Как подготовиться и сдать ЕГЭ / экзамены без стресса и страха?

Мой сын старшеклассник. Через год будет сдавать ЕГЭ. Учится хорошо, почти все пятерки. Но. У нас проблема. На тестовых заданиях, на олимпиадах его знания куда-то пропадают. Он говорит, что очень волнуется, боится, что сделает ошибку. Причем это волнение распространяется именно на учебу. В других ситуациях он не переживает так. Что делать, какие есть способы избавиться от страха и стрессов?

Светлана.

Нередко тот, кто много знает не может показать хорошие результаты, т.к. успех на экзамене зависит не только от знаний, но и от умения мобилизоваться, контролировать свои эмоции, сосредоточиться, привести в порядок мысли.


Как подготовиться и сдать ЕГЭ  экзамены без стресса и страха

Сейчас ЕГЭ – одна из самых распространенных страшилок старшеклассников, которые хотят продолжить образование. Но страх это всего лишь негативно окрашенная эмоция, функция базовых инстинктов – сигнальная, защитная, поисковая или адаптационная. Когда ретикулярная формация головного мозга выделяет энергию, чтобы справиться с некой угрозой. А скажите, представляет ли серьезную опасность для жизни плохой результат на экзамене? Если разложить предполагаемую угрозу на составляющие, то все не так уж и страшно. Ведь чего, на самом деле, боится подросток по поводу сдачи ЕГЭ?

· Страх, что из-за паники будет мыслительный ступор, зажим, - не вспомню нужные правила, ошибусь в решении задачи.

· Страх не набрать «проходные» баллы для поступления в тот ВУЗ, который наметил.

· Страх разочаровать родителей, друзей, педагогов.

· Страх показаться неудачником.

Есть еще глубинные страхи и вопросы:

· А стоит ли так напрягаться ради поступления?

· А будет ли мне интересно учиться в этом ВУЗе?

· А тот ли ВУЗ я выбрал?

· А моя ли это профессия? Поможет ли она реализовать мои способности, знания, цели?

Замечу, что правильный выбор профессии часто увеличивает мотивацию и снижает уровень стресса при подготовке к ЕГЭ. Поэтому я всегда, в начале работы провожу с подростком тестирование на профориентацию.

Проблемой, мешающей подростку (и не только) реализовать свои способности и знания при подготовке и сдаче экзамена может быть СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). А это отдельная задача в нашей работе, к которой, после диагностики желательно привлечь узких специалистов: психиатра, психоневролога и пр. Впрочем, если нет медицинских показаний, с этим может справиться и психолог.

Например, ко мне обратились родители Марины (назовем ее так) с запросом на то, что дочь не хочет никуда поступать и ее буквально заставляют готовиться к ЕГЭ. А еще она импульсивна, невнимательна, неусидчива, неуправляема, берется за несколько дел одновременно и не доводит до конца.

Неустойчивую эмоциональность Марины с детства «глушили» психотропными препаратами. И это приводило к апатии и отсутствию мотивации к развитию.

Мы с родителями Марины выяснили, важно ли, чтобы дочь был послушной и управляемой «как все», или ее особенности использовались бы как конкурентные преимущества?

Поскольку семья была, своего рода, династией юристов, то и Марине также была уготована эта профессия, с поступлением в соответствующий вуз. По итогам нашей работы приняли совместное решение, что Марине интересна журналистика. У нас был год на переориентацию предметов для сдачи. Марина получила высокие баллы на ЕГЭ и сейчас она студентка журфака.

Проблемы с ЕГЭ, это часто следствие сложностей в семье, конфликтных отношений. Поэтому большое внимание уделяем этому и детально обсуждаем с родителями отношения в семье. И конечно, стресс ребенка, это не только учеба и экзамены. Это и типичные проблемы постпубертатного периода – гормональные бури, новые желания, изменения внешности, отношения с родителями, со сверстниками. Зависимость от гаджетов и социальный аутизм, осложняющий оперирование и запоминание информации. Есть еще проблема – синдром отличника, и об этом мы поговорим отдельно.

Как управлять своим состоянием и справиться со страхами? Первым делом, нужно научиться перепрограммировать себя, свои установки. Это не конец света, а вызов. Мой организм мобилизовался, спасибо ему.

Не нужно прятаться, убегать от страха, сжимаясь, напрягаясь, нервничая. Наоборот, откройтесь ему, расслабьтесь, поговорите с ним, выясните, чего он хочет, о чем предупреждает. И выдвиньте свои аргументы, желательно в шутливой форме, с юмором. Это позволит обмануть и успокоить вашу лимбическую систему, отвечающую за эмоции и мотивацию, и отдать управление вашим состоянием неокортексу, который силен в мышлении, рациональности и логике.

На моих консультациях и тренингах участники обучаются техникам, помогающим тренировать, что называется - «на берегу» способы быстрого переключения себя из режима «страх» в режим «уверенность». И тогда можно легко и технично войти в желаемое состояние прямо перед или во время экзаменов.

Вот некоторые упражнения моего лидерского курса.

Техника «изображаем радость» - распрямляем плечи, поднимаем голову, заставляем себя улыбнуться.

Техника «глубокое дыхание», позволяющая выдохнуть страх.

Техника «выжатая губка» – напрягаем максимально все тело, как бы выжимая из себя страх на 20-30 секунд, потом резко расслабляем. И так повторяем несколько раз.

Техника «доведение до абсурда» - что самое страшное (на втором круге – нелепое) может произойти, если случится то или это?

Техника «хорошая память» - вспоминайте успешные случаи вашего поведения в сложных ситуациях, на экзамене, на выступлении. Войдите в это состояние уверенности и преодоления своих страхов. Найдите фразу, подкрепляющую это состояние, например: «Я смог справиться даже с тем-то!»

Техника «нарисую страх» - это может быть абстрактный рисунок или какое-то животное, человек, вещь. Важно чтобы изображение получилось забавным, смешным.

Чтобы основательно прокачать свои страхи, поднять самооценку, выстроить стратегию, скорректировать установки, справиться с волнением, паникой, стрессом, нужна комплексная работа (индивидуально и в группах).

Начинаем с установочной сессии с родителями, затем с ребенком - тестируем на профориентацию. Определяем, какие фобии, страхи и комплексы у подростка – причины, проявления.

При отработке периода подготовки к экзамену формируются навыки расстановки приоритетов и таймменеджмента (как справиться с «вампирами» времени и вредными занятиями, в т.ч. гаджетами), умение соблюдать тайминг при ЕГЭ. Умение переключаться из операционного режима в рефлексию, анализ и запоминание. И конечно, настройка, управление волнением и стрессом во время экзамена.

ЕГЭ может приносить удовольствие, если изменить к нему отношение и научиться превращать страх в своего союзника.

Сайт психолога Александра Кичаева http://kichaev.ru

Видео по теме управления стрессом и страхами здесь: 



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • ЕГЭ. Как помочь себе и выпускнику справиться со стрессом.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Синдром самозванца: что это такое и как с ним справиться?
  • Страх экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ)
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • ЕГЭ - это ещё не вся жизнь!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • ЕГЭ – наказание или испытание? Как справиться с предэкзаменационной тревожностью.
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Почему все так? За что мне это?
  • Открыть ворота знаниям сдавая ЕГЭ, это возможно
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Страх на экзамене: как справиться?
  • Боль от потери и утраты. Что это значит и как с этим справиться?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мой страх - это друг или враг?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь