|
Школы Современного Транзактного АнализаАвтор статьи: Долгих Алевтина Андреевна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ШКОЛ И ПОДХОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ТРАНЗАКТНОМ АНАЛИЗЕ. Долгих А. А.- практикующий психолог, психотерапевт, член Украинской Ассоциации Транзактного Анализа. г. Симферополь Шифр направления исследования 19.00.01 Современная психологическая наука характеризуется многообразием подходов к исследованию, построению теорий личности. В свою очередь любое из направлений психологической мысли непрерывно развивается, и каждому специалисту и исследователю необходимо знакомиться с современным состоянием тех или иных отраслей науки как в Укранине, так и на мировом пространстве. Транзактный анализ (далее - ТА), как и другие теории личности и психотерапевтические модели, на современном этапе развития значительно отличается от первоначальной школы, предложенной Эриком Берном. Грехем Бернс (G. Barnes, 1977) выделил критерии, которым должны отвечать концепции, признанные отдельными школами в рамках теории ТА: 1. Разработка некоторых новых теоретических постулатов, отсутствовавших в теории Э. Берна. 2. Разработка новых методов практической работы. 3. Ясность и чёткая структура теоретической модели. 4. Получение аналогичных результатов исследований при использовании данной модели другими учёными. 5. Влияние теоретического подхода школы на развитие ТА в целом. 6. Известность и цитируемость теории за пределами данной школы. 7. Непрерывное развитие теории и практических методов. 8. Межнациональное и международное значение теоретических разработок. Вместе с тем, чтобы получить признание школы ТА, представители направления должны признавать четыре постулата транзактного анализа (Leonard Campos, 2003): 1. Теория личности (модель эго-состояний). 2. Теория коммуникации (концепция анализа транзакций). 3. Теория игр. 4. Теория сценариев. На современном этапе развития ТА включает в себя достижения всех основных мировых направлений психологии и психотерапии. Эдриенн Ли (Adrienne Lee, 2001) выделяет одиннадцать подходов в ТА, признанных международной Асоциацией ITAA. Далее мы приведём краткое описание исторических источников, представителей, основных методов и целей каждого из этих направлений.
Как мы видим, современный ТА – это конгломерат различных подходов, теорий и медодов, объединённый общими базовыми принципами анализа личности. Эти методы продолжают развиваться, отвечая требованиям международной ассоциации ТА, предъявляемым к уровню подготовки специалистов. Ежегодно присуждается «Мемориальная премия Э.Берна» за вклад в развитие теории и практики ТА и за его интеграцию с другими модальностями. Лауреатами премии уже стали около тридцати авторов. Широкое развитие получает применение ТА в организационном консультировании и системе образования. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|