Стресс и тайм менеджмент как методы профилактики психосоматических заболеваний

Автор статьи: Владимир Натаров

Актуальность проведенного исследования определяется тем, что, во-первых,  в современных организациях, по литературным источникам, работа первых лиц на 80 – 90 % определяют как результативность работы организации в целом, так и потенциал HR (морально психологический климат, самочувствие и состояние здоровья подчиненных). И, во-вторых, исследования взаимосвязи профессиональной деятельности и ряда соматических болезней показали, что руководители фирм, собственники, юристы, адвокаты в восемь раз чаще страдают от инфаркта миокарда, чем  представители других профессий. Плата за лидерство или непрофессионализм?

  Поэтому объектом нашего исследования были директора крупных организаций города Петербурга, которые обучались на курсах повышения квалификации - более 300 человек в возрасте от 25 до 70 лет.

         Концептуальной основой проведенного исследования являются идеи Б.Г Ананьева (1980) о билатеральной регуляции целостного поведения, как высшего контура регуляции поведения человека, сформулировано в виде гипотезы, что организационная культура определяет результативность, а корпоративная культура - эффективность профессиональной деятельности (В.И. Натаров 2000; 2011). И, что, соответственно, недостатки организационной культуры проявляются, как профессиональная деформация кадров, а недостатки корпоративной культуры - как профессиональное выгорание персонала.

       Предметом исследования была выбрана профессиональная зрелость руководителя, как основа профилактики психосоматических заболеваний и дауншифтинга.

       Гипотезой исследования было предположение, что развитие профессиональной зрелости является основой для профилактики основных форм психосоматических заболеваний в условиях профессиональной деятельности - профессионального выгорания и деформации личности руководителя. И, что, соответственно, недостатки организационной культуры проявляются, как низкий уровень тайм менеджмента и как профессиональная деформация менеджера. А недостатки корпоративной культуры - как низкий уровень стресс-менеджмента и профессиональное выгорание – как самого руководителя, так и подчиненного ему персонала.

      Методы исследования определялись целями и задачами каждого из этапов исследования: консультирование, наблюдение, анализ проблем и конфликтов руководителей, анкетирование, тренинги, анализ поведения в сложных ситуациях, факторный анализ и другие.

       Полученные данные показывают, что у 92 %  руководителей, которые принимали участие в исследование, наблюдались явления профессиональной деформации или выгорания личности, которые сопровождались различной психосоматической симптоматикой.      Подчеркнем, что уровень профессиональной зрелости почти прямо соотносится с уровнем управленческих компетенций и с такими качествами руководителя, как уверенность, адекватность и стрессоустойчивость самооценки, гибкость поведения в конфликтных ситуация (В.И. Натаров, 2010).

      Анализ данных показывает, что профессиональная зрелость руководителя (ПЗР), как форма профилактики профессионального выгорания и деформации личности, проявляется, во-первых, в качествах интеграции основных сфер жизнедеятельности Топ-менеджера: (1)здоровье физическое, (2) качество взаимоотношения с близкими, родными –эмоциональное, психологическое здоровье; (3) профессиональная карьера или социальное здоровье; (4) морально-этические ценности, которые определяют мировоззрение, смысл и значение всех основных сфер жизнедеятельности руководителя.

       Во-вторых, ПЗР проявляется в ориентации на постоянное самообучение и самовоспитание руководителя. Которые, в-третьих, на уровне возглавляемой руководителем организации проявляются как делегирование руководителем своих полномочий своим заместителям – «снятие» стресса ответственности и климат доверия в организации.

      В четвертых, ПЗР проявляется в стремлении создать организационную и корпоративные культуры высшего билатерального уровня зрелости. Когда зрелость организационной культуры определяется ее соответствием законодательной базе государства и ее справедливостью с позиции персонала организации. А зрелость корпоративной культуры определятся, в основном, законами командообразования: доверия, честности, порядочности, авторитет и уважение профессионализма вне зависимости от занимаемой должности и так далее - психологическими законами.

     В качестве основных выводов проведенного исследования можно утверждать:

  1. Развитие профессиональной зрелости является основным средством сохранения эффективной профессиональной деятельности и профилактики профессиональной деформации, выгорания личности руководителя(12).
  2. Качество и содержание развития ПЗР определятся интеграцией основных сфер жизнедеятельности руководителя(6). Другими словами, предметом развития должны быть одновременно минимум четыре сферы, уровней организации человека (систем ценностей): (1)здоровье (психофизиология, стресс-менеджмент);

 (2) психология общения( эффективные контакты, тренинги переговоров);

 (3) профессиональное развитие и самообучение (профессиональные сообщества, издания, ассоциации, тренинги профессиональных навыков);

 (4) самовоспитание как определение общественного, государственного смысла и значения своей профессиональной деятельности ( миссия организации, стратегия развития компании и так далее).

3. Стресс и тайм-менеджмент являются эффективными методами профилактики психосоматических заболеваний менеджеров (1 – 11).

4. Можно рекомендовать -"включить психологическую грамотность, как основную профессиональную компетентность руководителей" в структуре профессиональной зрелости(11) Сравнительная таблица компетенций руководителя

 

Ключевые компетенции руководителя по Р.Г. Аюпову

Модель компетенций руководителя по Е.В. Лариной

Модель профессионализма управленцев З.М. Рыбалкиной

1

Решительность

Умение принимать решения

Умение решать управленческие задачи менеджмента

2

Целеустремленность

Планирование и организация

Умение применять технологии менеджмента

3

Работоспособность

Ориентация на результат

Уровень развития личностных качеств

4

Профессиональная эрудированность

Эрудированность

Уровень знаний в различных сферах

5

Коммуникабельность

Коммуникативные навыки

 

6

Культура поведения

Управление людьми

 

7

Честность

Стремление к развитию

 

8

Тактичность

Ориентация на изменения

 

9

Организаторские способности

Творческие способности

 

10

 

Понимание бизнеса

 

 

       Литература

  1. Натаров В.И. Аутогипнотренинг (метод психической саморегуляции). Психологический журнал. Т. 8. 1986. С. 105–110. Изд-во: Российской Академии Наук.
  2.  Натаров В.И. и др. Технологии социально-психологических тренингов: Учебное пособие. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001.
  3. Натаров В.И. Группо-аналитическая психотерапия: методы, принципы. Психологический журнал. Т. 15. 1994. С. 127–137. Изд-во: Российской Академия Наук.
  4. Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа» // Психологический журнал. 1990. Т.11. №5. С.89 – 104.
  5. Натаров В.И. Акмеотерапия: мгновенная психотерапия (психология здоровья), психология субъекта веры (психологии зрелости), социологии успеха (психологии профессионализма) // Журнал практического психолога. 1999. №9. С. 134 -142.
  6. Натаров В.И. Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга как активного метода обучения // Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. №3. С. 3 – 17; №4. С. 3 – 18.
  7. Натаров В.И. Активные методы обучения (в социальной и психотерапевтической работе) // Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.1999. №3. С. 3 – 14.
  8. Натаров В.И. Группо-аналитическая социо- и психотерапия: метод и принципы: Учебно-методическое пособие для ведущего группы. СПб.: Изд-во СПбГТУ Мин. науки, Высшей Школы и Техн. политики РФ, 1993.
  9. Натаров В.И. Развитие акмеологический адаптивности в социокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работе. Журнал практического психолога №10-11, 2000 год. С 72 – 88.
  10. Натаров В.И. Национальная идея – основа политики развития конкурентоспособности государства в постиндустриальном обществе (социально-психологические аспекты). В кн.: Психология Власти 2008. СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. С.23 –29.
  11. Натаров В.И. Развитие профессиональной зрелости топ-менеджеров как профилактика профессионального выгорания и деформации личности руководителей// В кн.: Акмеологические основы профессиональной культуры современного руководителя. СПб.: 2008. С 15-17.

Статья опубликована

Натаров В.И. Стресс и тайм менеджмент как методы профилактики заболеваний менеджеров //Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике. Матер. научно-практ. конференции /Под общей ред. В.И. Мазурова.- СПБ.: Изд-во Виктория плюс - 2013.С. 14-18

Следующая статья по теме: "Психология профессионального здоровья и профилактика психосоматических заболеваний" - https://www.psyoffice.ru/article/121216/ 

Стресс и тайм менеджмент как методы профилактики психосоматических заболеваний





Просмотров: 610
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Психология профессионального здоровья как профилактика психосоматических заболеваний у топ-менеджеров
  • Синдром профессионального выгорания и способы профилактики «профессиональной болезни»
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Смысл профессиональной этики практического психолога, как профессиональная ответственность
  • Профессиональное развитие как условие профессиональной успешности или формула успеха!
  • Профессиональная структура компетенций современного руководителя.
  • Профессиональное развитие как метод профилактики выгорания.
  • Доктор Айболит. Признаки профессиональной деформации и эмоционального выгорания
  • Диагностика и лечение эмоционального выгорания для профилактики психосоматических заболеваний.
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Диагностика и лечения эмоционального выгорания живописными картинами по программе МИРОТОК для профилактики психосоматических заболеваний.
  • Профилактика профессиональной деформации
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Корпоративные тренинги как инструмент повышения профессионального уровня и развития персонала
  • Внешние причины профессиональной деформации сотрудников
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Как эффективно демотивировать сотрудников. Вредные советы для руководителя.
  • Как стать любимцем руководителя?
  • Эмоциональный интеллект как основа профессиональной компетентности сотрудника УИС
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Смена профессиональной деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Организация как вторичный процесс руководителя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь