или проводником скоростного локомотива. Коуч спросит, куда вы хотите попасть, направит вас к цели, беседуя и создавая необходимую среду для того, чтобы путешествие принесло удовольствие, а вы незаметно для себя оказались в пункте назначения. 

Коучинг значения понятия история и метафорические роли коуча



Просмотров: 402
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как повысить свой потенциал или достижение целей через коучинг.
  • Что такое коучинг? И кто есть коуч?
  • Коучинг достижения целей. Что же такое коучинг?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Пример того, почему коуч - это исследователь, а коучинг - совместное исследование
  • Что такое коучинг и зачем Вам нужен коуч?
  • Что такое коучинг и кто такой коуч?
  • Что такое коучинг и зачем нужен коуч?
  • Что такое коучинг и зачем нужен коуч?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • «Коуч», как много в этом слове для сердца русского слилось…
  • Коучинг для развития креативности
  • Что такое коучинг? Результаты и воздействия коучинга
  • Коучинг изнутри. Стенограмма коуч-сессии.
  • Когда Вам 50+ или Коучинг для бабушек
  • Как работает коучинг и в чем помогает.
  • Коучинг в стиле арт или Арт-терапия + Коучинг = Максимально эффективная работа с клиентом
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • Автомобиль застрял в колее, или при чем здесь символдрама и коучинг.
  • Хочешь замуж? Для начала определись: тебе в терапию или в коучинг?
  • Коучинг: игра или новый метод управления в компании?
  • Возрастной кризис. Коучинг руководителя или что делать, когда нет мечты?
  • Коучинг и психотерапия: различия, сходства, и как понять, что мне нужно?
  • Посмотри страху в глаза! И почему коучинг не всегда помогает достичь поставленной цели?
  • Арт-коучинг. Сочетание проективных методик в коучинг консультировании.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Коучинг- это искусство или особый образ жизни?
  • Я рисую Бога. Как коучинг помогает открыть образ будущего?
  • Само-коучинг для решения проблем отношений в паре. Упражнение 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь