Созависимость – это в первую очередь состояние охваченности другим человеком и желание его переделать. То, как созависимый формулирует проблему, можно описать следующей фразой: “причина моих трудностей в другом человеке” – эта фраза сопровождает и случай,когда химической зависимости (алкоголизма,наркомании) в семье нет, но есть тот, кого очень хочется поменять и кто много трудностей создает, например ребенок в подростковом периоде (про созависимость без химической зависимости речь пойдет в отдельной статье).
Созависимый человек бъется над задачей, которая не имеет решения: “Как мне изменить другого человека?” это подобно тому, как если бы математик отчаянно искал способ поделить какое-то число на ноль. Другой человек - это все, кроме меня. Созависимый, например, может настолько со своими детьми быть в слиянии, что не понимать, что ребенок это другой человек.
Итак, задача не решаема, но созависимый упорно пытается ее решить, попутно втягивая в это предприятие и специалистов, психологов например. Очень сложно порой не поддаться на манипуляцию “я вас как специалиста хочу спросить, что мне ему такого сказать, чтобы он не пил” и не дать совет, который потом обесценят. Созависимый считает в глубине души, имеет иллюзию о своей всесильности и отсюда иллюзию о том, что своими действиями и словами он может менять и излечивать от тяжелого недуга, такого как зависимость, других людей.
Бессилие менять человека против его воли – это то, что созависимый никак не может принять. Менять мы можем в лучшем случае себя, а другого можем попробовать мотивировать на что-либо, но до определенного предела.
Первое, что необходимо созависимому – научиться признать свое бессилие и прекратить искать способ как зависимого заставить прекратить употреблять. Нужно переключить свое мышление на получение помощи, поняв, что своими силами не справиться и начать решать вопрос как отправить зависимого на лечение. Разница между решаемыми вопросами “что мне ему сказать или сделать, чтобы он перестал употреблять” и “как способствовать тому, чтобы он начал лечиться” огромная. Во второй формулировке созависимый начинает рассматривать зависимость с правильной позиции, понимает, что необходима работа профессионалов и реально нацелен на решение проблемы. Лучшим лечением является прохождение реабилитации.
Химически зависимый может решить лечиться если:
столкнется с последствиями своего употребления, от которых родственники часто спасают;
будет владеть информацией, где он может получить помощь;
столкнется с границами близких – когда они перестают терпеть последствия употребления и деструктивное поведение близкого;
если родственники вместо послания “брось пить”, начинают транслировать послание “тебе необходимо пройти курс реабилитации”;
если семья начинает разбираться с внутрисемейными проблемами, которые не относятся к употреблению близкого.
Выполнять все это - значит работать на мотивацию близкого к лечению. Самому созависимому далее необходимо заняться своей жизнью, независимо от того лечится зависимый или нет.
Теперь немного о том, в какую сторону созависимому необходимо двигаться в работе над собой. Сначала несколько слов о взглядах на изменения в психологии. В самом общем смысле можно выделить 2 таких взгляда:
Внешний – при котором проблема человека рассматривается на поведенческом уровне;
Внутренний – при котором проблема человека рассматривается с точки зрения его индивидуальных психологических особенностей.
Первый подход больше обращен к вопросу “Что делать?”, второй к вопросу “Как у данного человека возникает эта конкретная проблема?”. Если у человека есть проблема в том, что он не может знакомиться с другими людьми, например, то при первом подходе ему будут предложены различные способы как знакомиться, что говорить, как смотреть, как начинать беседу. Второй подход будет ориентирован на внутренние барьеры человека, его представления о себе, его представления о других, его убеждения, отношения в семье, прошлый опыт, возможно неудачный.
Внутренние изменения, на мой взгляд, важнее, но никто не говорит о неважности поведенческих навыков. Просто внутренние изменения дают белее стойкую опору. В идеале оба подхода важно совместить.
Большинство созависимых ориентированы на первый подход “что делать?”. Уделять время только этому подходу все равно, что лечить симптомы, но не причину, например лечить частые простудные заболевания у человека, без того, чтобы понять как именно они у него возникают. Возможно, у человека частый стресс, может быть халатное отношение к своему здоровью.
Когда созависимый приходит и спрашивает что делать с употребляющим близким, то ему можно рекомендовать пять пунктов перечисленных выше, плюс добавить пункт “работать созависимому над собой”. В работе над собой и заключается психология выздоровления от созависимости.
Психология выздоровления при созависимости.
Научиться осознавать свои чувства и понимать потребности, о которых они говорят.
Научиться заботиться о себе и своих потребностях.
Принять свое бессилие изменить другого и научиться отстраняться в момент, когда другого хочется поменять. Отстранение - это признание своего бессилия, осознание своих чувств и переключение на собственную жизнь.
Научиться прямому общению без манипуляций.
Работа над своей самооценкой, в первую очередь необходимо добиться того, чтобы самооценка зависела от меня и моих действий, а не была приклеена к жизни других людей.
Освоение новых форм взаимоотношений, например, обретение навыка просить и давать поддержку, адекватно выражать свои чувства, отстаивать свои границы, важно также научиться принимать различия и т.д.
Обретение новых интересов и деятельности, которые могли бы быть источниками положительных чувств.
Отказ от деструктивных игр в:
Спасателя – это значит делать за человека то, что он может сделать сам, выручать человека из ситуаций, которые он сам себе намеренно создает, делать для другого то, что ему не надо, больше хотеть для другого чего-то, чем он сам.
Жертву – быть жертвой значит жаловаться, но ничего не менять, терпеть обиды, но не учиться себя защищать, ждать, что другие решат проблемы моей жизни. Не быть жертвой значит взять ответственность за свою жизнь на себя и принять тот факт, что то, как я живу – дело моих рук.
Преследователя – быть им, значит пытаться добиться от других людей того, что преследователю нужно, используя подавление, агрессию, запугивание, манипуляции, унижение. Преследователь пытается добиться чего-то во чтобы то ни стало, скрывает насилие (физическое и эмоциональное) под благовидными мотивами и оправданиями.
9.Принять тот факт, что если я хочу чего-то от ближнего, значит, я сам сначала должен этому научиться. Если ближний страдает зависимостью, значит я сам со своими зависимостями должен распрощаться. Например, отец наркомана, желающий выздоровления сына, сам сначала бросает курить и употреблять алкоголь.
Лучше всего с созависимостью работать в формате терапевтической группы, на группе созависимому проще осознать свое сопротивление и неуникальность своей ситуации, увидеть в ней некую цикличность и деструктивность. В индивидуальной работе, как правило, мало энергии. Созависимый наравне, а порой и более, чем зависимый обесценивает помощь. Отрицание и обесценивание – ведущие защиты в начале работы. Психологу на этом этапе важно также выстоять и не поддаться играм, в которые созависимый его тянет.
Ряд любимых игр созависимых “скажите мне как надо, но я потом это обесценю”, “придумайте как мне изменится, не меняя свою жизнь”, “я обратилась (обратился) к вам как к специалисту, поэтому помогайте мне так, чтобы мне понравилось ”, “я готова (готов) на все, но вы должны помочь мне за одну встречу”, “ну когда же вы мне расскажите секрет, как получать от других все, что мне нужно, мне же говорили, что вы грамотный специалист”.
В групповой работе есть несколько моментов для фокусировки:
Важно, чтобы большую часть времени созависимые учились говорить о себе;
Важно сосредоточиться на отношениях, коммуникации и потребностях внутри группы и не превращать групповой процесс в “разговор на лавочке”, когда участники делятся все время группы, как зависимый опять что-то натворил или кто чего нового в отношении его испробовал;
Важно соблюдать границы групповых правил, которые созависимый все время будет пытаться нарушить;
Ведущему важно не раздавать рецептов, а возвращать созависимого к группе, так, чтобы он удовлетворял свои потребности в ней и сам;
Фокус на проживании чувств, а не на избавлении от них;
Осознавание деструктивных ролей и поддержка ведущим роли взрослого у созависимого на группе.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.