|
Регрессивный гипноз и ложная память. часть 2Автор статьи: Лариса Мещанова
Многочисленные клинические исследования не только рассматривали на достоверность содержание "воспоминаний" о прошлой жизни, но ещё изучали факторы, формирующие ложные воспоминания. В клинических исследованиях использовали явление прошлой жизни, которое вызывали с помощью гипнотической регрессии. Те, кто упорно верит в перевоплощение души, утверждают, что люди могут гипнотически регрессировать назад, в предыдущие жизни (Вамбах, 1979). Однако, имеющиеся научные данные не подтверждают эту гипотезу и отмечают, что вместо "воспоминаний" о прошлой жизни клиенты под гипнозом создают фантазийные конструкции (Бакер, 1992; Спанос, Менери, Габора и др 1991; Уилсон, 1982). Эти конструкции из фантазий важны и могут пролить свет на проблемы клиента. Процессы, посредством которых люди приходят лечить свои фантазии в реальной жизни, отождествляя себя с прошлыми жизнями, во многом похожи на вторичную личность или изменённые личности пациентов с расстройством личности. Эти самости отображают настроения и личностные характеристики, которые отличаются от основного себя (от первичной личности). Эта личность наделена другим именем, которое отличается от имени первичной личности. Такие клиенты сообщают о воспоминаниях основной самости, о которой они прежде не знали. Так же, как у пациентов с расстройством множественной личности, эти клиенты отмечают, что их альтер тождественные личности реальные, а не самостоятельно воспроизводимые фантазии. Многие испытуемые, которые "помнят" прошлые жизни, по-прежнему верят в реальность прошлых жизней после прекращения гипнотического сеанса. Если вы верите, что вы помните прошлую жизнь, это ещё не значит, что вы имели предыдущее воплощение и помните о нём. По данным Кэмпмэна (1976), 41% высокогипнабельных субъектов сообщают о идентичности со своей прошлой жизнью и называли себя разными именами, когда им делались гипнотические внушения регрессировать в прошлое время, еще до их рождения. Kэмпмэн (1976) в своих исследованиях больше о заботился о мерах психологического здоровья участников эксперимента, чем о проверке содержания фантазий о прошлой жизни. Часто тождественные личности прошлой жизни были довольно сложными: у них были свои собственные имена и часто они описывают свою жизнь в мельчайших подробностях. Социальная природа идентичностей прошлых жизней продемонстрировала, что характеристики, которые субъекты приписывали этим тождественным личностям, были подвержены влияниям ожиданий, передаваемых экспериментатором. Субъекты, получившие до гипноза информацию о характеристиках их личности (например, информацию о самобытности ожидаемой расы и пола) были гораздо более конкретны, чем те, кто не получил такую информацию, чтобы включить эти характеристики в описания их прошлых жизней. Результаты исследования согласуются с научной идеей, что воспоминания - это реконструкция, где участники руководствуются действующей мотивацией и своими ожиданиями. Кроме того, результаты научных исследований показывают, что социальные факторы могут привести людей к созданию сценариев со сложными фантазиями и причисляют такие переживания к реальным воспоминаниям о реальных событиях. Во многих случаях некоторые элементы этих фантазий связаны с прошлым реальным опытом (из этой жизни) и личными воспоминаниями испытуемых. Например, журналисты в свои истории о прошлых воплощениях часто включают информацию из своего профессионального и личного опыта реальной жизни или наполняют события и сюжеты других воплощений информацией, почерпнутой из книг или кинофильмов, чтобы создать свои идентичности прошлых воплощений. Интересно, что журналисты, пишущие репортажи об НЛО, могут рассказывать о том, что пережили похищения инопланетными цивилизациями и сочиняют сложные эпизоды паралича сна в прошлых жизнях. Несмотря на то, что элементы реальной жизни активно включены в "воспоминания" о прошлые воплощениях, где есть место НЛО и актов насилия инопланетян, такие картины являются, прежде всего, фантазийными конструкциями. Как правило, "воспоминания о других жизнях" организованы вокруг ожиданий, полученных из внешних источников, встроенных в системы убеждений, которые совпадают с их классификацией в качестве воспоминаний, и узаконены как воспоминания значимых других. Личный опыт, который считают воспоминаниями о реальных событиях или фантазиях, может при некоторых обстоятельствах, давать меньше важных и точных характеристик, присущих этому опыту, чем работа с внутренним контекстом (т.е., поддержание структуры убеждений), в который они вставлены и внешний контекст (т.е., социальной легитимации), в котором они будут проверены (Джонсон, 1988). Мой многолетний опыт в гипнотерапии показывает, что несмотря на то, что все клиенты, желающие пройти регрессивный гипноз, имеют возможность разрешить свою проблему с помощью клинического гипноза, оставаясь в этой жизни, зачастую они отклоняют эту возможность и продолжают поиски регрессивного гипнотерапевта, сохраняя проблему. Это напоминает мне историю про мужчину, который тонет в океане. Он взмолился, чтобы Господь не дал ему утонуть. И вдруг рядом проплывает корабль, куда готовы поднять тонущего, но он отказывается, ожидая, что Бог лично протянет ему свою заботливую руку. Потом этот мужчина отклонил ещё 2 возможности быть спасённым на разных лодках. И когда он утонул и встретил Бога под водой или на небесах, он с недоумением спросил его о том, как же он допустил его гибель в морской пучине, если он всем сердцем молился и верил. На что господь сказал ему: «Я трижды протягивал тебе руку помощи». Диссоциативные расстройства характеризуются трудностями в интеграции памяти и / или идентичности. Обычно это проявляется амнезией и либо развитием альтернативных идентичностей, либо отчуждением от собственной идентичности. Считается, что спонтанные и самогенерируемые диссоциативные состояния и явления, имеющие много общего с теми, которые могут быть вызваны гипнозом, играют важную роль в их развитии, симптоматике и закреплении. Медицинский гетерогипноз предлагает мощный инструмент для восстановления функциональной непрерывности памяти и идентичности во многих таких случаях. Милтон Х. Эриксон рассматривал множественности личностей не обязательно как патологические, а как потенциально ресурсные. Он использовал гипноз, чтобы получить доступ к этим личностям и преобразовать поведение пациента от непроизвольного к добровольным, управляемым действиям. Гипноз и естественные трансовые терапии в других культурах предлагают новую перспективу для оценки нормальности или патологии "других личностей". И вместо неполезного и развлекательного гипнотического путешествия по прошлым жизням использовать гипноз для интеграции, объединения этих частей. Гипноз полезно использовать не для путешествий в другие жизни, а для объединения частей личности, для восстановления собственной целостности. На мой взгляд, не так важно, есть ли у вас другие жизни, важно умеете ли вы проживать эту жизнь и ценить её. Удобно ли вам с собой, с вашим окружением и миром? И, если что-то вам хочется улучшить, изменить, укрепить, то именно в этой жизни уже есть решение всех ваших актуальных неудобств и того, что корнями уходит в далёкое прошлое, где вы связаны с предками семейным сценарием. И сегодня терапия предлагает элегантные, экологичные, эффективные методы повысить качество жизни. В том времени, где вы увидели свою проблему (а вы увидели её из этого воплощения), в этом времени она и решается. Я желаю вам чувствовать тесную связанность с сегодняшним днём, прочно стоять на Земле, чувствуя свою силу. Именно здесь и сейчас вы можете черпать энергию для прекрасных преображений своей жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|