|
А вы играйте с детьми хоть немного…Автор статьи: Станкевич Елена Михайловна
Недавно участвовала в научно-практической конференции, посвящённой вопросам образования и воспитания. Публикую свой доклад с сокращениями. Здесь я немного нудная и формальная и всё же, может вам будет полезна эта статья Часто родители спрашивают меня о том, какие методы самые лучшие в воспитании дошкольника? Их интересует, как найти время для общения с детьми и провести его с пользой? Я отвечаю им: "А вы играйте с детьми хоть немного..." В народной педагогике для воспитания ребёнка использовали игры и сказки, что соответствовало природе подрастающего поколения. Сознание дошкольника наполнено образами, метафорично, поэтому путь к нему лежит через сказки, легенды, творческие виды деятельности (лепка, рисование и проч.). Это язык, который необходимо знать родителям, педагогам, взрослым, всем, кто соприкасается с ним и принимает участие в его воспитании. Ведущей в период детства выступает игровая деятельность, которая соответствует природе ребёнка, особенно дошкольника. В русской культуре слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». Психолого-педагогические исследования показывают, что ребёнок, полноценно проживший этап игры, активен, здоров и жизнеспособен. Народная педагогика, содержащая большой слой фольклора (игры, сказки, легенды, песни, загадки, потешки, частушки и проч.), базировалась на положении о том, что игра есть средство подготовки ребёнка к будущей жизни. Сегодня это положение кажется современным родителям и педагогам устаревшим и неактуальным. Они отдают предпочтение «умным» компьютерным играм, а таким играм, как «дочки-матери» и «казаки-разбойники», достаётся лишь функция развлечения. В приоритете у них подчас физическое, интеллектуальное, а не нравственное, основанное на ценностях воспитание ребёнка, что в итоге ведёт к его односторонности, - «не-полно-ценности». В латинском языке понятие «игра» — «paideid» — этимологически близко к понятию воспитание. Раскрытию смысла и роли игры в развитии ребёнка посвящено большое количество исследований, начиная от Платона, который ставил игру в один ряд с праздниками и божественными культами, и заканчивая современными исследованиями. Н. В. Шелгунов, русский педагог начала XX века исследуя игры детей, отмечал, что различные чувства прослеживаются в игре, как правило, они отражают действительное положение дел. Он пишет: «Игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно только для игры...» [4]. Значит, именно в игре ребёнок копит «душевный материал», знания о важных действиях, ценностях, поступках. Д. Б. Эльконин полагает, что цель игры – научить ребёнка ориентироваться в мире, воспринять культуру, в которой он живёт, познать мир взрослых. Это деятельность, которая возникает на определённом этапе развития и представляет собой одну из форм развития психических функций, способ познания ребенком себя и адаптации к миру. Как отмечает О. С. Газман, «игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем; с одной стороны, она дарит сиюминутную радость и служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, а с другой — всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма» [1]. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет о том, что у дошкольников недостаточно развита рефлексия, поэтому им очень трудно не только понять свои чувства, но и поделиться ими со взрослыми. И тут на помощь им приходит игра, в которой они свободно могут выражать свои чувства, искренне переживая каждый её поворот. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души» [2]. Реализуя проекты: «Игры нашего детства», «От нуля до букваря», совместно с АНО «Класс-ДВ» и ПРОО «Совет многодетных родителей», мы побывали в различных городах Приморского края, среди которых: Находка, Дальнегорск, Арсеньев и др. Через нашу «Передвижную квест-школу для эффективных родителей» прошло более 300 человек. Независимо от места, картина родительских запросов к психологу и педагогу была одинаковой. Родителей волновали вопросы, связанные с развитием, воспитанием детей, взаимодействием в рамках семьи, преодолением детских капризов, компьютерной зависимости, разрешением внутренних и внешних конфликтов. Мы обратили внимание на то, что многие родители не умеют играть с детьми, не читают им сказки, считая это бесполезным делом, а просьба назвать сказочных героев вызывала замешательство в родительской аудитории. Раскрывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, мы обучали родителей различным форматам игрового взаимодействия, и прежде всего «сказочной игротерапии». Игра придумывалась к сказке. В зависимости от целей работы и заявленной проблемы подбирались соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумывались игры. Например, развитие взаимодействия и взаимопомощи в семье мы предлагали организовать, используя сказку «Цветик-семицветик». В результате реализации проекта у нас сложилась своя сказка «Зоопарк», в которой мы задавали формат, а содержание, сюжет, героев предлагали родители. Начиналась она словами: «За тридевять земель в тридесятом царстве-государстве был зоопарк. Там было много разных животных и виданных и невиданных…». После родителям предлагалось назвать животных, которых они знают, выбрать одно и слепить его из пластилина. Потом каждый родитель от имени зверя рассказывал свою историю, в которой упоминал, откуда он, что он любит делать, с кем дружит, о чём мечтает. Следующим этапом было создание пространства, где проживал каждый герой и рассказ об этом пространстве. Здесь родители использовали картон, цветную бумагу и природные материалы. Обязательно нужно было уточнить, что можно делать, приходя в гости, а чего делать нельзя. После домики героев соединяли в единый ландшафт и герои начинали ходить друг другу в гости. На этом этапе игры отрабатывалось понятие границ, правил, принятия и понимания другого, взаимодействия с ним. Далее следовали слова: «Жили они дружно, весело и вдруг…». Родители предлагали событие, которое произошло в зоопарке, как правило, в нём отражалось то, что их волновало: непослушание детей, семейные конфликты, финансовые вопросы и проч. Предложенное событие обсуждали все вместе и находили решение. Таких событий могло быть несколько или только одно, в зависимости от количества играющих, временного ресурса, групповой динамики. Заканчивали мы игру праздником, на который каждый житель зоопарка приходил со своим пожеланием и подарком. Обязательными в конце сказки были слова: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!», таким образом, мы соблюдали правила построения ткани сказки: от зачина к её концовке. После игры следовал рефлексивный этап, где родители отвечали на вопросы: - о чём для вас эта сказка? - что вы поняли о себе с помощью сказки? - какова была ваша линия поведения в сказке? - как данная сказка поможет вам понять своего ребёнка? И проч. Для многих родителей было открытием, что сказочная игротерапия имеет такие возможности в решении внутренних и внешних конфликтов, в понимании себя и своего ребёнка, в развитии отношений и взаимодействия с другими. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что: - одним из ведущих принципов развития ребёнка является принцип природосообразности, который раскрывается для дошкольника через игровую деятельность; - сегодня положение о том, что: «что игра есть средство подготовки ребёнка к будущей жизни» очень актуально; - игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир, а чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Литература
Гармоничных вам отношений с собою и миром, дорогие друзья. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|