Самовольные уходы: куда и зачем бегут наши дети. Часть 3

 

Самовольные уходы куда и зачем бегут наши дети Часть 3

Побег случился. Что дальше?

Для подростка и его значимых взрослых появляется шанс. Шанс пересмотреть отношения друг с другом, понять, какие важные моменты этих отношений требуют внимания и заботы, что необходимо сделать, что изменить.

Сам разговор с подростком важно построить на принципах искренности и открытости: сообщить подростку о своих чувствах и расспросить его о причинах побега. Важно провести разговор конструктивно, с уважением к обеим сторонам конфликта, найти способ жить рядом друг с другом комфортно для обеих сторон. Возможно, разговаривать придется не один раз.

Алгоритм действий специалистов

В каждой службе и учреждении, работающих с детьми, должен быть разработан алгоритм действий при работе с уходами детей.

А. Предупреждение «самовольных» уходов

Шаги, направленные на самого ребенка

- индивидуальная диагностика психо-эмоционального состояния, ситуации развития, актуальных потребностей ребенка, уровень стресса и состояние защитных стратегий и механизмов совладания;

- выявление факторов риска и факторов защиты для каждого ребенка;

- помощь ребенку в овладении навыками справления со стрессом, общения, уверенного поведения, поведения в конфликтной ситуации;

- своевременная помощь и полноценная восстановительная работа при наличии признаков дефицитов, отдаленных последствий перенесенных травм, нарушений привязанности;

- разработка и реализация индивидуального плана развития;

- детальный анализ ситуации при выявлении первых признаков дезадаптации и эмоционального неблагополучия ребенка с проведением с ним последующей восстановительной, реабилитационной и терапевтической работы.

Шаги, направленные на социальную среду и окружение ребенка

- диагностика сети социальных контактов и межличностных отношений в группе;

- обеспечение социальной поддержки;

- соединение ребенка с ресурсами местного сообщества;

- медиация конфликтов и восстановительная работа в сети контактов;

- обучение и поддержка значимых для ребенка взрослых.

Порядок реагирования в случае самовольного ухода воспитанника из интернатного учреждения

В случае самовольного ухода несовершеннолетнего все работники учреждения незамедлительно информируют о факте произошедшего администрацию учреждения и предпринимают необходимые меры по возвращению ребенка в учреждение.

При поступлении информации о факте самовольного ухода воспитанника(ов) из интернатного учреждения администрация учреждения незамедлительно:

1. выясняет обстоятельства случившегося, в том числе проводит в учреждении служебное расследование по данному факту;

2. незамедлительно сообщает о случившемся в органы внутренних дел муниципального образования;

3. незамедлительно направляет информацию о детях, самовольно покинувших учреждение в необходимые инстанции;

4. обеспечивает выезд сотрудников учреждения по месту предполагаемого пребывания воспитанника, взаимодействует с органами внутренних дел муниципального образования по месту возможного нахождения ребенка;

6. фиксирует полученную информацию в журнале учета случаев самовольных уходов воспитанников из учреждения.

Основными задачами любого детского учреждения при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются защита прав и законных интересов детей; предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников; предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетним, так и совершаемых в отношении него.

Общая цель сотрудников интерната и городских служб, работающих с детьми, максимально быстро найти ребенка и обеспечить его безопасность. «Пропавшие» несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Общая цель всех специалистов - предотвратить тот вред, который может получить ребенок, и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро, насколько это возможно.

После возвращения ребенка при наличии предположений о том, что ребенок мог оказаться жертвой жестокого обращения, в том числе сексуального злоупотребления, необходимо обеспечить медицинский осмотр ребенка и провести все необходимые действия, предписанные в случае подтверждения.

После возвращения подростка в спокойной обстановке с ним проводит беседу сотрудник, с кем у подростка есть доверительные отношения. Обсуждается то, как сам подросток понимает причины и мотивы своего ухода, как он справляется с возникшей ситуацией и в какой помощи нуждается, какие полезные шаги могут быть сделаны, чтобы наладить ситуацию.

Важно обсудить с ребенком и научить его навыкам безопасного поведения в ситуациях, когда он остается один на улице, в незнакомом месте, обсудить, какие опасности могут быть, когда уводит кто-то чужой, или, когда ты потерялся в незнакомом месте, и как предотвратить негативные последствия таких ситуаций.

Важно дать понять ребенку, что он не один, что вы будете помогать ему справляться с возникшей ситуацией и будете на его стороне.

После каждого случая «самовольного» ухода необходимо провести общее собрание коллектива учреждения, чтобы помочь сотрудникам разобраться в ситуации, лучше понимать мотивы поведения ребенка, его потребности, определиться с задачами дальнейшей работы.

На такой встрече полезно задать сотрудникам следующие вопросы:

- как живется детям в нашем учреждении?

- зачем дети уходят из нашего учреждения?

- с какими потребностями детей связаны уходы?

- как потребности детей мы можем удовлетворять по-другому?

- каков вклад взрослых в то, что дети уходят?

- как мы можем снизить количество уходов?

- какова наша роль в том, чтобы снизить количество уходов?

- как обезопасить детей от опасностей, подстерегающих их вовремя отсутствия в учреждении?

Углубленная оценка и анализ ситуации

Для разработки индивидуальной программы помощи ребенку, совершившему побег, проводится углубленная оценка случая.

Подробно изучается психосоциальная история развития ребенка/подростка, при этом обращают внимание на важные события и особенности его жизни в родительской семье, затем в детском государственном учреждении, если ребенок туда помещался. Обращаем особое внимание на модели поведения матери и отца, стиль воспитания, роль сиблингов (братьев и сестер) и характер взаимоотношений с ними. Важно выявить и описать особенности «проблемного» поведения в семье: употребление наркотиков и алкоголя, наличие судимости у родителей, насильственные и жестокие действия в семье, уходы одного из родителей и пр. Исследуется сеть социальных контактов ребенка: школьная ситуация, взаимоотношения со сверстниками и другими взрослыми, принадлежность к «проблемным» подростковым группировкам, свободное времяпрепровождение. Изучаем критические жизненные события: переезды, переход в новую школу, смерти и утраты близких, изгнание из семьи кого-либо из ее членов, серьезные заболевания, травмы, помещение в учреждение государственного воспитания и пр.

Схему углубленного исследования случая, истории семьи и жизни ребенка мы привели в методическом пособии «Подросток и мир: доверяя друг другу. Социальная и психологическая помощь подросткам в трудной ситуации» (Нижний Тагил, 2015).

После тщательного изучения биографии, истории жизни и развития ребенка проводится анализ поведения ребенка и его отношений с окружающими людьми в период, предшествующий побегу.

Задача стоит в изучении поведения ребенка/подростка на основе специализированных интервью или дополнительной информации (сообщения свидетелей события побега, отчеты воспитателей детского дома или педагогов школы, информация, полученная от сотрудников полиции, других людей, кто что-либо знает о случившемся).

Описывается эмоциональное состояние ребенка в последний период времени, наличие школьных трудностей, проблем с обучением, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и окружающими людьми, прогулы в школе, замкнутость или агрессивность, негативизм. Важной может оказаться информация, полученная из изучения информации из социальных сетей (тексты, изображения, музыка, которую выкладывал туда подросток).

Важно описание самого ухода (планировался ли заранее, в какой форме произошел, признаки спонтанности и необдуманности и пр.), ситуационные условия ухода (единоличное или групповое, накануне значимого события - контрольная в школе, после наказания за какой-либо «проступок» и пр.), внутренняя обусловленность поведения ребенка/подростка (страх, озлобление, влияние алкоголя и пр.).

При необходимости проводится психологическое тестирование: могут применяться проективные методики, дающую информацию о внутренних переживаниях ребенка, личностные опросники, выявляющие особенности личности, тесты на уровень депрессии и тревоги, совладания со стрессом. К данному блоку исследований относятся также изучение работоспособности и успешности в школе (опрос ребенка/подростка, проведение общего теста школьной успешности, ознакомление с текущими оценками и аттестатом).

Наблюдение за поведением в повседневных ситуациях (поведение в семье, в группе сверстников, в школе) дает дополнительный материал о способностях ребенка к совладанию с трудностями, к установлению и поддержанию межличностных отношений, возможностью обратиться за помощью или отсутствием такого навыка).

Необходимым является и изучение сети социальных контактов ребенка, неблагоприятных факторов социальной сети и отношений, наличие референтной группы, которая может поддерживать или провоцировать избегающее и оппозиционное поведение ребенка.

Изучаются экономические факторы - часто побеги из детских домов совершают подростки для того, чтобы иметь возможность раздобыть деньги (мойка машин, воровство, коммерческий секс и др.).

Подростки, совершающие побеги, часто демонстрируют недостаток социальной компетентности и испытывают дефицит чувства самоценности. Это может проявляться в том, что они плохо владеют навыками социально приемлемого общения, не умеют эффективно разрешать конфликты. Часто у них отмечаются дефициты в области школьной успеваемости и низкая толерантность к фрустрациям. Часто встречающейся особенностью личности является слабая способность различать собственные чувства и чувства других людей.

Неблагоприятные условия жизни, пережитые травмы часто приводят к деструктивным установкам по отношению к окружающей среде и самим себе. Мир таким детям может казаться чрезмерно жестоким и холодным, в нем трудно или невозможно получить помощь, другие люди воспринимаются или как угрожающие, или как объекты для использования. Теплые близкие эмоциональные отношения с окружающими людьми кажутся невозможными. Часто такие подростки страдают от отсутствия смысла жизни и перспективы, чувствуют себя ненужными и никчемными, наполнены бессилием что-либо изменять. Несмотря на умение найти себе ночлег и пропитание и, казалось бы, ситуативную приспособляемость, подростки часто оказываются не готовы принимать на себя необходимую долю ответственности за личное жизнеустройство.

Переживание отверженности и трудные условия социализации концентрируются, и вместе с низкой толерантностью к стрессу и слабыми способностями к адаптации находят выход в неэффективных личных установках и механизмах поведения. Часто единственным возможным способом действия становится уход из ситуации, избегание попыток разрешить неприятную ситуацию. При этом мы должны понимать, что в ситуации жесткого поведения и насилия, побег может являться способом, который может спасти жизнь ребенку.

Конечно, при исследовании случая мы будем выявлять факторы риска и имеющиеся дефициты. Это важно для понимания истоков сложившейся ситуации, для построения рабочей гипотезы и заключения, для планирования индивидуальной работы со случаем. Но очень важно, чтобы эти выводы не озвучивались в присутствии ребенка/подростка. Подростки очень уязвимы к негативным суждениям о себе и своей жизни. Применяемая многие годы проблемно-ориентированная диагностика, при которой ребенку приклеивался ярлык с диагнозом, способна ощутимо повлиять на самооценку подростка, на его самоидентификацию, что может отразиться на способности ребенка к изменению.

В разговоре с самим подростком лучше сделать акцент на ресурсы и навыки, которые могут помочь справиться со сложившейся ситуацией, нарисовать образ предпочитаемого будущего, вместе сформулировать желаемые результаты для достижения.

В нашем подходе мы больше занимаемся поиском того, что может поддержать ребенка/подростка, что может укрепить его и его близких, те ресурсы самого ребенка и его социального окружения, которые могут быть задействованы в шагах по изменению ситуации. Часто мы переформулируем «проблему» в «навык», полезный для овладения.

Даже в случае пережитой серьезной травмы, мы рассматриваем ситуацию с точки зрения тех навыков и способностей, которые помогли выжить, пройти через травму и боль, мудрости, опыта и знаний, которые дало преодоление жизненных трудностей.

Уважаемые коллеги, в данной статье (часть1, часть 2 и часть 3) я рассказал о подходах, которые мы применяем в работе с детьми/подростками, который уходят из дома или интерната. 

Готов ответить на возникшие вопросы.

Дмитрий Винокуров ©



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Безопасное снижение стресса у тревожного ребенка и подростка
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • Диагностика эмоционального благополучия жизни ребенка в замещающей семье.
  • Основы безопасного поведения ребенка: как не стать жертвой похищения
  • Факторы, влияющие на формирование стиля поведения ребенка.
  • Я потерялся или Как подготовить ребенка к ситуации?
  • Арт-терапия в работе с перинатальными потерями и в ситуации рождения ребенка с ОВЗ
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации
  • «Моя крошка – свет в окошке»: О стратегии «ухода в ребенка»
  • «Моя крошка – свет в окошке»: О стратегии «ухода в ребенка»
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь