Техника работы с бессознательным. Как понять свои истинные желания и проблемы.

Автор статьи: Юлия Таланцева

Техника работы с бессознательным Как понять свои истинные желания и проблемы


Бывают случаи в работе, в которых истинные проблемы и желания человека не очевидны. Или человек сам сомневается, чего именно он хочет, что именно его тревожит.

На такие случаи есть прекрасная техника работы с бессознательным.

Взрослые недалеко ушли от детей в некоторых моментах. 

Знаете, как психологи работают с детьми? Поскольку в силу возраста дети не умеют называть свои внутренние переживания,в работе с ними психологи используют техники работы с бессознательным ребенка. Одна из таких техник - работа с песком.

Каждый из нас взрослых  в своем детстве играл в песочнице: кто - то делал куличики, кто- то строил замки, а кто- то песочную дорогу. Ведущая деятельность ребенка - игра. Именно через нее он показывает и проигрывает все свои внутренние переживания. Парадоксально, но со взрослыми техника работает точно также.

Садясь за песочницу, даже самые скептически - настроенные взрослые начинают строить свой мир. Погружаются в процесс и на выходе мы получаем то, что приводит к удивлению многих.

Психологическая песочница- это песочница из дерева, сделанная по определенным стандартам. Внутренняя часть песочницы небесного цвета. И играя можно сделать из нее море, речку (любой водоем). Обязательно к песочнице песочный терапевт собирает коллекцию фигурок на разные ситуации в жизни, которые могут быть необходимы клиенту. От камней, обозначающих тяжёлые обиды до стеклянных цветных камушков, обозначающих ресурсы. Многое и многое другое. У каждой фигуры есть своя условная интерпретация.

Песочница делится на части: прошлое, настоящее и будущее. И где стоит каждая фигура тоже очень важно. Психолог интерпретирует и обсуждает с клиентом. 

Задание клиенту достаточно простое:"Постройте свой мир".
Задание, которое полностью даёт свободу в построении. Обязательно в своем мире должна быть фигура, обозначающая себя.


Полчаса свободного полета и фантазии на построение. Даже если человек ничего не может построить, а просто играет с песком- это тоже очень диагностично. Горы, водоемы и фигура героя уже много могут рассказать о внутреннем мире человека.


Расскажу несколько случаев из своей терапевтической практики с песком.

 

Первый случай "Я про него забыла".

Наталья была убеждена, что она очень хочет ребенка. Прошла несколько врачей и они с мужем уже готовились работать над зачатием малыша, но Наталья сомневалась, готова ли она к ребенку. Считала, что скорее да, чем нет. Врачи говорили, что Наталья и ее муж здоровы, пора начинать.

В нашей работе Наталья построила свой мир, в котором были: ее дом, она и ее муж, стол и коллеги - ее работа, друзья, путешествия и даже масса денег и ресурсов (цветными камушками была усыпана половина песочной картины). Было всё, кроме фигуры малыша. На мой вопрос :"Наталья, а где же ребенок?"
Она вдруг удивлённо произнесла "Я про него забыла!!!".


Это говорит о том, что ни в зоне прошлого, настоящего и будущего у Натальи нигде нет ребенка. И можно говорить о том, что на самом деле, она сейчас не готова к ребенку. Когда Наталья увидела свою картину, то сказала "Вы правы, простраивая картину мира и гармонии, я даже не подумала о том, чтобы там поставить ребенка. И я была счастлива, строя свой мир. Без ребенка....Вы правы!".



 Второй случай "Это мир большого паука".

Олег, который хотел разобраться в своих планах на жизнь, построил мир, где есть всё: работа, семья, друзья .....и в центре поставил фигуру большого паука, который охраняет мир и паук там хозяин.

"Фигура паука- это Вы?"- спросила я.
"Нет, это не я. Это что- то большое и опасное, но это не я. Фигуру себя (маленький зайчик) я никак не знаю куда поставить. Ей нет места на этой картине мира. Зайчика я держу в руке".

"Олег, как- будто Вам нет места в своей жизни".
"Действительно, мне в моей жизни как- будто места нет"- сказал Олег.
Фигура паука- это образ негативной матери. И Олег задумался, что правда, вся его жизнь построена по маминым желаниям: работа, жена, учеба,покупка жилья- всё выбирала мама. Это не его мир, это мамин мир. И мама (паук) охраняет, чтобы этот мир не рухнул. Но Олегу в этом мире места нет.


"А что бы Вы хотели добавить?"-спросила я.


"Как ни странно, но я бы добавил зайчику сноуборд. Тогда бы он уехал от паука в свой, какой- то другой мир".

Именно это мы и сделали. Добавили фигурку сноуборда. И тогда зайчику нашлось место-он уехал на нем. Психологическая работа пошла глубже и понятнее.

 

Третий случай  "Быть ближе для меня опасно". 

Елена, которая пришла на терапию с запросом проблем в коммуникации с окружающими, при построении своего мира поставила своих друзей (которых выбрала фигурами волка и попугая) на большом расстоянии от себя.

И сказала:  "Удивительно, это же мои близкие подруги, но почему-то я не хочу их ставить ближе к фигуре себя. Мне прямо некомфортно. Опасно. Сама не понимаю почему".


"Что у Вас связано с этими подругами?- спросила я. 

"Они близкие, давние...но они знают период моей жизни, который я сама хочу забыть"- сказала Елена.


"Что же это за период?"- спросила я.


"Я работала проституткой. Молодость, глупость. Давно прекратила, но подруги это знают. И я боюсь, что это как-то выплывет в моих новых отношениях"- вздохнула Елена.

******

Песок показывает очень многое, чего мы не можем найти в пределах сознательного. Бессознательное хранит тайны, которые рассказывают нам самим о себе очень много.

В конце построения и разбора картины терапевт разрешает добавить какую-то фигуру или что- то изменить в картине. Даже когда клиенты знают всю интерпретацию и могли бы выстроить картинку идеально (положить много ресурсов рядом с собой или добавить желанные фигуры), то ориентируются на свои ощущения. Бывает, что очевидно положить возле себя мешочек с деньгами, но иногда клиент ощущает, что внутри ему некомфортно рядом с этим мешочком денег. И это вопрос для терапевтической работы. Почему деньги мешают.

Работу в песочнице невозможно обмануть. Добавить лишнее - то, что не входит в мир человека, очень сложно. И интуитивно человек ставит только то, что ему подходит.

Работа с песком очень диагностична и имеет шикарный терапевтический эффект. Рядом с песочным терапевтом можно понять свои истинные потребности и ситуации в жизни, разобраться с тем, что происходит в бессознательном. Наглядно и понятно.

Прекрасная возможность узнать себя. Как бы Вы построили свой мир?


Бессознательное хранит очень много.



Просмотров: 903
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • История о потерянном ребенке: "Мне тоже очень больно!" Случай из практики
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Работа с МАК". Техника "Я, мама и обида".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Работа с МАК. Техника "Познай себя".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Работа с МАК". Техника "Преодоление " ( при измене партнёра)
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Работа с МАК. Техника "Деньги в моей жизни".
  • "Работа с МАК. Техника "Сколько мне надо денег?"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь