|
Причины стрессаАвтор статьи: Щербакова Наталья Владимировна
Стресс: инструкция к применению Причины стресса Так как понятие стресс довольно многогранное и, я бы сказала, трудноуловимое, статья о причинах стресса будет тоже не простой. В ней я постараюсь структурировать свои знания и буду рада, если читателю этот материал будет полезен. Для начала разделим причины стресса на внешние, вызванные внешними стимулами и внутренние, вызванные внтурипсихическими стимулами (когнициями и аффектами). Представьте, происходит некое событие, которое, в зависимости от внутренних установок человека, может вызвать позитивное или негативное отношение и соответственно привести или не привести к стрессу.. Интенсивное, длительное негативное отношение вызывает состояние стресса. Длительный страх и гнев (я сейчас очень обобщила большой спектр этих аффектов) являются причинами возникновения стресса. О том, как эти эмоции активизируются мозгом при сигнале об опасности, мы подробнее рассмотрим в статье о «Гормоны стресса». В данной статье мы рассмотрим психические процессы, которые являются причиной возникновения стресса, а так же отметим внешние события, которые чаще всего вызывают стрессовые состояния. Не для кого не секрет, что стресс связан с ситуациями, вызывающими дополнительное напряжение, выходящими за пределы обыденных. Это - экзамены, развод, адаптационный период на новой работе, конфликтные ситуации в коллективе, приводящие к эмоциональному выгоранию, страх потерпеть неудачу в сексе, выступления перед большой аудиторией. На мой взгляд, для понимания причины стресса необходимо разобраться в основных понятиях, которые участвуют в психических процессах. Такие как : когнитивная и эмоциональная сферы; стимулы, являющиеся причинами стресса; сознательная и бессознательная части психики; инстинкт самосохранения; установки, убеждения, которые формируют образы как должно быть. Надеюсь, к концу статьи у читателя сложится общая картина о природе и причинах возникновения стресса. В психике человека принято выделять когнитивную и эмоциональную сферы, которые неразрывно связаны друг с другом. Мы учимся, обдумываем, размышляем, представляем себе что-либо, приходим к определенным умозаключениям - все это когнитивный компонент. Также, мы испытываем множество самых разнообразных чувств: мы переживаем, печалимся, радуемся, огорчаемся и т.д. - это компонент эмоциональный. Отношение человека к ситуации определяет его эмоции в данной ситуации и силу этих эмоций. Событиями, или стимулами являются: Внешние – события, встречи, явления природы. Физиологические - изменения температуры тела, давления, спазмы и т.д. Мысли – воспоминания, мнение о ком-то, отношение к чему-то, прогнозы на будущее. Нас постоянно окружают сотни стимулов, но реагируем мы только на те, которые попадают в поле нашего внимания. Попав в поле внимания стимул воспринимается органами восприятия : мы видим, слышим, ощущаем. Эмоция возникает после мыслительной интерпретации и придания ей того или иного смысла, в соответствии с прошлым опытом. Мысль определяет эмоцию. Эта оценка ситуации занимает доли секунды. Именно поэтому мы мгновенно испытываем эмоции, а не размышляем о них. Конечно, возможно подумать: «Сейчас мне буде грустно», «Сейчас я развеселюсь», но, мы не всегда можем проконтролировать свои эмоциональные реакции. О разделении психики на сознательную и бессознательную части знает каждый, интересующийся психологией. Так вот, практически весь жизненный опыт человека скрыт в бессознательном . Если события не превышают порог осознания, т.е. интереса, то информация перерабатывается без контролирующего сознания, в соответствии со сложившимися убеждениями и прошлым опытом. Это - социальные навыки, способности, привычки. Основной инстинкт самосохранения тоже находится в области бессознательного. Инстинкт самосохранения – генетически заложенная способность сохранить не только себя, как отдельную личность, но и генетический материала для продолжения рода. Стресс, как состояние опасности, возникает при угрозе сохранности человека, причем как физической целостности (тело) так и психической (образа своей личности). Точнее, стресс возникает, когда человек воспринимает ситуацию, как угрозу своей целостности. На сегодняшний день выделяют четыре направления реализации инстинкта самосохранения: - борьба или активное изменение проблемной ситуации; - бегство или уход из опасной ситуации; - питание; - репродуктивная функция. Ученые предполагают, что инстинкты самосохранения являются направляющими поведение человека. Для проявления инстинкта мозг должен дать команду о необходимых изменениях в организме. Подробнее в статье « Гормоны стресса». Как сегодня проявляются инстинкты? У современного человека нет пещеры, нет поблизости и саблезубого тигра для схватки. Эти опасности наших предков трансформировались в необходимость строить карьеру, стремление заработать больше денег, страстное желание подороже продать свою внешнюю оболочку. Именно поэтому, распространенными причинами стресса являются – экзамены, собеседование при приеме на работу, вызов к директору, квалификационные тесты, адаптационный период в детском саду, школе, на работе. Вопрос питания в настоящее время актуален как никогда. Нарушения пищевого поведения, связанные со стрессом: ожирение, булимия, анорексия. Болезни желудочно-кишечного тракта: нарушение работы желчного пузыря, печени, гастрит, язва желудка. Проблемы с репродуктивной системой - импотенция, фригидность, бесплодие. Стресс - это не единственная, но очень распространенная причина этих проблем. Ведь во время стресса, кровь, со всеми питательными веществами, кислородом приливает к мышцам, для того, чтобы либо драться, либо бежать. Внутренние органы не получают питания, помимо этого возникают спазмы, а так же изменение химического состава крови. Но, далеко не все с одинаковой интенсивностью испытывают стресс при вызове к начальнику или публичном выступлении. Что влияет на интенсивность и продолжительность стресса? Психика новорожденного похожа на чистый лист, на котором в дальнейшем записываются все события и выводы, которые сделал для себя человек. Выводы представляют собой стереотипные реакции на определенные ситуации. Вывод становится установкой в том случае, если совершенное действие принесло желаемый результат. Желаемый результат для ребенка – это одобрение родителя. Гласное или не гласное. Модели поведения, взятые с героев экрана, будут транслироваться ребенком только в том случае, если произошло их позитивное подкрепление. Потом данная модель будет повторяться в ситуациях, аналогичных первоначальной. Т.о. формируется рефлекс: на определенный стимул последует определенная реакция. Алгоритм следующий: восприятие - внимание - мыслительная интерпретация – реакция. При многократном повторении реакция становится неосознаваемой. Т.е. перемещается в зону бессознательного. В индивидуальной терапии, на курсах по эффективному управлению стрессом, мы учимся осознавать рефлекторные реакции, которые вам мешают, и которые вы хотите изменить, считая их неадекватными ситуации. В ходе жизни, сталкиваясь с теми или иными событиями, мы формируем установки, или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации. Впервые понятие «установка» сформулировал немецкий психолог Л.Ланге в 1888 году, но современное общепринятое значение появилось позднее в работах Д.Н.Узнадзе. Установки однозначно облегчают нашу жизнь, но могут сработать ошибочно. В некоторых случаях иррациональная установка может быть причиной стресса. Узнадзе предлагает рассматривать проявление установки в трех вариантах:
В личности одного человека могут проявляться несколько установок, в зависимости от ситуации. Установки формируются когнициями. Когниции – это не только мысли, но и все формы знаний: образы, выводы, суждения, идеи, верования. Итак, свяжем эти понятия с нашей темой о внутрипсихических причинах стресса. Наш мозг устроен таким образом, чтобы следить за сохранением энергии. Для сохранения когнитивной энергии мы используем стереотипы - алгоритм действий в схожей ситуации. Стереотипы «задвигаются» в область бессознательного, и мы действуем машинально. С одной стороны это упрощает нашу жизнь, с другой – мы можем выбрать не то, что обосновано, а то, что проще. Игнорируя всестороннюю оценку ситуации, отказываясь от критического взгляда на ситуацию, некоторые из нас наступают на одни и те же грабли, и ввергают себя в состояние изматывающего стресса. А иногда, проявляя стереотипную реакцию, но сталкиваясь с реальностью, в которой для решения вопроса нужна другая, новая реакция, мы не получаем нужный результат и в состоянии фрустрации испытываем стресс. Ограниченные возможности человека Может показаться, что обладая знаниями о стрессе, о том, как наши мысли влияют на наше состояние, может показаться, что убрав разрушительные мысли, заменив их на новые, созидательные, мы можем достичь и удерживать состояние счастья и благополучия. Невозможно достичь совершенства и полного отсутствия неприятностей в нашей жизни. Можно обратить внимание на собственные установки, подвергнуть их конструктивной критике и путем длительной работы над собой изменить их себе во благо. Невозможно встретить человека, который прожил свою жизнь без неприятностей. Занятия по «Эффективному управлению стрессом» помогут, найти свои иррациональные установки, определить круг своих возможностей (ресурсы), и эффективно менять то, что в человеческих силах изменить. «Да, человек вынужден постоянно преодолевать жизненные трудности и испытывать в связи с этим отрицательные и положительные эмоции. Но он в силах сохранить свое душевное здоровье и психическое благополучие. Он способен сделать неизбежные неприятные переживания безопасными, не причиняющими ущерба и не приводящими к изнурению. Для этого нужны знания и навыки владения некоторыми техниками, которые следует регулярно использовать. Как сказал академик И.П.Павлов – «счастье человека где-то между свободой и дисциплиной».*
Список использованной литературы: А.Камеюкин, Д.Ковпак «Антистресс тренинг» Г.Б. Монина, Н.В. Раннала «Ресурсы стрессоустойчивости» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|