|
Как вести себя с детьми с пограничными расстройствами личности.Автор статьи: Журавлева Галина Вячеславовна
До недавнего времени, диагноз пограничное расстройство личности детям ставили крайне редко. Исторически сложилось так, что этот диагноз считался трудно определяемым и практически неизлечимым. Ведь симптомы, связанные с ним, являются смесью эмоциональных проблем, нестабильных отношений с окружающими и самим собой, самоповреждения, а также суицидальные попытки. Сейчас ситуация изменилась. Практика показывает, что лечение наиболее эффективно в подростковом возрасте, не смотря на то, что подростки и без того тяжело переживают свое взросление и ему нужно время, чтобы «переболеть» и повзрослеть, в этом случае, чем раньше начнется работа с подростком, тем выше у него могут быть шансы к изменению его состояния. Пограничное расстройство личности имеет под собой две основы: биологическую и социальную. Когда такой ребенок сталкивается с окружающей средой, начинает развиваться болезнь. Первая социальная среда для него, это семья (малая социальная группа). Проблемы возникают в его взаимодействии либо с семьей в целом, либо одним из самых значимых членов семьи, в основном с матерью. Если члены семьи, особенно мать, не признают те чувства, что испытывает ребенок, игнорирует его потребности в проявлении эмоций, пренебрегает ими, просто потому, что в большинстве случаев, они кажутся им чрезмерными и неуместными. Отвергать, то, что кажется не правильным, типичная реакция родителей. Совсем не обязательно это происходит по причине нелюбви матери к своему ребенку, порой любящие матери, желая помочь, исправить его поведение, могут нанести непоправимый вред развитию личности ребенка. Члены семьи часто не могут понять, причин бурной реакции на ситуации, казалось бы, не заслуживающие внимания, ведь она нетипична для большинства людей. Если чувства ребенка отвергаются взрослыми, он не чувствует от них понимания и поддержки, ему становится невыносимо трудно научиться управлять ими самостоятельно. Ведь именно взрослые помогают ребенку называть и определять те чувства, которые он впервые испытывает в своей маленькой жизни: - «Ты злишься, я понимаю, но…», «Я понимаю твои чувства…», «Ты расстраиваешься, но…» Сам термин «пограничное расстройство личности» относится к Американской системе классификации психических расстройств, в России такое название появилось сравнительно недавно, и не просто так, этому способствовало появление направления психотерапии, которое называется «диалектическая поведенческая терапия», позволяющая оказывать помощь людям с расстройствами эмоций. Это комплексная помощь и пока не широко распространенная. Детей с различными расстройствами в развитии эмоциональной и социальной сферы в настоящее время довольно много и с каждым годом их число увеличивается. Родители, в основе своей, мало знакомы с этим заболеванием, и ищут помощь не всегда там, где следует ее искать. Самостоятельные попытки справиться с проявлениями расстройства, у детей приводят лишь к усугублению проблемы. Обращение к специалистам далеким от знаний об этом расстройстве лишь вводит в заблуждение, как самих родителей, так и тех, кому необходима помощь. При отсутствии навыков совладания с эмоциями в ответ на различные жизненные ситуации, возникает стойкая дисрегуляция, которая впоследствии, крайне сложно поддается коррекции. Это приводит к множеству неприятных эмоциональных реакций, неумению справляться с переживаниями, успокаиваться, испытывать трудности при отвлечении, переключении, искажении при оценке ситуации, а так же искажению мышления. Не имея возможности контролировать свое поведение под влиянием негативных эмоций, развивается эмоциональная уязвимость, трудность совершать действия, достигать цели, все это приводит к фрустрации и стойкому снижению настроения. «Эмоциональная дисрегуляция - неспособность, даже приложив значительные усилия, эффективно влиять на свои эмоциональные переживания, действия, словесные и невербальные реакции и управлять ими.» Родители часто сталкиваются «беспричинным гневом» у своих детей, с крайними проявлениями эмоций в отношении близких людей от «люблю», до «ненавижу», ярко выраженным чувством одиночества, пустоты, а также чувством отвращения к себе. Отношения в социуме у таких детей не складываются, равно как и отношения с противоположным полом при взрослении. Они постоянно с кем-то конфликтуют, бесконечно звонят, пишут, требуют объяснений, цепляются за отношения, или же разрывают их при первом же эмоциональном взрыве. Все это часто является поводом для попыток самоубийства, самоповреждения. Подростки для облечения своего эмоционального состояния режут себе руки, ноги, царапают до крови кожу. Если единожды подросток использовал этот метод для снятия эмоционального напряжения, и он сработал, они будут делать это снова и снова. Родители, которые отчаянно борятся с таким поведением своих детей, не принимая их «сомнительный способ самопомощи», только закрепляют их действия, им сложно признать, что это для ребенка выход, который он нашел самостоятельно, и попытаться дать ему знания о более безопасных способах облегчить свое состояние. Критерии, по которым специалисты определяют пограничное расстройство у детей.
Диагностика подростков.
Между тем, подростки отчаянно ищут выход из своего положения самостоятельно и находят его чаще всего в деструктивных отношениях с собой и с окружающим миром. Сегодня, помощь подросткам и родителям может заключаться в том, чтобы помочь, прежде всего, родителям. Им необходимо осознать, что их ребенок имеет расстройство эмоций, что изменить свое поведение самостоятельно он не в силах, что работа специалистов заключается не только в снятии симптомов, но в налаживании контакта между ними и ребенком. Сам подросток, может с помощью специалиста и имеющихся у него в арсенале различных техник, научиться понимать свои эмоции, и обучиться методам самопомощи, что, несомненно, скажется на его качестве жизни. Опыт показывает, что большой процент обратившихся за помощью с детьми подросткового возраста, имеющими эмоциональные проблемы, при усердии со стороны родителей и желании облегчить свою жизнь со стороны подростков, а так же умелых действий специалистов, способны приобрести необходимые навыки, снять активные симптомы болезни, а так же последующие рецидивы. Пограничное расстройство личности на сегодняшний день имеет хороший прогноз, если обратиться за квалифицированной помощью в подростковом возрасте. Пока дети еще не стали взрослыми решение этой проблемы может иметь более оптимистичный прогноз, нежели во взрослом состоянии. Будьте здоровы, друзья! Берегите здоровье своих детей! Похожие статьи автора на эту тему: Дети с пограничным расстройством личности – шпаргалка для родителей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|