Диагностика в Транзактном анализе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РУСЛЕ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА

Под диагностикой мы понимает процесс сбора информации, её классифицирования в голове терапевта так, чтобы определить общий план терапии [4, с.62]. Какое бы теоретическое направление ни выбрал специалист, эффективная и осознанная работа возможна лишь при условии проведения диагностики личности клиента [13, с.111]. Транзактный анализ как одно из динамично развивающихся психотерапевтических направлений создал свою систему диагностики, содержащую много самодостаточных диагностических категорий. В отличие от традиционного клинического подхода, разработанного в основном в рамках медицины, язык транзактного анализа проще для понимания широкого круга специалистов, ознакомленных с базовыми принципами метода [2].

В настоящей работе будет представлен фрагмент анализа клиентского случая, изложенного ранее в экзаменационной работе в рамках обучающей психотерапевтической программы. Экзаменаторами выступали Гусаковский В.Е., вице-президент международной ассоциации транзактного анализа, тренер и супервизор ТА, и Булгакова Е.Г., сертифицированный транзактный аналитик.

Одна из наиболее популярных диагностических категорий – эго-состояния. В нашем случае при анализе функциональных эго-состояний были выявлены ярко выраженные Контролирующий Родитель и Адаптивный ребёнок [4, с.24]. Также мы выделили ряд контаминаций – ошибочных восприятий Детского или Родительского эго-состояний за Взрослое эго-состояние [4, с.25]. Терапевтическое воздействие в транзактном анализе как правило начинается именно с деконтаминации, то есть очищении Взрослых мыслей и оценок реальности от Родительских предрассудков и Детских иллюзий [4, с.196]. В нашем примере контаминации были следующие:

1. «Если чего-то не умеешь, то лучше не браться».

2. «Мужчина должен уметь всё делать по дому».

3. «Женщина должна принимать решения».

4. «Я неуклюжая»

5. «Нужно контролировать чувства»

Также в транзактном анализе уделяют внимание исследованию родительских предписаний (запретов) и контрприказаний (драйверов), которые можно схематично отразить на сценарной матрице [4, с.47-49]. Наша клиентка унаследовала от матери предписания «Не чувствуй», «Не будь близкой», «Не делай», программу «Не умеешь – не берись» и конртприказание «Будь совершенной». Отец в процессе воспитания транслировал предписание «Не расти», программу «Слушайся маму» и драйвер «Радуй других».

Следующая диагностическая категория – профиль поглаживаний. Поглаживания – одно из ключевых понятий транзактного анализа [3, 10]. Составление профиля поглаживаний сводится к выявлению склонности клиента давать, принимать, просить и отказывать в позитивных и негативных поглаживаниях [9]. В нашем примере клиентка часто даёт положительные и отрицательные поглаживания; часто принимает отрицательные, редко – положительные; совсем не просит о положительных, но часто просит (неосознанно) отрицательные; иногда отказывает в положительных и никогда не отказывает в отрицательных поглаживаниях.

Следующий шаг транзактноаналитической диагностики личности – определение личностных адаптаций клиента [8, 12]. Наша клиентка использует несколько типов личностных адаптаций. Внешне она демонстрирует истероидный тип, так как тщательно следит за привлекательностью своего образа и одним из основных её родительских драйверов является «радуй других» [4, с.277]. В ходе установления терапевтического альянса основной зоной контакта оказалось мышление и проявился драйвер «будь совершенным», что указало нам на присущую клиентке во многих жизненных ситуациях обсессивно-компульсивную адаптацию [4, с.330]. В эмоционально значимых и психотравмирующих ситуациях часто проявляется пассивное поведение, мысли начинают путаться и ярко выражается внутренний диалог, имеющий характер борьбы. Это означает, что в качестве защиты от травмирующих содержаний психики используется пассивно-агрессивный тип личностной адаптации [4, с.338].

Последний из используемых нами в данной работе диагностических инструментов – система рэкета. Она была разработана Р. Эрскиным и М. Зальцман и представляет собой модель, которая объясняет природу сценария жизни и показывает, как люди могут использовать сценарий в течение своей жизни [7]. Система Рэкета определяется как самоподкрепляющаяся, искаженная система чувств, мыслей и действий, которая осуществляется находящимися в сценарии людьми. В ней имеются три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: сценарные убеждения или чувства, рэкетное выражение и подкрепляющиеся воспоминания.

1. Сценарные убеждения и чувства. О себе: Неуклюжая и неумелая. О других: будут меня любить, если не буду проявлять эмоции, а буду правильной. О жизни: всё должно быть по установленным правилам Раннее детское решение: чтобы меня любили и не бросили одну, нужно себя контролировать и не показывать то, что я на самом деле чувствую [1]. Подавленные чувства: гнев на родителей за то, что нарушали её психологические границы, радость (по мнению матери, если радуешься, значит тебе нечего делать, дам ещё задания). Рэкетные чувства: стыд (за внешность в прошлом, за любовника), раздражение (на мужа, на друзей, на себя) [6].

2. Рэкетные проявления включают в себя все внешние и внутренние варианты поведения, которые являются проявлением сценарных убеждений и чувств. К ним относятся внешне наблюдаемые особенности поведения, внутренне отмечаемые ощущения и фантазии. Внешнее поведение: дрожь в голосе, сдерживание слёз, повторяющиеся движения в районе шеи (теребит цепочку, шарфик, воротник). Вся внешность продумана до мелочей от цвета туфлей до аксессуаров. Осознаваемые переживания: тяжесть в теле, желание ходить в спортзал. Фантазии: о послушном муже, который всегда рядом и делает всё, как она хочет.

3. Подкрепляющие воспоминания. Находясь в сценарии, человек входит в контакт с воспоминаниями, которые усиливают сценарные убеждения. У нашей клиентки: воспоминания о наказаниях от родителей за плохую оценку, за разбитую вазу, за неполучившийся пирог; воспоминания о том, что муж выполняет просьбы только после раздражённых напоминаний.

Далее, после проведения диагностики строится лечебный план согласно разработанным в методе схемам и последовательно прорабатываются все выявленные деструктивные элементы жизненного сценария клиента [5, с.90].

Литература:

1. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – М.: «Класс», 1997. — 288 с.

2. Стюарт Ян, Джойнс Вэнн. Современный транзактный анализ. –СПб: Социально-психологический центр, 1996 г. – 332с.

3. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. –СПб: Питер, 2003. – 416 с.

4. Шустов Д. И. Руководство по клиническому транзактному анализу. – М. «Когито-центр», 2009. – 367с.

5. Clarkson P. Transactional Analysis Psychotherapy: An integrated approach. Routledge, NY, 1992.

6. English F. Rackets and real feelings. Transactional Analysis Journal Vol.2, N1, January 1972 pp. 23-27

7. Erskine R. G., Zalcman M. J. The racket system. Transactional Analysis Journal Vol.9, N1, January 1979 pp.51-59.

8. Joines V., Stewart I. Personality Adaptations: A new guide to human understanding in psychotherapy and counselling. Nottingham and Chapel Hill: Lifespace Publ., 2002.

9. McKenna J. Stroking profile: Application to script analysis.Transactional Analysis Journal Vol.4 N4 October 1974 p.20-24.

10. Steiner C. The stroke economy. Transactional Analysis Journal Vol.1, N3, July 1971 pp.9-15.

11. Tilney T. Dictionary of Transactional Analysis. London: Whurr Publ. Ltd., 1998.

12. Ware P. Personality Adaptations (Doors to Therapy). Transactional Analysis Journal Vol.13, N1, January 1983 pp.11-19.

13. Widdowson M. Transactional Analysis: 100 key points and techniques. – Routledge, NY, 2010.



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Hedonism. Analysis. Solution. Long.
  • Тип личности и адаптации в Транзактном Анализе
  • Реляционный подход при работе с травмой и диссоциацией в Транзактном Анализе.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Личностные адаптации. Классификация в транзактном анализе.
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Основные точки анализа Доры (по работе Фрейда «Фрагмент анализа одного случая истерии»,1901-1925)
  • Цели терапии в Транзактном анализе.
  • Работа со сновидениями с использованием транзактного анализа (перевод статьи) часть 2
  • Депрессия. Биологическая модель. Модель транзактного анализа
  • Модель диагностики уровня психического состояния клиента
  • Принципы транзактного анализа
  • Работа со сновидениями в транзактном анализе (перевод статьи) часть 1
  • Школы Современного Транзактного Анализа
  • Психосоматика: взгляд из транзактного анализа
  • Совместимость пары с позиции транзактного анализа.
  • Как стать ВЗРОСЛЫМ, или немного транзактного анализа.
  • Отличия психоанализа от транзактного анализа. (Часть 1)
  • Как работать с партнёрскими отношениями с помощью МАК и транзактного анализа
  • Улучшение партнерских отношений с помощью транзактного анализа.
  • Я-высказывания и Активное слушание в воспитании с позиции транзактного анализа
  • Концепция циклов личностного развития в Транзактном Анализе
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Клинический поведенческий анализ. История анализа поведения в психотерапевтической практике.
  • Психоаналитический глоссарий к работе Фрейда «Фрагмент анализа одного случая истерии»
  • Что делать, если муж часто злится, грубо отвечает? Психология поведения.
  • Женские родовые программы и сценарии: не будь пешкой, будь творцом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь