Психологическая травма = дисоциация: процессы, механизмы и работа с ней

На днях закончила читать "Призраки прошлого" автора Онно Ван дер Харт. Несмотря на итригующее название, это вовсе не про про привидения. Дальнейшее название говорит само за себя: "Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы".

Литература совсем не популярная. Я бы посоветовала ей исключительно психологам и психотерапевтам. А посоветовала я бы поставить эту книжку в первые ряды и доставать тогда, когда видишь "трудного" клиента. А людям, которые получили собственно травму, хочу вкратце объяснить механизм происходящего, чтобы повторять себе, что "не я дурак и дерьмо", а "это со мной случилось".

Все мы слышали понятие "психологической травмы". Проясним, что это значит. Про травму физическую-то всё понятно. Ударился - полечили - зажило и побежал дальше. Или даже не лечили, само прошло. Но с психологической травмой так не получится... Она будет преследовать по пятам, пока ситуация не разрешится. Она станет вашей тенью и страхом, и призраком. Временами властвовать, а временами - прятаться, пугать и уходить. Очень странная и угрожающая, правда?

Будем разбираться, что это такое и с чем её едят. Психологическая травма - это переживание, настолько сильное и пугающее, что психика для того, чтобы защитить себя от сильных и непереносимых чувств, расщепляется, разделяется. Так, внутри нас появляется субличность, которая чувствует, мыслит и переживает так, как было в момент травмы. Причём возраст этой внутренней аффективной субличности остаётся таким же, как на момент травмы, т.е. она просто останавливается в своём развитии.

Страшна не столько травма (у нас в психике в запасе много защитных реакций, чтобы затормозить боль), сколько её последствия. Человек продолжает жить, стараясь забыть это травматичное событие (психика старается заблокировать воспоминания) и вдруг среди привычной и нормальной жизни он замечает стимул, который ассоциативно напоминает травматичное переживание. И вот здесь его накрывает. На первый план выходит травмированная аффективная личность. Человек просто "застревает" на этой ситуации.

Травма бывает единоразовой (войны, катастрофы, стихийные бедствия), а также хронической (эмоциональное и физическое насилие на протяжении длительного времени, особенно в детстве). К хронической травме относится травма привязанности.

Чем сильнее и тяжелее травма, тем больше субличностей может участвовать в организации этой травмы.

Человек САМ не в состоянии проработать травму? Во-первых, психика человека всячески избегает воспоминаний о травме, блокирует, не хочет с этим соприкасаться. Во-вторых, человек "обманут" травмой, потому что в момент травмы он применил какую-то защиту, которую далее начинает использовать всю жизнь, чтобы это страшное событие не повторилось. Но по сути в нормальных условиях жизни эта защита приводит к дисфункции, дезадаптации человека и ему ещё тяжелее выйти из травмы. Например, в результате сексуального насилия девушка "закрылась" и перестала доверять мужчинам, стала бояться любого их приближения. Ей с этим сложно жить, эта фобия не даёт ей покоя. В момент травмы психика сильно защитилась, чтобы не сойти с ума и человек оказался на низших формах фнкционирования, инстинктивных. Человеку трудно "собрать себя" и осознать, что это была Я и это было со мной. Многие рассказывают, как весь мир куда-то уплывает, что невозможно передать обычными словами, что видят себя со стороны, эмоции заморозились и т.д.

Что с этим делать? Лечить у психолога. Онно ван дер Харт в своей работе предлагает для психологов следующие этапы проработки травмы:

1) Диагностика травмы (сбор анамнеза, тестирование).
Установление доверительных отношений и контакта с психологом, формирование надёжной привязанности.
Дело в том, что это действительно важно. У травмированных людей часто формируется амбивалентное отношение к людям (первому, самому раннему объекту привязанности): "Люби меня!! Ты мне не нужен!". Автор называет это крик привязанности с одной стороны голодное желание получение любви и поглаживаний, а с другой стороны - страх отвергнутости и брошенности. Поэтому психолог должен быть стабильным объектом, который устанавливает доверительные отношения с клиентом на основе понимания его внутреннего мира, уважения, эмпатии, а с другой стороны - чёткими и твёрдыми границами.

2) Работа с мышлением и убеждениями клиента, эмоциями и чувствами, выявление потребностей. Переработка убеждений в реалистичные и позитиивные, пересмотр отношения к эмоциям и к себе в целом повышает уровень психической энергии и эффектвности для перехода на самую болезненную, следующую стадию.

3) Изучение диссоциативных частей личности (субличностей), знакомство с ними и налаживание между ними коммуникации.
Нередко происходит так, что одна из частей ненавидит, боится или стыдится другой. Например, одна часть личности презирает и испытывает отвращение к детской части.
Необходимо помочь диссоциативным частям создать образы безопасного внутреннего пространства для их встречи, используя, например, метафору
конференц-зала. Хорошо при этом опираться на способы невербальной коммуникации на символическом уровне (арт-терапия). Можно попросить какую-либо часть быть посредником и говорить за ту часть, которая не может этого делать или не откликается на обращение к ней.

4) Работа собственно с травмой (травматического воспоминания)
Автор называет это реализацией травматического опыта - это создание автобиографического нарративного воспоминания о травматическом событии.

Слишком сильное погружение в эмоции опасно, вредно и не нужно! Это очень важный момент именно в работе с травмой, т.к. травма, как я уже писала", обманывает, она затягивает в воронку ужаса, страха, стыда и т.д., который не помогает, а дезориентирует, пугает и совершенно не соответствует реальности. На человека это действует разрушительно в случае травмы, а не исцеляюще. Помним об этом!

Мне запомнилась метафора, которая приведена в книге. Когда клиент погружается в травматичное воспоминание, проговаривает его, то неибежно сталкивается с сильными эмоциями и диссоциативные части стремятся закончить это, перестать вспоминать, злиться и т.д.В этот момент можно "отправить вот эту сопротивляющуюся диссоциативную часть постоять за дверьми" и не подслушивать. И только когда психический уровень будет достаточен пригласить её к диалогу.

Всё это необходимо делать аккуратно, очень деликатно к внутреннему миру человека, не торопить его, а, напротив, идти в его темпе. Эта работа очень ювелирная. И на этом этапе он очень уязвим к повторрной травматизации.

5) Ну а теперь - стратегическая цель и последний этап - преодоление структурной диссоциации и повышение осознания себя как единой целостной личности.

В целом, травма - это сложно, болезненно и нужно быть достаточно "рядом" и одновременно так, чтобы это было человеку комфортно и безопасно человеку. И потихонечку, помаленечку отвоёвываем каждый миллиметр новой жизни...

Психологическая травма  дисоциация процессы механизмы и работа с ней



Просмотров: 430
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • Травмы привязанности (часть 2) - "начальник охраны"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Травмы или почему пора заканчивать с "теплыми" и "принимающими"
  • О последствиях детской травмы насилия: на примере фильма "Девушка и смерть"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Ресурсы травмы (часть 3. "Психотравма и ее исцеление")
  • Фильм "Джокер" - как зеркало социальной ситуации и мира травмы
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Как детская травма привязанности влияет на личную жизнь".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • "Где человек прощает человеку любую боль, которая бывает..."
  • Мультфильм "Холодное сердце-2" как метафора преодоления кризиса и травмы
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Фильм "Секретарша": травмы совпали, или история о садизме и мазохизме



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь