Психологическая травма

Психологическая травма

Несмотря на то, что существует множество определений психологической травмы, часто этот феномен представляется достаточно туманно. Это может быть связано с тем, что он не имеет материального представления. Его нельзя рассмотреть, пощупать, измерить.  Мы можем наблюдать его только по тем последствиям, которые он имеет в жизни человека. Психологическая травма может находить  отражение в негативных эмоциональных состояниях, невротических симптомах, психосоматике, череде болезненных и нарушенных отношений и многом другом.

Итак, что же такое психологическая травма?

  • Это новый опыт в жизни человека, связанный с внезапным внешним событием, которое несет угрозу.
  • Это переполнение психического аппарата влечениями при невозможности их удовлетворить. Сначала в силу внешних причин (родительских требований), затем внутренних запретов (ограничения Супер-Эго).
  • Это переживание, сила которого превосходит возможности психологической переработки субъекта. Оно, как правило, происходит в очень юном возрасте, когда психические структуры еще не полностью сформировались и отсутствует жизненный опыт, необходимый для того чтобы переработать произошедшее и адекватным образом включить его в состав своего внутреннего мира.
  • Это всегда встреча с неизвестным, с тем чего человек не может назвать, понять и осмыслить.



Ключевым аффектом переживания психологической травмы всегда является ощущение собственного бессилия.

 

Психика может фиксироваться на травматическом событии. Это запускает механизм бесконечного повторения. Болезненный опыт начинает воспроизводиться в играх ребенка, поведении взрослого, сновидениях и т.д.

При невозможности проработать травму психически,  она может переходить на телесный уровень, образуя соматический симптом. Это часто приводит к возникновению серьезных заболеваний.

Психологическая травма сопровождается очень тяжелыми аффектами: стыда, вины, злости, боли утраты. Они невыносимы для психики человека, и потому вытесняются из сознания. Однако таким образом они не уничтожаются полностью и продолжают проявиться в эмоциональной, когнитивной, поведенческой сферах. Их внешними репрезентациями  становятся депрессии, апатия, навязчивые мысли и действия, страхи, тревоги и многое другое. Человек начинает наносить вред сам себе, не замечая того.

Содержание непроработанной психологической травмы требует больших энергетических затрат. Человек начинает очень быстро уставать, чувствовать себя опустошенным и лишенным сил.

Как и когда возникает психологическая травма



Нанести серьезную психологическую травму взрослому человеку практически невозможно. Только если в его прошлом не было непереносимого переживания, которое будет вновь активировано текущим травматическим событием. Фрейд объяснял это тем, что на фоне травматического события, перенесенного в инфантильном периоде, в психике формируется ядро, которое ассоциативно с ним связано. Оно приходит в действие, когда человек попадает в ситуацию, напоминающую давнее травматическое переживание. Это запускает патологический механизм реагирования и навязчивое повторение. То есть человек начинает страдать от воспоминаний и патологических паттернов поведения, которые воспроизводит бессознательно.

Почему психологические травмы, полученные в раннем детстве, оказывают такое сильное влияние на психику человека и всю его дальнейшую жизнь.

- Психический аппарат развивается постепенно. Если травматическое событие происходит в очень раннем возрасте, то у ребенка просто нет достаточных психологических ресурсов, чтобы адекватно его переработать. Способы функционирования детской психики оказываются бессильны перед неожиданно возникшим чрезмерным напряжением.

- Сила негативного воздействия от травматического события зависит от того была ли после него энергичная моторная и/или эмоциональная реакция или она была подавлена. Ребенок зачастую не имеет возможности эмоционально отреагировать событие.

- Отсутствие речи (если травма произошла в довербальный период),  это не дает ребенку объяснить суть произошедшего, как окружающим, так и самому себе. Он не может даже попросить о помощи и  остается наедине с пугающими обстоятельствами в полной беспомощности.



Механизм психологической травмы.

Травматический механизм не имеет прямой причинно следственной связи, такой как событие - травма (только при травматических неврозах).

Для развития невроза нужны два события. Первое представляет собой некое травматическое переживание, случившееся в ранние годы жизни ребенка, которое он не смог осмыслить. Оно не оказало разрушительного воздействия, было вытеснено, но продолжило существовать в психике. Второе травматическое событие происходит в более позднем возрасте, чаще подростковом. Оно придает смысл тому первому событию. Первая травма снова становится актуальной и приобретает аффективную окраску. Ее ведущим переживанием является стыд. Чтобы защититься от психологической боли приходят в действие защитные механизмы отщепление и вытеснение. Травматическое переживание уходит из сознания, но будет с этого момента воздействовать на человека на протяжении всей жизни.

Тяжесть патологии зависит от того в каком возрасте произошла психологическая травма. Если в более позднем, то вытеснение будет не полным. Содержание травматического события станет проникать в сознание в виде сновидений, случайных оговорок, описок или ошибочных действий. При травматизации в довербальный период событие потеряет доступ к сознанию. Оно будет проявляться в ночных кошмарах, архаических образах, которые не могут быть переработаны. Чем более ранним является травматическое переживание, тем более разрушительное воздействие оно оказывает на психологический аппарат.

При психологической травме оказывается, нарушен механизм непрерывности существования – когда мы придаем смысл событиям прошлого на основании настоящего. На месте психологической травмы в данном случае возникает разрыв.



Психологическая травма в психоанализе.

В начале своих исследований З. Фрейд рассматривал травму как источник происхождения невроза. Воспоминания о раннем травматическом опыте, преимущественно сексуального характера присутствовали в истории большинства его пациентов.

Сложно было представить, что в буржуазной Вене конца девятнадцатого века такое большое количество детей подвергалось сексуальным домогательствам в семье. Это привело Фрейда к пониманию того, что вероятно речь идет не о реальных событиях, а о фантазиях и вызванном ими возбуждении. Клиническая практика показала, что эти фантазии оказывают не менее разрушительное воздействие на психический аппарат.

В дальнейших исследованиях З. Фрейд приходит к выводу, что причина неврозов заключается не только в инфантильной травме, но и в патологических воспоминаниях, которые стали бессознательными, но сохранили свою силу и энергию.

Тогда Фрейд предложил считать невроз травматическим заболеванием. Он связал его возникновение с неспособностью психики справиться с сильными эмоциональными переживаниями.

В работе «По ту строну принципа удовольствия»  Фрейд связал травму с действием защитных механизмов психики в ситуации опасности.  Травмирующая ситуация всегда вызывает изменения в энергетике организма и приводит в действие защитные механизмы. Если воздействие оказывается слишком сильным, то защиты не в состоянии предотвратить переполнение психического аппарата большим количеством раздражений.

В работе «Торможение, симптом, тревога» Фрейд рассмотрел связь между травмой и страхом. Он определил страх как воспроизведение аффективного состояния, которое соответствует воспоминаниям о травматическом переживании.  Невротический страх возникает перед лицом неизвестной опасности. Нейтральная ситуация может начать восприниматься как опасная при возникновении симптома страха.  Его появление связано с ожиданием повторения травматической ситуации. Человек как будто предупреждает наступление негативных обстоятельств, ведя себя, так как будто они уже произошли. Тогда страх с одной стороны символизирует ожидание травматической ситуации, с другой более мягкое ее воспроизведение.  Я повторяет данную облегченную репродукцию в надежде,  что на этот раз сможет руководить развитием событий.



Психологическая помощь при травме.

Психоаналитическая психотерапия направлена главным образом не на устранение поверхностного симптома, а на обнаружение исходного травматического переживания, которое лежит вне сферы сознания. Травма приводит к нарушению неразрывности психической жизни. В психотерапии происходит восстановление этой связи, путем соотнесения актуального жизненного опыта человека с его историей.

Смысл раннего травматического события, как правило, оказывается утерян, в результате расщепления и разрыва непрерывности психической жизни. Задача психоаналитической психотерапии открыть его заново. Проявления смысла могут содержаться в симптомах, поведенческих реакциях, психосоматике и прочем.

Придание смысла травматическому переживанию позволяет человеку дать название, тому, что никогда не было названо. В ходе психотерапии он получает возможность заново пережить и отреагировать негативные чувства в безопасной терапевтической обстановке. Понять, почему именно это событие стало для него таким болезненным, признать свои эмоции и позволить их себе. Это приводит к разрешению глубинного психологического конфликта и устранению, связанной с ним симптоматики.

СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕС, ПРОЯВЛЕННЫЙ К МОИМ ПУБЛИКАЦИЯМ!!!

Получить дополнительную консультацию или записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru

С искренним уважением и заботой,

Психолог, Ирина Никнютьева



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Травма как нынешний опыт, а не прошлое событие. - Про терапию травмы
  • Психологическая травма: когда ребенок получает травму
  • Психологическая травма: суть понятия и защитные механизмы
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Психологическая травма – не только про боль, но и про возможность.
  • Психологическая травма. Выход есть! Пример из жизни.
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Психологическая травма есть? А если найду?
  • Палисадник: опыт переживания психологической травмы (сексуального насилия)
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Травма свидетеля или Как помочь себе, когда вокруг происходят трагические события
  • Ранняя психологическая травма как травма близости.
  • Травматическое событие
  • Раздражение как механизм психологической защиты психики
  • Что такое психологическая травма?
  • Что такое психологическая травма?
  • Что такое психологическая травма?
  • Что такое психологическая травма?
  • Как понять,есть ли у меня психологическая травма?
  • Травма как причина субъекта (принципы функционирования психического аппарата по З. Фрейду)
  • Психологическая травма у ребенка и что с ней делать
  • Оставлен, брошен, отвержен - событие, которое потом определит в твоей жизни всё
  • Психологическая травма = дисоциация: процессы, механизмы и работа с ней
  • Как понять что психологическая травма исцелилась?
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • Как травма рождения влияет на сценарий жизни человека и как её обнаружить? (практика)
  • Влияние воспитания на возникновение психологической травмы у ребенка
  • Психологическая травма. Проработка «незавершенных действий».
  • Стыд и психологическая травма. Часть 1
  • Как пережить невзгоды. Этапы переживания психологической травмы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь