Сейчас понятие «трудоголик» знакомо практически каждому городскому жителю, и немалый процент горожан на собственном опыте знает, что собой представляет стремление работать, работать и ещё раз работать. Практически все специалисты сходятся во мнении, что трудоголизм – это вид патологического зависимого поведения. А значит можно описать некоторые симптомы этой зависимости. Человек, становится одержим работой, которая занимает большую часть его времени. Происходит снижение интереса к другим сферам жизни (семья, друзья, увлечения, отдых и др.). Свободные от работы дни вызывают у трудоголика чувство дискомфорта, и даже страдания, сродни синдрому отмены у химически зависимых. Он только физически находится вне работы, потому что его все время донимают мысли, касающиеся служебных обязанностей. Мысли эти присутствуют во время разговоров с близкими, просмотра телепередач или при выполнении разнообразных домашних обязанностей. Обычно такие люди подолгу не бывают в отпуске. Эмоциональна включенность и интерес появляются только во время работы. Выполнение профессиональных функций происходит, несмотря на вредные последствия (физические, психические и социальные).
Но обращения к специалисту (психологу или психотерапевту) по поводу зависимости, как правило, не происходит. Чаще клиенты обращаются с жалобами на быструю утомляемость, раздражительность, эмоциональную лабильность, снижение настроения, тревожность, нарушения сна, нарушение сексуальной функции, отсутствие интереса к жизни, ухудшение отношений с близкими людьми, появление симптомов психосоматического характера. На мой взгляд, это связанно с тем, что, во-первых, как и при других зависимостях, окружающим деструктивный стиль жизни зависимого становится понятен гораздо раньше, чем ему самому, так как действует система отрицаний. А во-вторых, зависимость от работы является социально приемлемой и даже поощряемой формой поведения. Поэтому не часто можно услышать от клиента сформированный запрос на освобождение от трудоголизма.
Причины формирования зависимости от работы разнообразны и во многом сходны с причинами формирования других зависимостей. В этой статье мы можем рассмотреть лишь некоторые общие тенденции. Зависимость – это универсальный ответ на любое эмоциональное напряжение, попытка с ним справиться. Часто оказывается, что «уход в работу» - это попытка избежать сложных и болезненных переживаний и ситуаций. Чаще всего эти ситуации связанны с близкими людьми и с неустроенностью личной жизни. Например, сложности в отношениях между супругами побуждают одного из них или обоих «окунаться в работу с головой» и, позволяют избежать болезненных переживаний и необходимости что-то с этим делать, принимать какие-либо решения по этому поводу. Иногда причиной чрезмерного вовлечения в работу может стать непрожитое горе в связи с потерей близкого человека. Человек пытается защититься от боли, беря на себя всё больше и больше работы и обязательств. Бывает и так, что человек «бежит в работу» и от неустроенности личной жизни. И тогда всегда есть повод сказать другим и самому себе: «ой, у меня сейчас столько работы, что мне не до личной жизни». Хотя эта фраза могла бы звучать и по-другому: «у меня сейчас неустроенна личная жизнь и, чтобы не чувствовать что-то по этому поводу, я нагружаю себя большим количеством работы». Трудоголизм нередко бывает болезнью руководителей. Желание чрезмерно контролировать и неумение делегировать полномочия, за которыми часто стоит неумение доверять, приводят к тому, что управленец начинает практически «жить на работе». Так же не малую роль в формировании зависимости от работы играют социальные и семейные установки призывающие не чувствовать усталость: «начал дело – доделай его до конца», «не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», «врач – профессия круглосуточная» и многие другие. За желанием получить признание своих заслуг на работе может стоять и нехватка этого признания от других людей, например в родительской семье. И тогда уже взрослый человек отправляется в крестовый поход за одобрением, не осознавая, что направляет энергию «не по адресу». И тогда начинается нескончаемая гонка, цели которой не удаётся достичь никогда.
Психологическая работа с клиентами с зависимостью бывает сложной и встречает много сопротивления. И это естественно, т.к. одна из важнейших задач психотерапии, на мой взгляд, состоит в том, чтобы вернуть в сферу осознания клиента как раз те переживания, от которых он так старательно «бежит», чтобы он мог делать с ними что-то более конструктивное и здоровое. Процесс психотерапии в каждом отдельном случае уникален и индивидуален. Однако можно выделить некоторые общие точки направленности терапевтических интервенций, о которых полезно помнить.
Как и психотерапия любой другой зависимости, работа с зависимостью от работы начинается с признания самого факта наличия зависимости. Причём признания не только интеллектуального, но и эмоционального. А это для многих клиентов трудный шаг, т.к. действует система отрицаний, призванная защищать от переживания болезненных чувств по этому поводу. Все интервенции направленные на осознание реальной, а не декларируемой ситуации будут полезны на этом этапе. Например, я в своей работе часто использую рисуночные техники. Можно попросить человека нарисовать работу и другие свои жизненные ценности и определить (и отобразить на рисунке), сколько в последнее время он тратит сил, эмоций, времени и других ресурсов на эти ценности. Часто оказывается, что хотя на словах семья, дети, друзья, увлечения, здоровье и другие сферы заявляются как важные, но на самом деле в них вкладывается несопоставимо меньшее количество энергии, чем в работу. Признание, в особенности эмоциональное, наличия зависимости, это то, что чаще всего не происходит за один раз. Поэтому спектр интервенций направленных на это может быть бесконечен.
Еще одной важной психотерапевтической задачей является поиск в жизненном поле клиента ситуаций и переживаний, от которых он «бежит в работу». И возвращение осознания чувств и незавершенности по поводу этих ситуаций. Поиск ресурсов для принятия этих чувств и здорового разрешения проблемных ситуаций. Как и при других зависимостях, для людей поглощенных работой характерна алекситимия. Поэтому интервенции направленные на восстановление способности к различению и выражению чувств могут оказаться полезными. Часто много времени и внимания в работе приходится уделять очерчиванию и защите клиентом своих границ, со способностью различения "мое - не мое", "важное для меня сейчас - неважное", с реабилитацией чувств отвращения, усталости, бессилия, предоставлением себе возможности отдыха, отбором посильных задач.
Психотерапия зависимости – это долгосрочный процесс, т.к. требуется изменение практически всей личности клиента, а не только отдельных паттернов поведения. Такая работа бывает достаточно напряженной как для психотерапевта, так и для клиента. Но результат часто стоит вложенных усилий. Т.к. любая зависимость является лишь суррогатом подлинной жизни, и освобождение от нее, хотя и может быть вначале болезненным процессом, в конечном итоге приводит к появлению большого количества жизненной энергии, которая может быть направлена на удовлетворение подлинных желаний человека.
Закончить статью я хочу словами Ж.-П.Сартра: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». А как заполняете её Вы?