А вы играйте с детьми хоть немного…

 

Недавно участвовала в научно-практической конференции, посвящённой вопросам образования и воспитания. Публикую свой доклад с сокращениями. Здесь я немного нудная и формальная и всё же, может вам будет полезна эта статья

Часто родители спрашивают меня о том, какие методы самые лучшие в воспитании дошкольника? Их интересует, как найти время для общения с детьми и провести его с пользой? Я отвечаю им: "А вы играйте с детьми хоть немного..."

А вы играйте с детьми хоть немного

В народной педагогике для воспитания ребёнка  использовали игры и сказки, что соответствовало природе подрастающего поколения. Сознание дошкольника наполнено образами, метафорично, поэтому путь к нему лежит через сказки, легенды, творческие виды деятельности (лепка, рисование и проч.). Это язык, который необходимо знать родителям, педагогам, взрослым,  всем, кто соприкасается с ним и принимает участие в его воспитании.

Ведущей в период детства выступает игровая деятельность, которая соответствует природе ребёнка, особенно дошкольника. В русской культуре слово «играть», применительно к ре­бенку, означало «жить» и «дружить». Психолого-педагогические исследования пока­зывают, что ребёнок, полноценно проживший этап игры,  активен, здоров и жизнеспособен.

Народная педагогика, содержащая большой слой фольклора (игры, сказки, легенды, песни, загадки, потешки, частушки и проч.), базировалась на положении о том, что игра есть средство подготовки ребёнка к будущей жизни. Сегодня это положение кажется современным родителям и педагогам устаревшим и неактуаль­ным. Они отдают предпочтение «умным» компьютерным играм, а таким  играм, как «дочки-матери» и  «казаки-разбойники»,  достаётся лишь функция развлечения. В приоритете у них подчас физическое, интеллектуальное, а не нравственное, основанное на ценностях воспитание ребёнка, что в итоге ведёт к его односторонности, -  «не-полно-ценности».

В латинском языке понятие «игра» — «paideid» — этимоло­гически близко к понятию воспитание. Раскрытию смысла и роли игры в развитии ребёнка посвящено большое количество исследований, начиная от Платона, который ставил игру в один ряд с праздниками и божественными культами, и заканчивая современными исследованиями.

Н. В. Шелгунов, русский педагог начала XX века исследуя игры детей, отмечал, что различные чувства прослеживаются в игре, как правило, они отражают действительное положение дел. Он пишет: «Игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная лич­ность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользу­ющийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человечес­кой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слиш­ком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно только для игры...» [4]. Значит, именно в игре ребёнок копит «душевный материал», знания о важных действиях, ценностях, поступках.



Д. Б. Эльконин полагает, что цель игры – научить ребёнка ориентироваться в мире, воспринять культуру, в которой он живёт, познать мир взрослых. Это деятельность, которая возникает на определённом этапе развития и представляет собой одну из форм развития пси­хических функций, способ познания ребенком себя и адаптации  к миру.

Как отмечает О. С. Газман,  «игра всегда выступает одновре­менно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем; с одной стороны, она дарит сиюминутную радость и служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, а с другой — всегда направлена в будущее, так как в ней модели­руются либо какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необ­ходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма» [1].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет о том, что у дошкольников недостаточно развита рефлексия, поэтому им очень трудно не только понять свои чувства, но и поделиться ими со взрослыми. И тут на помощь им приходит игра, в которой они свободно могут выражать свои чувства, искренне переживая каждый её поворот. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрос­лому постичь «ландшафт детской души» [2].



Реализуя проекты: «Игры нашего детства», «От нуля до букваря», совместно с АНО «Класс-ДВ» и ПРОО «Совет многодетных родителей»,  мы побывали в различных городах Приморского края, среди которых: Находка, Дальнегорск, Арсеньев и др. Через нашу «Передвижную квест-школу для эффективных родителей» прошло более 300 человек. Независимо от места, картина родительских запросов к психологу и педагогу была одинаковой. Родителей волновали вопросы, связанные с развитием, воспитанием детей, взаимодействием в рамках семьи, преодолением детских капризов, компьютерной зависимости, разрешением внутренних и внешних конфликтов. Мы обратили внимание на то, что многие родители не умеют играть с детьми, не читают им сказки, считая это бесполезным делом, а просьба назвать сказочных героев вызывала замешательство в родительской аудитории.

Раскрывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, мы обучали родителей различным форматам игрового взаимодействия, и прежде всего «сказочной игротерапии».  Игра придумывалась  к сказке. В зависимости от целей работы и заявленной  проблемы подбирались соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумывались игры. Например,  развитие взаимодействия и взаимопомощи в семье мы предлагали организовать, используя сказку «Цветик-семицветик».



В результате реализации проекта у нас сложилась своя сказка «Зоопарк», в которой мы задавали формат, а содержание, сюжет, героев предлагали родители. Начиналась она словами: «За тридевять земель в тридесятом  царстве-государстве был зоопарк. Там было много разных  животных и виданных и невиданных…». После родителям предлагалось назвать животных, которых они знают,  выбрать одно и слепить его из пластилина. Потом каждый родитель от имени зверя рассказывал свою историю, в которой упоминал, откуда он, что он любит делать, с кем дружит, о чём мечтает.

Следующим этапом было создание пространства, где проживал каждый герой и рассказ об этом пространстве. Здесь родители использовали картон, цветную бумагу и природные материалы. Обязательно нужно было уточнить, что можно делать, приходя в гости, а чего делать нельзя. После домики героев соединяли в единый ландшафт и герои начинали ходить друг другу в гости. На этом этапе игры отрабатывалось понятие границ, правил, принятия и понимания другого, взаимодействия с ним.



Далее следовали слова: «Жили они дружно, весело и вдруг…». Родители предлагали событие, которое произошло в зоопарке, как правило, в нём отражалось то, что их волновало: непослушание детей, семейные конфликты, финансовые вопросы и проч. Предложенное событие обсуждали все вместе и находили решение. Таких событий могло быть несколько или только одно, в зависимости от количества играющих, временного ресурса, групповой динамики. Заканчивали мы игру праздником, на который каждый житель зоопарка приходил со своим пожеланием и подарком. Обязательными в конце сказки были слова: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!», таким образом, мы соблюдали правила построения ткани сказки: от зачина к её концовке.

После игры следовал рефлексивный этап, где родители отвечали на вопросы:

- о чём для вас эта сказка?

- что вы поняли о себе с помощью сказки?

- какова была ваша линия поведения в сказке?

- как данная сказка поможет вам понять своего ребёнка? И проч.

Для многих родителей было открытием, что сказочная игротерапия имеет такие возможности в решении внутренних и внешних конфликтов, в понимании себя и своего ребёнка, в  развитии отношений и взаимодействия с другими.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что:

- одним из ведущих принципов развития ребёнка является принцип природосообразности, который раскрывается для дошкольника через игровую деятельность;

- сегодня положение о том, что: «что игра есть средство подготовки ребёнка к будущей жизни» очень актуально;

- игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преобра­жать свой опыт, свой личный мир, а чуткому и мудрому взрос­лому постичь «ландшафт детской души».

Литература

1.Газман, О. С. Каникулы: игра, воспитание о пед. руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / О. С. Газман, и др. - М.: Просвещение, -1988. -160 c.2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко -  СПб., Речь, 2006. -  208 с.3.Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие / Л.А. Степашко. – Москва: МПСИ: Флинта, 1999. – 272 с. 4.Шелгунов Н. В. Соч. Т. 1. / Н.В. Шелгунов - СПб., 1904 г.- 230 с.

 

Гармоничных вам отношений с собою и миром, дорогие друзья. 



Просмотров: 281
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Игры без правил или игра в правду
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Трансформационные игры - Игра или Трансформация?
  • Мультфильмы и компьютерные игры: как они влияют на психику ребёнка
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Игра: ведущая деятельность дошкольника
  • Занимательные игры для детей и их родителей
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • Метафорические карты и Т-игры (стенограмма одной игры)
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: игры с предметами
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: пальчиковые игры
  • Философия игры. Правила для детей и взрослых.  
  • Возрастные особенности детской игры
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Как "кошмарят" детей и подростков компьютерные игры. Родителям на заметку
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Психологические игры с дошкольниками и детьми с ОВЗ
  • Роль игры в жизни ребенка
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • "Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.
  • Психологические возможности компьютерной игры в адаптации личности к трудным жизненным ситуациям



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь