|
Когнитивная терапия психосоматических заболеваний в практике врачей и психологовАвтор статьи: Владимир Натаров
Статья носит научно-практических характер в форме методических рекомендаций по внедрению достижений психологической науки и, прежде всего когнитивной, медицинской психотерапии и психологии, - в практику лечения и профилактики психосоматических заболеваний; в практику врачей, психологов в области профессионального здоровья. Поэтому, автор изменил структуры материала, характерную для научных статей и излагает в данной работе методические и практические аспекты, отсылая по всем теоретика методологическим вопросам к работам, которые опубликованы ранее и даны в списке литературе(1- 18). Так, с позиции практики, можно привести пример, что в Великобритании есть государственная программа IAPT – программа для обеспечения доступа населения к психотерапии и обучению психотерапевтов, развитию сети центров помощи и психологическому образованию населения; поэтому ежегодно более 500000 британцев имеют возможность получать психологическую и психотерапевтическую помощь в рамках этой программы. Следует отметить, что 80 % в этой программе – когнитивно поведенческие терапевты. (По результатам этой программы Лэйярд и Кларк написали книгу Thrive с подзаголовком "Как хорошая помощь в сфере душевного здоровья изменяет жизни и сохраняет деньги" - ссылка на сайте «Ассоциации КПП»(2)). Когнитивная терапия (КТ), с практической точки зрения, определяется как любой вид психологической или психотерапевтической помощи, в которым ведущим объектом лечебного воздействия являются когнитивные процессы пациента или, как в случае психологической помощи, - и субъект их носителя. Например, арт терапия, Аутогипнотренинг, стресс и тайм менеджмент, терапия катарсисом, осознанием, группо анализ ( 3; 4; 5) и другие виды терапии, в которых психологический, не медицинские факторы является ведущим (6; 7; 8) автор определяет как «Пси терапия», - для дифференциации с медицинской, лечебной психотерапией и психоло-психотерапевтическим или педагогическим консультированием. Другими словами, когнитивная терапия (для краткости, в дальнейшем - пситерапия) – это оказание помощи клиенту, как субъекту лечебного процесса, посредством развития его когнитивных функций и ресурсов его сознания, как личности, субъекта деятельности и индивидуальности ( Б.Г. Ананьев, 1980; 9). Понятие осознанности (Mindfulness) приобрело известность в современной психотерапевтической практике, благодаря исследовательской деятельности центра Осознанности при Массачусетском университете под руководством Джона Кабат-Зинном. Поэтому, с позиции общеизвестной триады врач-пациент-болезнь, пситерапия, в отличие от классической психотерапии - это «психотерапия осознанием», которая основана на способностях врача (психолога) вызывать доверие и использовать субъективную, «внутреннюю картину болезни» и веру пациента, как систему ценностей, убеждений клиента, - использовать в лечебных или психотерапевтических и социо терапевтических целях(6 - 10). В наших более ранних работах и в литературных источниках (С.В. Ковалев, 2012: 3 – 18) изложены факторы, которые необходимо учитывать для достижения лечебных целей и эффективности лечебного процесса в триаде врач-пациент-болезнь[1]. Современные исследователи психосоматических расстройств (ПСР) выделяют шесть концепций ПСР (Парфенов Ю.А. и др., 2013 ), из которых психодинамическая отвечает более всего специфики объекта и предмета проведенного исследования. Психодинамическая концепция рассматриваем ПСР как результат нарушения биологических и социальных механизмов адаптации к окружающей среде (1; 8) или слабость механизмов психологической защиты (9). Поэтому развитие адаптивности топ-менеджеров является, одновременно, и методом профилактики ПСР (2), и формой развития психосоматической надежности человека и его когнитивных функций( 9) (как формы профессионального здоровья менеджера; Никифоров Г.С., 2013; 2015). Современные исследования взаимосвязи профессиональной деятельности и ряда соматических болезней показали, что руководители в восемь раз чаще страдают от инфаркта миокарда и других психосоматических расстройств, чем представители других профессий(8; 16), что определяет актуальность проведенного исследования, с позиции психосоматической надежности, как проявления профессионального здоровья руководителей (9). С позиции такого подхода мишенью ПСР могут быть свойства человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, - определение содержания и «границ» которых позволяет, в психологии профессионального здоровья, определить тип ПСР и выбрать адекватные методы профилактики этого расстройства. В зависимости от определения границ ПСР в форме профессионального выгорания личности менеджера, в наших работах выделены четыре группы методов системы профилактики выгорания HR, которые изложены в форме рекомендаций и опубликованы в «Психологическом журнале» и других центральных изданиях (1986 – 2014). Из этих работ, ниже выделены четыре типа мишени ПСР и даны ссылки на источники, в которых описаны промежуточные итоги исследования и методические основы выбора методов профилактики ПСЗ, включая особенности их использования в практике психологического консультирования, психотерапии, тренинга, коучинга: 1 - на уровне индивида, - психофизиологический аспект выгорания, который определяется, в основном, возрастно-половыми и индивидуально типическими свойствами человека и вторичными свойствами индивида - структурой органических потребностей и динамикой психофизиологических функций человека. Высшей интеграцией свойств на уровне индивида является темперамент, тип которого определяет соответствующей метод работы с ним, например, Аутогипнотренинг (В.И. Натаров,1986), стресс и тайм менеджмент, как регулирования распорядка дня, работы, отдыха и сна. 2 – на уровне личности больше представлен психологический аспект выгорания, как следствие нарушения межличностных и внутриличностных «границ» человека как личности, которые определяются его статусом в обществе, ролями и ценностными ориентациями, мотивацией поведения, которые в совокупности или в отдельности могут являться предметом различных тренингов личностного роста. Однако, сама личность в целом является субъектом тренинга, особенно на таком уровне интеграции личностных свойств как характер (В.И. Натаров, 2002); 3 - на уровне субъекта деятельности человек характеризуется посредством своей деятельности по преобразованию той действительности, в которой он живет и своим сознанием как отражением этой действительности. Интеграция субъектных свойств человека проявляется как его профессиональное творчество, а профессиональное выгорание – как его отсутствие. Поэтому, например, стресс и тайм-менеджмент являются творчеством и его условием в профессиональной деятельности и самореализации (В.И. Александров, 2013) 4 – на уровне индивидуальности, которая является высшей интеграцией синтеза различных свойств человека, предполагается целостное, комплексное взаимодействие с системой мировоззрения человека, когда формы профессионального выгорания проявляются как потеря смыслов и значения своей профессиональной жизни, например, дауншивтинг(11). Поэтому форма выгорания на этом четвертом уровне может меняться в зависимости от культуры, воспитания и обучения человека. Методы профилактики профессионального выгорания индивидуальности базируются, в основном, на создании профессиональной, организационной и корпоративной культур, реализующих миссию организации адекватно законам государства, потребностям общества и правилам профессиональной субкультуры (В.И. Александров, 2010), что проявляется на уровне профессиональной деятельности, как, соответственно, благонадежность, лояльность и профессиональная компетентность персонала, HR(17). Практическим психологам и врачам, после определения типа ПСР и выбора методик работы с ним, рекомендуется учитывать факторы и уровни, когнитивной организации и зрелости когнитивной адаптации пациента: 1 – как он ориентируется в окружающей его среде и его базовое отношение к окружающему Миру (мир враждебен или дружелюбен), которое формируется до 1,5 -2 лет (Э. Эриксон и другие); как клиент отвечает на вопрос – где Я? 2 – реактивное или проактивное поведение пациента в этой среде и по отношению к ПСР; (что я делаю в этом окружении!?) 3 – какие способности пациента более всего влияют или проявляются в ПСР и какие могут использоваться для процесса лечения в триаде врач-болезнь-клиент; (как я это делаю?) 4 – уровень намерений и развития волевой, целевой регуляции поведения; (что я действительно могу и хочу?) 5 – уровень ценностей, - зачем я это хочу? (быть здоровым или не болеть, бежит от болезни или идет к здоровью) 6 – уровень убеждений, доверия и веры, - плацебо эффект и «чудеса веры»; 7 – уровень индивидуальности и самоидентификация пациента с болезнью, лечением, выздоровлением или здоровьем (кто я!? – все в моем роду с богатырским здоровьем и жили долго… а я исключение… мне цыганка нагадала … сглазила): 8 – уровень предназначения, осознания своей миссии и смысла, значения болезни в субъективном мире клиента? 9 – уровень самоопределения смысла и значения своей Жизни, миссии по отношению к окружающему человеку Миру, среде. Ответ на вопрос – зачем этот Мир мне? Наиболее актуален для подростков, молодежи планирующей свою социальную и профессиональную жизнь; пациентов переживающих возрастные кризисы и выходящих на пенсию. В той или иной степени может объяснять высокую смертность среди подростков, мужчин пред пенсионного и выходящих на пенсию возраста. И тот факт, что каждый третий российский студент планирует уехать жить за рубеж: 10 – уровень самореализации или само актуализации в реальном, научном, профессиональном, виртуальном, искусственном или субъективном творчестве и мире. В том числе и посредством создания этих миров и «уход в них» из реального в … болезнь или здоровье. Этого уровня творчества достигают только зрелые индивидуальности и профессиональные руководители, которые само реализуются посредством создания собственной организационной и корпоративной культур, на основе которых создается Мир, в котором они живут. Рекомендуется учитывать семь факторов, которые определяют проактивную позицию пациента в триаде врач-болезнь-больной и ставят клиента на сторону психотерапевта, а не болезни; и эти семь факторов являются условием достижения результата и целей процесса когнитивной терапии: 1 – пациент реально должен хотеть выздороветь и быть здоровым; 2 – клиент должен осознавать ценность тех возможностей, которые ему предоставляет выздоровление, как условие достижение своих целей в своей жизни; 3 – врач должен уметь строить контакт (на уровне раппорта) и вызывать у клиента доверие к себе и своим методам, чтобы пациент поверил в конечную цель лечебного процесса – свое выздоровление; 5 – методы и форма процесса когнитивной терапии должны соответствовать морально-этическим ценностям и уровню когнитивной организации, зрелости клиента, которые перечислены выше; 6 – процесс выздоровления рекомендуется строить на основе способностей и индивидуальных особенностей пациента(деформализация процесса), формируя у пациента веру в способность победить болезнь(с помощью врача): 7 – не протяжение всего процесса лечения, рекомендуется поддерживать у пациента веру в то, что выздоровление является заслуженным результатом совместных усилий врача и пациента; и что ответственность за результат процесса лечения распределяется равными долями между врачом и пациентом.
В когнитивной терапии ПСЗ, следует учитывать факторы, которые блокирует процессы когнитивной терапии(12) и переход пациента на более высокой уровень зрелости когнитивной адаптации (из выше перечисленных десяти): 1 – вторичная выгода от ПСЗ: 2 - психосоматический травматический опыт на ранних стадиях развития: 3 – конфликт различных частей системы ценностей или уровней организации человека. Например, инстинкт самосохранения на уровне индивида и свобода слова на уровне личности в условиях авторитарного или диктаторского режима.
4 – родительские предписания сценариев жизненного пути(Ян Стюарт, Вэн Джойнс Современный транзактный анализ ) В основе ранних негативных решений людей лежат двенадцать постоянно повторяющихся тем, двенадцать приказаний:
6.Не делай (ничего не делай);
5 – самонаказание или чувство вины, когда ПСЗ является наказанием за «грех» или «проступок» пациента относительно значимых других... 6 – убеждения, само реализующиеся и само программирующие пророчества типа «у меня сердце лопнет от перенапряжении», «мне бы только до пенсии дожить» и тому подобное. 7 - неадекватные модели для самоидентификации с "героями" или моделями поведения и сценариями жизни. Например, с Есениным или Высоцким, что в последующим приводит к ... алкоголизации или наркотикам. Рамки статьи не позволяют более детально остановиться на особенностях когнитивной терапии на каждом из выше перечисленных десяти уровнях зрелости когнитивной адаптации; и дать методические рекомендации по использованию семи факторов эффективности когнитивной терапии ПСЗ и изложить методические рекомендации по работе с каждым из семи блокирующих процесс когнитивной терапии факторов. Этот материал есть в списке литературы(1-18) и будет являться содержанием последующих публикаций автора или семинаров и мастер классов, если они планируются в рамках конференции или после нее.
Литература:
Автор статьи был организатором и руководителем работы первого в России кабинета психологической помощи в санатории профилактории ЛГУ (СПбГУ, под научным руководством профессора, докт.психол.наук Т.А.Немчина, 1982 – 1990гг); кабинета психологической помощи Северо Западного заочного политехнического института ( под научным руководством профессора, докт.мед.наук А.С. Соловьева, 1985 – 1993гг); секции «Акмеотерапия: иррационально и рационально измененные состояния сознания» в Ассоциации тренинга и психотерапии города Санкт-Петербурга (1994-2005гг) - в настоящее время "Центр тренинга и консультации топ-менеджеров" Натаров В.И. доцент, канд. психол.наук, Санкт-Петербург статья опубликована в монографии "Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике",(стр.99 -109) Санкт-Петербург, декабрь, 2015 г. – Вып. XV. / Под общей редакцией акад. РАН Мазурова В.И. – СПб.: изд-во «Альта Астра» – 2015. – 158 с. (Программа «Психосоматическая медицина») ISBN 978-5-905498-40-4 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|