Забыть нельзя запомнить Часть 1

Автор статьи: Виктория Кейлин

ПАМЯТЬ Часть 1

Всех нас раздражает, когда мы не можем вспомнить информацию в нужный момент. Мы забываем дни рождения родственников, номера телефонов и важные встречи. Кто-то постоянно ищет очки или ключи от машины, а кто-то неспособен воспроизвести собственное расписание без помощи ежедневника. Наш мозг перегружен, и мы склонны отдавать свою память на хранение различным девайсам. Но страшно представить, что случится, если мы забудем дома ноутбук или мобильный телефон. Что мы запоминаем, почему мы забываем, как вообще работает наша память?

Разумеется, память играет ключевую роль в существовании человека. Без нее мы не могли бы ничему научиться, были бы не в состоянии использовать накопленный опыт и лишились бы возможности нормально функционировать в социуме.

Как и практически за все в нашей жизни, за память отвечает главный орган центральной нервной системы человека – головной мозг. От его деятельности зависят движение, речь, способность воспринимать, оценивать и обрабатывать информацию, а также эмоции и память.

Если вкратце, то мозг состоит из множества нейронов – это клетки, связанные между собой и общающиеся через электрические импульсы. Мозг пластичен. Его можно и нужно развивать. Каждый новый навык, новый маршрут, новый иностранный язык – это новые нейронные связи, образующие нейронную сеть. Именно в ней хранятся все сообщения, посылаемые в мозг различными органами чувств, и воспоминания в том числе. Сами по себе воспоминания - это «паттерн нейронных связей, распределенных по разным нейронным цепочкам и участкам мозга» (если интересно, подробнее об этом можно почитать в книге «Память не изменяет». Автор Анхельс Наварро).

Память - это не только вид мозговой деятельности, но и психическая функция. За ее исполнение отвечают различные участки головного мозга. Ведь любая информация при обработке может быть рассмотрена с разных сторон. Например, то, что вы называете своим молодым человеком, для вашего мозга - совокупность образа, запаха, тактильных ощущений и вызываемых эмоций. Его внешний вид будет храниться в зрительной коре головного мозга, прикосновения и ощущения от них разместятся в премоторной и сенсорной областях, а запах — в лобных долях. Эти различные «зоны хранения» называются «участками узнавания». Когда вы встречаетесь с вашим молодым человеком, то эти участки «объединяют усилия», позволяя вам узнавать его по голосу, походке, объятиям и т.д.

То, что мы называем памятью, по сути, это процессы восприятия информации, ее кодирование, хранение и декодирование - способность воспроизвести (вытащить из недр нейронной сети) и распознать в нужный момент тот или иной факт или воспоминание.

За сам процесс запоминания (encoding) и хранения отвечает так называемая «лимбическая система»– в нее входят гиппокамп и миндалевидное тело. Лобные доли обеспечивают хранение и воспроизведение воспоминаний, затылочные доли хранят зрительную память, за выполнение простых задач отвечают теменные доли, большой мозг содержит память о привычках и моторных навыках, миндалевидное тело ответственно за эмоции (например, страх), а височные доли хранят самые важные долгосрочные воспоминания.

Данные о работе мозга постоянно обновляются. Например, нейрофизиолог Стэнфорда Джозеф Парвизи выявил особую зону (на веретеновидной извилине), благодаря которой мы способны распознавать лица.

Пожалуйста, не путайте понятия «память» и «воспоминания». Кажется, само собой разумеющимся, но вы удивитесь, как часто люди ошибочно используют эти понятия. Память – это способность. Воспоминания – сохраненная информация.

Все мы ежедневно запоминаем огромное количество информации: слова, цифры, лица, события. Однако кто-то способен запомнить стихотворение с первого раза, а кому-то требуются недели, чтобы выучить имена коллег на новой работе. Мы склонны делить память на хорошую и плохую, хотя на самом деле память бывает тренированной и не тренированной. Память – это не постоянная величина и не является врожденной способностью человека. Она может ухудшаться - например, в следствие травмы или от старости - и улучшаться - благодаря тренировкам и специальным техникам.

Существует несколько видов памяти:

Сенсорная память отвечает за первичную регистрацию информации органами чувств. Например, мы в течение нескольких секунд определяем холодно или жарко сегодня на улице. Если информация нам неинтересна, она стирается. Если она важна, то полученный сигнал передается в следующий «отдел» для обработки.

Кратковременная память хранит информацию ровно то количество времени, что необходимо для ее анализа. Этот вид памяти задействован, когда вы записываете номер телефона нового кавалера. Эта информация хранится 2-3 минуты – до тех пор, пока ее не вытеснит новая. Для того, чтобы задержать важную информацию в кратковременной памяти, мы вынуждены прилагать определенные усилия.

Рабочая память была открыта сравнительно недавно. Сюда поступает информация из кратковременной памяти. Здесь же находятся те понятия, которыми мы оперируем в повседневной жизни. Это память позволяет нам применять практические навыки – проверять правильность чека в магазине, вести беседу, анализировать новые данные, используя уже имеющиеся.

До долговременной памяти доходит лишь та информация, которая нам действительно необходима. Это вид памяти считается постоянным, а ее объем неограничен. Сюда относится информация о нас самих и членах нашей семьи, об окружающем мире, о полученных знаниях и навыках. Долговременная память также делится на несколько типов в зависимости от той функции, которую выполняет хранимая информация.

Долговременная декларативная (эксплицитная память) позволяет нам усваивать и оперировать такими понятиями как имена, даты и научные факты. То есть то, что можно выразить словами. Этот вид памяти также разделяется на эпизодическую – фактическая память о пережитых нами конкретных событиях и эмоциях, и семантическую – абстрактная информация (например, названия стран, имена художников и писателей).

Долговременная имплицитная память отвечает за автоматические двигательные навыки (например, умение завязывать шнурки, стричь ногти, кататься на коньках). Сюда относятся рефлекторные навыки из серии «руки сами помнят», и их практически невозможно утратить.  

Основная часть информации, поступающей в долговременную память, изначально запоминается эксплицитно, но со временем передается в «отдел» имплицитной памяти» - то есть превращается в автоматический навык.



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Память, мозг и расстановки.
  • Память наша часто бывает неправа
  • Память и судьбоносные игры восприятия: как использовать прошлое, чтобы изменить будущее.
  • Открытие ученых! Память можно переписать!
  • Визуальная память. часть 2
  • Визуальная память. часть 1
  • Тренируем память: несколько ассоциативных упражнений.
  • Сгорела на работе, светлая память....
  • «Как правильно развивать память?»
  • Память наша жива
  • Регрессивный гипноз и ложная память. часть 2
  • Какой бывает память?
  • Тренируем память или как весна нам «на руку играет»
  • Память
  • Вопрос психологу. Как развивать память у ребенка.
  • Как я учила скороговорку, или еще раз про память тела и возможности.
  • Память тела
  • Как улучшить память
  • Память поколений
  • Плохая память
  • Как улучшить память
  • Как улучшить память?
  • Память смертная
  • Память Рода
  • Развиваем память
  • Память тела
  • Травмированная память
  • Осознанность и память
  • Отличная память



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь