|
Самовольные уходы: куда и зачем бегут наши дети. Часть 3Автор статьи: Винокуров Дмитрий Александрович
Побег случился. Что дальше? Для подростка и его значимых взрослых появляется шанс. Шанс пересмотреть отношения друг с другом, понять, какие важные моменты этих отношений требуют внимания и заботы, что необходимо сделать, что изменить. Сам разговор с подростком важно построить на принципах искренности и открытости: сообщить подростку о своих чувствах и расспросить его о причинах побега. Важно провести разговор конструктивно, с уважением к обеим сторонам конфликта, найти способ жить рядом друг с другом комфортно для обеих сторон. Возможно, разговаривать придется не один раз. Алгоритм действий специалистов В каждой службе и учреждении, работающих с детьми, должен быть разработан алгоритм действий при работе с уходами детей. А. Предупреждение «самовольных» уходов Шаги, направленные на самого ребенка - индивидуальная диагностика психо-эмоционального состояния, ситуации развития, актуальных потребностей ребенка, уровень стресса и состояние защитных стратегий и механизмов совладания; - выявление факторов риска и факторов защиты для каждого ребенка; - помощь ребенку в овладении навыками справления со стрессом, общения, уверенного поведения, поведения в конфликтной ситуации; - своевременная помощь и полноценная восстановительная работа при наличии признаков дефицитов, отдаленных последствий перенесенных травм, нарушений привязанности; - разработка и реализация индивидуального плана развития; - детальный анализ ситуации при выявлении первых признаков дезадаптации и эмоционального неблагополучия ребенка с проведением с ним последующей восстановительной, реабилитационной и терапевтической работы. Шаги, направленные на социальную среду и окружение ребенка - диагностика сети социальных контактов и межличностных отношений в группе; - обеспечение социальной поддержки; - соединение ребенка с ресурсами местного сообщества; - медиация конфликтов и восстановительная работа в сети контактов; - обучение и поддержка значимых для ребенка взрослых. Порядок реагирования в случае самовольного ухода воспитанника из интернатного учреждения В случае самовольного ухода несовершеннолетнего все работники учреждения незамедлительно информируют о факте произошедшего администрацию учреждения и предпринимают необходимые меры по возвращению ребенка в учреждение. При поступлении информации о факте самовольного ухода воспитанника(ов) из интернатного учреждения администрация учреждения незамедлительно: 1. выясняет обстоятельства случившегося, в том числе проводит в учреждении служебное расследование по данному факту; 2. незамедлительно сообщает о случившемся в органы внутренних дел муниципального образования; 3. незамедлительно направляет информацию о детях, самовольно покинувших учреждение в необходимые инстанции; 4. обеспечивает выезд сотрудников учреждения по месту предполагаемого пребывания воспитанника, взаимодействует с органами внутренних дел муниципального образования по месту возможного нахождения ребенка; 6. фиксирует полученную информацию в журнале учета случаев самовольных уходов воспитанников из учреждения. Основными задачами любого детского учреждения при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются защита прав и законных интересов детей; предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников; предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетним, так и совершаемых в отношении него. Общая цель сотрудников интерната и городских служб, работающих с детьми, максимально быстро найти ребенка и обеспечить его безопасность. «Пропавшие» несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Общая цель всех специалистов - предотвратить тот вред, который может получить ребенок, и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро, насколько это возможно. После возвращения ребенка при наличии предположений о том, что ребенок мог оказаться жертвой жестокого обращения, в том числе сексуального злоупотребления, необходимо обеспечить медицинский осмотр ребенка и провести все необходимые действия, предписанные в случае подтверждения. После возвращения подростка в спокойной обстановке с ним проводит беседу сотрудник, с кем у подростка есть доверительные отношения. Обсуждается то, как сам подросток понимает причины и мотивы своего ухода, как он справляется с возникшей ситуацией и в какой помощи нуждается, какие полезные шаги могут быть сделаны, чтобы наладить ситуацию. Важно обсудить с ребенком и научить его навыкам безопасного поведения в ситуациях, когда он остается один на улице, в незнакомом месте, обсудить, какие опасности могут быть, когда уводит кто-то чужой, или, когда ты потерялся в незнакомом месте, и как предотвратить негативные последствия таких ситуаций. Важно дать понять ребенку, что он не один, что вы будете помогать ему справляться с возникшей ситуацией и будете на его стороне. После каждого случая «самовольного» ухода необходимо провести общее собрание коллектива учреждения, чтобы помочь сотрудникам разобраться в ситуации, лучше понимать мотивы поведения ребенка, его потребности, определиться с задачами дальнейшей работы. На такой встрече полезно задать сотрудникам следующие вопросы: - как живется детям в нашем учреждении? - зачем дети уходят из нашего учреждения? - с какими потребностями детей связаны уходы? - как потребности детей мы можем удовлетворять по-другому? - каков вклад взрослых в то, что дети уходят? - как мы можем снизить количество уходов? - какова наша роль в том, чтобы снизить количество уходов? - как обезопасить детей от опасностей, подстерегающих их вовремя отсутствия в учреждении? Углубленная оценка и анализ ситуации Для разработки индивидуальной программы помощи ребенку, совершившему побег, проводится углубленная оценка случая. Подробно изучается психосоциальная история развития ребенка/подростка, при этом обращают внимание на важные события и особенности его жизни в родительской семье, затем в детском государственном учреждении, если ребенок туда помещался. Обращаем особое внимание на модели поведения матери и отца, стиль воспитания, роль сиблингов (братьев и сестер) и характер взаимоотношений с ними. Важно выявить и описать особенности «проблемного» поведения в семье: употребление наркотиков и алкоголя, наличие судимости у родителей, насильственные и жестокие действия в семье, уходы одного из родителей и пр. Исследуется сеть социальных контактов ребенка: школьная ситуация, взаимоотношения со сверстниками и другими взрослыми, принадлежность к «проблемным» подростковым группировкам, свободное времяпрепровождение. Изучаем критические жизненные события: переезды, переход в новую школу, смерти и утраты близких, изгнание из семьи кого-либо из ее членов, серьезные заболевания, травмы, помещение в учреждение государственного воспитания и пр. Схему углубленного исследования случая, истории семьи и жизни ребенка мы привели в методическом пособии «Подросток и мир: доверяя друг другу. Социальная и психологическая помощь подросткам в трудной ситуации» (Нижний Тагил, 2015). После тщательного изучения биографии, истории жизни и развития ребенка проводится анализ поведения ребенка и его отношений с окружающими людьми в период, предшествующий побегу. Задача стоит в изучении поведения ребенка/подростка на основе специализированных интервью или дополнительной информации (сообщения свидетелей события побега, отчеты воспитателей детского дома или педагогов школы, информация, полученная от сотрудников полиции, других людей, кто что-либо знает о случившемся). Описывается эмоциональное состояние ребенка в последний период времени, наличие школьных трудностей, проблем с обучением, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и окружающими людьми, прогулы в школе, замкнутость или агрессивность, негативизм. Важной может оказаться информация, полученная из изучения информации из социальных сетей (тексты, изображения, музыка, которую выкладывал туда подросток). Важно описание самого ухода (планировался ли заранее, в какой форме произошел, признаки спонтанности и необдуманности и пр.), ситуационные условия ухода (единоличное или групповое, накануне значимого события - контрольная в школе, после наказания за какой-либо «проступок» и пр.), внутренняя обусловленность поведения ребенка/подростка (страх, озлобление, влияние алкоголя и пр.). При необходимости проводится психологическое тестирование: могут применяться проективные методики, дающую информацию о внутренних переживаниях ребенка, личностные опросники, выявляющие особенности личности, тесты на уровень депрессии и тревоги, совладания со стрессом. К данному блоку исследований относятся также изучение работоспособности и успешности в школе (опрос ребенка/подростка, проведение общего теста школьной успешности, ознакомление с текущими оценками и аттестатом). Наблюдение за поведением в повседневных ситуациях (поведение в семье, в группе сверстников, в школе) дает дополнительный материал о способностях ребенка к совладанию с трудностями, к установлению и поддержанию межличностных отношений, возможностью обратиться за помощью или отсутствием такого навыка). Необходимым является и изучение сети социальных контактов ребенка, неблагоприятных факторов социальной сети и отношений, наличие референтной группы, которая может поддерживать или провоцировать избегающее и оппозиционное поведение ребенка. Изучаются экономические факторы - часто побеги из детских домов совершают подростки для того, чтобы иметь возможность раздобыть деньги (мойка машин, воровство, коммерческий секс и др.). Подростки, совершающие побеги, часто демонстрируют недостаток социальной компетентности и испытывают дефицит чувства самоценности. Это может проявляться в том, что они плохо владеют навыками социально приемлемого общения, не умеют эффективно разрешать конфликты. Часто у них отмечаются дефициты в области школьной успеваемости и низкая толерантность к фрустрациям. Часто встречающейся особенностью личности является слабая способность различать собственные чувства и чувства других людей. Неблагоприятные условия жизни, пережитые травмы часто приводят к деструктивным установкам по отношению к окружающей среде и самим себе. Мир таким детям может казаться чрезмерно жестоким и холодным, в нем трудно или невозможно получить помощь, другие люди воспринимаются или как угрожающие, или как объекты для использования. Теплые близкие эмоциональные отношения с окружающими людьми кажутся невозможными. Часто такие подростки страдают от отсутствия смысла жизни и перспективы, чувствуют себя ненужными и никчемными, наполнены бессилием что-либо изменять. Несмотря на умение найти себе ночлег и пропитание и, казалось бы, ситуативную приспособляемость, подростки часто оказываются не готовы принимать на себя необходимую долю ответственности за личное жизнеустройство. Переживание отверженности и трудные условия социализации концентрируются, и вместе с низкой толерантностью к стрессу и слабыми способностями к адаптации находят выход в неэффективных личных установках и механизмах поведения. Часто единственным возможным способом действия становится уход из ситуации, избегание попыток разрешить неприятную ситуацию. При этом мы должны понимать, что в ситуации жесткого поведения и насилия, побег может являться способом, который может спасти жизнь ребенку. Конечно, при исследовании случая мы будем выявлять факторы риска и имеющиеся дефициты. Это важно для понимания истоков сложившейся ситуации, для построения рабочей гипотезы и заключения, для планирования индивидуальной работы со случаем. Но очень важно, чтобы эти выводы не озвучивались в присутствии ребенка/подростка. Подростки очень уязвимы к негативным суждениям о себе и своей жизни. Применяемая многие годы проблемно-ориентированная диагностика, при которой ребенку приклеивался ярлык с диагнозом, способна ощутимо повлиять на самооценку подростка, на его самоидентификацию, что может отразиться на способности ребенка к изменению. В разговоре с самим подростком лучше сделать акцент на ресурсы и навыки, которые могут помочь справиться со сложившейся ситуацией, нарисовать образ предпочитаемого будущего, вместе сформулировать желаемые результаты для достижения. В нашем подходе мы больше занимаемся поиском того, что может поддержать ребенка/подростка, что может укрепить его и его близких, те ресурсы самого ребенка и его социального окружения, которые могут быть задействованы в шагах по изменению ситуации. Часто мы переформулируем «проблему» в «навык», полезный для овладения. Даже в случае пережитой серьезной травмы, мы рассматриваем ситуацию с точки зрения тех навыков и способностей, которые помогли выжить, пройти через травму и боль, мудрости, опыта и знаний, которые дало преодоление жизненных трудностей. Уважаемые коллеги, в данной статье (часть1, часть 2 и часть 3) я рассказал о подходах, которые мы применяем в работе с детьми/подростками, который уходят из дома или интерната. Готов ответить на возникшие вопросы. Дмитрий Винокуров © Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|