|
Стресс и тайм менеджмент как методы профилактики психосоматических заболеванийАвтор статьи: Владимир Натаров
Актуальность проведенного исследования определяется тем, что, во-первых, в современных организациях, по литературным источникам, работа первых лиц на 80 – 90 % определяют как результативность работы организации в целом, так и потенциал HR (морально психологический климат, самочувствие и состояние здоровья подчиненных). И, во-вторых, исследования взаимосвязи профессиональной деятельности и ряда соматических болезней показали, что руководители фирм, собственники, юристы, адвокаты в восемь раз чаще страдают от инфаркта миокарда, чем представители других профессий. Плата за лидерство или непрофессионализм? Поэтому объектом нашего исследования были директора крупных организаций города Петербурга, которые обучались на курсах повышения квалификации - более 300 человек в возрасте от 25 до 70 лет. Концептуальной основой проведенного исследования являются идеи Б.Г Ананьева (1980) о билатеральной регуляции целостного поведения, как высшего контура регуляции поведения человека, сформулировано в виде гипотезы, что организационная культура определяет результативность, а корпоративная культура - эффективность профессиональной деятельности (В.И. Натаров 2000; 2011). И, что, соответственно, недостатки организационной культуры проявляются, как профессиональная деформация кадров, а недостатки корпоративной культуры - как профессиональное выгорание персонала. Предметом исследования была выбрана профессиональная зрелость руководителя, как основа профилактики психосоматических заболеваний и дауншифтинга. Гипотезой исследования было предположение, что развитие профессиональной зрелости является основой для профилактики основных форм психосоматических заболеваний в условиях профессиональной деятельности - профессионального выгорания и деформации личности руководителя. И, что, соответственно, недостатки организационной культуры проявляются, как низкий уровень тайм менеджмента и как профессиональная деформация менеджера. А недостатки корпоративной культуры - как низкий уровень стресс-менеджмента и профессиональное выгорание – как самого руководителя, так и подчиненного ему персонала. Методы исследования определялись целями и задачами каждого из этапов исследования: консультирование, наблюдение, анализ проблем и конфликтов руководителей, анкетирование, тренинги, анализ поведения в сложных ситуациях, факторный анализ и другие. Полученные данные показывают, что у 92 % руководителей, которые принимали участие в исследование, наблюдались явления профессиональной деформации или выгорания личности, которые сопровождались различной психосоматической симптоматикой. Подчеркнем, что уровень профессиональной зрелости почти прямо соотносится с уровнем управленческих компетенций и с такими качествами руководителя, как уверенность, адекватность и стрессоустойчивость самооценки, гибкость поведения в конфликтных ситуация (В.И. Натаров, 2010). Анализ данных показывает, что профессиональная зрелость руководителя (ПЗР), как форма профилактики профессионального выгорания и деформации личности, проявляется, во-первых, в качествах интеграции основных сфер жизнедеятельности Топ-менеджера: (1)здоровье физическое, (2) качество взаимоотношения с близкими, родными –эмоциональное, психологическое здоровье; (3) профессиональная карьера или социальное здоровье; (4) морально-этические ценности, которые определяют мировоззрение, смысл и значение всех основных сфер жизнедеятельности руководителя. Во-вторых, ПЗР проявляется в ориентации на постоянное самообучение и самовоспитание руководителя. Которые, в-третьих, на уровне возглавляемой руководителем организации проявляются как делегирование руководителем своих полномочий своим заместителям – «снятие» стресса ответственности и климат доверия в организации. В четвертых, ПЗР проявляется в стремлении создать организационную и корпоративные культуры высшего билатерального уровня зрелости. Когда зрелость организационной культуры определяется ее соответствием законодательной базе государства и ее справедливостью с позиции персонала организации. А зрелость корпоративной культуры определятся, в основном, законами командообразования: доверия, честности, порядочности, авторитет и уважение профессионализма вне зависимости от занимаемой должности и так далее - психологическими законами. В качестве основных выводов проведенного исследования можно утверждать:
(2) психология общения( эффективные контакты, тренинги переговоров); (3) профессиональное развитие и самообучение (профессиональные сообщества, издания, ассоциации, тренинги профессиональных навыков); (4) самовоспитание как определение общественного, государственного смысла и значения своей профессиональной деятельности ( миссия организации, стратегия развития компании и так далее). 3. Стресс и тайм-менеджмент являются эффективными методами профилактики психосоматических заболеваний менеджеров (1 – 11). 4. Можно рекомендовать -"включить психологическую грамотность, как основную профессиональную компетентность руководителей" в структуре профессиональной зрелости(11) Сравнительная таблица компетенций руководителя
Литература
Статья опубликована Натаров В.И. Стресс и тайм менеджмент как методы профилактики заболеваний менеджеров //Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике. Матер. научно-практ. конференции /Под общей ред. В.И. Мазурова.- СПБ.: Изд-во Виктория плюс - 2013.С. 14-18 Следующая статья по теме: "Психология профессионального здоровья и профилактика психосоматических заболеваний" - https://www.psyoffice.ru/article/121216/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|