|
Рекомендации педагогам в работе с детьми по подготовке к контрольно-оценочным процедурамАвтор статьи: Бесполденов Сергей
Он полагал, что стресс сопровождает нас на протяжении всей жизни, и он необходим для нормального развития человека. В своей концепции Ганс Селье выделил два вида стресса: Положительный стресс (эустресс).Стресс, который позволяет организму активизировать имеющиеся необходимые внутренние ресурсы для преодоления затруднений. Результатом переживания положительного стресса является разрешение проблемной (стрессовой) ситуации. Примером эустресса принято считать ситуации сдачи экзамена, выполнения контрольной работы. Отрицательный стресс (дистресс). Стресс, связанный с нехваткой внутренних ресурсов у организма для преодоления ситуации затруднения. Вызывается длительным воздействием стрессора на организм человека. Результатом дистресса будет являться переутомление, истощение организма, проявление на физическом уровне – возникновение болезней. Факторы,обуславливающие переживания стресса перед контрольно-оценочными процедурами. Для того чтобы осуществлять профилактические меры с обучающимся по данной проблеме, необходимо четко понимать те факторы, которые могут влиять на возникновение у ребенка стрессовых переживаний. Согласно субъектам образовательного процесса, к таким факторам можно отнести: Фактор семьи, где к ребенку предъявляются достаточно жесткие требования к уровню успеваемости, и страх наказания, выражен сильнее страха получения плохой оценки. В семье также может отсутствовать режим дня, позволяющий ребенку равномерно распределять энергию, и вместе с тем напряжение. Личностная тревожность самих родителей за оценки может также передаваться самому ребенку, согласно феномену психологического заражения. Фактор педагогического процессасвязан непосредственно сучителем, который может регулярно акцентировать ребенка на его недостаточном знании учебного материала, используя авторитарный стиль преподавания. Педагог может также сам испытывать психологическое напряжение, которое дети чаще всего быстро улавливают. Отсутствие доверительного контакта с детьми также может являться фактором, запускающим стрессовые переживания. Фактор обучающегося. Данный фактор связан прежде всего с личностными особенностями ученика: мнительность, комплекс «отличника», перфекционизм, особенности темперамента – устойчивость нервной системы, скорость протекания нервных процессов в организме ребенка. Показатели острого переживания состояния стресса учениками. Показателями, на которые педагогам следует обращать внимание в преддверии проведения проверочных и контрольных работ, могут являться: - обильное потоотделение; - бледность кожи лица; - излишняя двигательная активность или медлительность, не свойственная ученику; - отстраненный, бегающий взгляд; - сниженный тон голоса; - озноб; - жалобы ребенка на плохое самочувствие, поскольку переживание стресса чаще всего проявляется на физиологическом уровне. Следует отметить, что уровень внутреннего напряжения у ребенка перед самой контрольной считается нормальным, поскольку он позволяет мобилизовать психические процессы в организме. Представленные выше показатели будут являться проявлением переживания стресса именно в острой форме, и в данном случае необходимо вмешательство педагога. Профилактические мероприятия с обучающимися для снижения уровня психологического напряжения перед контрольно-оценочными процедурами. Перед проверочной, контрольной работой важен доброжелательный и спокойный настрой самого учителя. Не желательно повышать голос в процессе объяснения правил выполнения заданий. Очень важно сделать акцент на имеющихся у учеников знаниях, необходимых для успешного выполнения заданий, выразить уверенность в том, что у них все получится. Для диагностики уровня напряжения педагогом могут быть использованы карточки «Мое настроение», которые позволят детям оценить и предъявить учителю свое состояние перед контрольной работой. Ввиду того, что уровень тревожности может сопровождаться излишней двигательной активностью, педагогом также может использоваться динамическая пауза или разминка (5 минут). Выполнение двигательных упражнений, во-первых, позволит за счет наблюдения и повторения движений усилить концентрацию внимания, во-вторых, снизить уровень напряжения. Следует отдельно выделить дыхательные упражнения (дыхательная гимнастика), поскольку переживание ребенком стрессовой ситуации сопровождается учащенным сердцебиением. Для выполнения упражнения желательно расположиться максимально удобно, по возможности вытянуть ноги вперед, руки положить на парту. Суть упражнения состоит в совершении глубоких вздохов (3-5 сек), затем паузы (2-3 сек) и более длительного выдоха (5-8 сек). Для получения результата, упражнение следует выполнять в несколько кругов (5-6 кругов). С обучающимися в среднем и старшем звене школы можно использовать указанное выше дыхательное упражнение, а также использовать технику визуализации. Суть техники заключается в том, что обучающимся предлагается представить ситуацию, в которой они успешно выполнили проверочную, контрольную или самостоятельную работу, и рассказывают своим друзьям о том, за счет чего они смогли это сделать. Данную технику, как и дыхательную, можно использовать в индивидуальном формате. Следует отдельно отметить, что проговаривание учениками своих чувств и переживаний в диалоге с педагогом, также способствует снижению уровня внутреннего напряжения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|