Техника работы с бессознательным. Как понять свои истинные желания и проблемы.

Автор статьи: Юлия Таланцева

Техника работы с бессознательным Как понять свои истинные желания и проблемы


Бывают случаи в работе, в которых истинные проблемы и желания человека не очевидны. Или человек сам сомневается, чего именно он хочет, что именно его тревожит.

На такие случаи есть прекрасная техника работы с бессознательным.

Взрослые недалеко ушли от детей в некоторых моментах. 

Знаете, как психологи работают с детьми? Поскольку в силу возраста дети не умеют называть свои внутренние переживания,в работе с ними психологи используют техники работы с бессознательным ребенка. Одна из таких техник - работа с песком.

Каждый из нас взрослых  в своем детстве играл в песочнице: кто - то делал куличики, кто- то строил замки, а кто- то песочную дорогу. Ведущая деятельность ребенка - игра. Именно через нее он показывает и проигрывает все свои внутренние переживания. Парадоксально, но со взрослыми техника работает точно также.

Садясь за песочницу, даже самые скептически - настроенные взрослые начинают строить свой мир. Погружаются в процесс и на выходе мы получаем то, что приводит к удивлению многих.

Психологическая песочница- это песочница из дерева, сделанная по определенным стандартам. Внутренняя часть песочницы небесного цвета. И играя можно сделать из нее море, речку (любой водоем). Обязательно к песочнице песочный терапевт собирает коллекцию фигурок на разные ситуации в жизни, которые могут быть необходимы клиенту. От камней, обозначающих тяжёлые обиды до стеклянных цветных камушков, обозначающих ресурсы. Многое и многое другое. У каждой фигуры есть своя условная интерпретация.

Песочница делится на части: прошлое, настоящее и будущее. И где стоит каждая фигура тоже очень важно. Психолог интерпретирует и обсуждает с клиентом. 

Задание клиенту достаточно простое:"Постройте свой мир".
Задание, которое полностью даёт свободу в построении. Обязательно в своем мире должна быть фигура, обозначающая себя.


Полчаса свободного полета и фантазии на построение. Даже если человек ничего не может построить, а просто играет с песком- это тоже очень диагностично. Горы, водоемы и фигура героя уже много могут рассказать о внутреннем мире человека.


Расскажу несколько случаев из своей терапевтической практики с песком.

 

Первый случай "Я про него забыла".

Наталья была убеждена, что она очень хочет ребенка. Прошла несколько врачей и они с мужем уже готовились работать над зачатием малыша, но Наталья сомневалась, готова ли она к ребенку. Считала, что скорее да, чем нет. Врачи говорили, что Наталья и ее муж здоровы, пора начинать.

В нашей работе Наталья построила свой мир, в котором были: ее дом, она и ее муж, стол и коллеги - ее работа, друзья, путешествия и даже масса денег и ресурсов (цветными камушками была усыпана половина песочной картины). Было всё, кроме фигуры малыша. На мой вопрос :"Наталья, а где же ребенок?"
Она вдруг удивлённо произнесла "Я про него забыла!!!".


Это говорит о том, что ни в зоне прошлого, настоящего и будущего у Натальи нигде нет ребенка. И можно говорить о том, что на самом деле, она сейчас не готова к ребенку. Когда Наталья увидела свою картину, то сказала "Вы правы, простраивая картину мира и гармонии, я даже не подумала о том, чтобы там поставить ребенка. И я была счастлива, строя свой мир. Без ребенка....Вы правы!".



 Второй случай "Это мир большого паука".

Олег, который хотел разобраться в своих планах на жизнь, построил мир, где есть всё: работа, семья, друзья .....и в центре поставил фигуру большого паука, который охраняет мир и паук там хозяин.

"Фигура паука- это Вы?"- спросила я.
"Нет, это не я. Это что- то большое и опасное, но это не я. Фигуру себя (маленький зайчик) я никак не знаю куда поставить. Ей нет места на этой картине мира. Зайчика я держу в руке".

"Олег, как- будто Вам нет места в своей жизни".
"Действительно, мне в моей жизни как- будто места нет"- сказал Олег.
Фигура паука- это образ негативной матери. И Олег задумался, что правда, вся его жизнь построена по маминым желаниям: работа, жена, учеба,покупка жилья- всё выбирала мама. Это не его мир, это мамин мир. И мама (паук) охраняет, чтобы этот мир не рухнул. Но Олегу в этом мире места нет.


"А что бы Вы хотели добавить?"-спросила я.


"Как ни странно, но я бы добавил зайчику сноуборд. Тогда бы он уехал от паука в свой, какой- то другой мир".

Именно это мы и сделали. Добавили фигурку сноуборда. И тогда зайчику нашлось место-он уехал на нем. Психологическая работа пошла глубже и понятнее.

 

Третий случай  "Быть ближе для меня опасно". 

Елена, которая пришла на терапию с запросом проблем в коммуникации с окружающими, при построении своего мира поставила своих друзей (которых выбрала фигурами волка и попугая) на большом расстоянии от себя.

И сказала:  "Удивительно, это же мои близкие подруги, но почему-то я не хочу их ставить ближе к фигуре себя. Мне прямо некомфортно. Опасно. Сама не понимаю почему".


"Что у Вас связано с этими подругами?- спросила я. 

"Они близкие, давние...но они знают период моей жизни, который я сама хочу забыть"- сказала Елена.


"Что же это за период?"- спросила я.


"Я работала проституткой. Молодость, глупость. Давно прекратила, но подруги это знают. И я боюсь, что это как-то выплывет в моих новых отношениях"- вздохнула Елена.

******

Песок показывает очень многое, чего мы не можем найти в пределах сознательного. Бессознательное хранит тайны, которые рассказывают нам самим о себе очень много.

В конце построения и разбора картины терапевт разрешает добавить какую-то фигуру или что- то изменить в картине. Даже когда клиенты знают всю интерпретацию и могли бы выстроить картинку идеально (положить много ресурсов рядом с собой или добавить желанные фигуры), то ориентируются на свои ощущения. Бывает, что очевидно положить возле себя мешочек с деньгами, но иногда клиент ощущает, что внутри ему некомфортно рядом с этим мешочком денег. И это вопрос для терапевтической работы. Почему деньги мешают.

Работу в песочнице невозможно обмануть. Добавить лишнее - то, что не входит в мир человека, очень сложно. И интуитивно человек ставит только то, что ему подходит.

Работа с песком очень диагностична и имеет шикарный терапевтический эффект. Рядом с песочным терапевтом можно понять свои истинные потребности и ситуации в жизни, разобраться с тем, что происходит в бессознательном. Наглядно и понятно.

Прекрасная возможность узнать себя. Как бы Вы построили свой мир?


Бессознательное хранит очень много.



Просмотров: 849
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Кто Я ?" Открывая свой внутренний мир, Вы находите дорогу к себе ".
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Когда мужчина - это теперь "весь мой чертов мир..."
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Почему мы всё еще говорим "В подкорке", а весь мир - "В подсознании"?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Дом ." Ч. 1.
  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • "Я для себя" - что это?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • [ПОДАРОК] "Мир глазами ребенка... Где мое место в мире?!" [визуализация]
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Мир - это зеркало. История из серии "Наблюдения за жизнями людей"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Аист ".
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Буква " Е ".
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Буква " Д ".
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь