Улучшение партнерских отношений с помощью транзактного анализа.

Иногда свои отношения и общение с партнером удобно пересмотреть с точки зрения транзактного анализа. Напомню, что транзактный анализ базируется на теории, что структура личности состоит из:  Родителя, Взрослого, Ребенка.

В человеке присутствуют все три структуры. Но сильнее всего проявляется обычно одна. Или это зависит от конкретного человека. Например, рядом с начальником чаще всего активизируется либо Ребенок, либо Взрослый. Рядом со своими детьми – либо Взрослый, либо Родитель.

Попробуйте определить, в какой роли вы бываете чаще всего со своим партнером, исходя из нижеследующего описания.

Родитель. Командный голос, может быть повышен. В интонациях может присутствовать настойчивость, давление.  Может ощущаться внутренний гнев, тревога. Родитель может быть заботливым, критикующим, наказывающим. В любом случае, это позиция над партнером.

Фразы: «Что ты сделал за глупость!», «сколько раз тебе можно повторять», «одень теплую шапку», «тебе нужно сесть на диету», «вечно ты все забываешь»…

В позиции Родителя присутствует гиперответственность, сверхконтроль

Взрослый. Интонации ровные, спокойные. Присутствует взвешенность, рассудительность, логичность. Характерна объективная безэмоциональная оценка ситуации.

Фразы: «Давай обсудим эту ситуацию», «мне кажется, что…», «мне бы хотелось, чтобы ты сделала это, но если ты не хочешь, то я пойму тебя», «что ты думаешь об этой ситуации?»…

Взрослый уравнивает ответственность 50*50.

Ребенок. Интонации могут крикливые, плачущие, капризные. Ребенок может молчать, игнорировать.

Эмоциональные состояния: лабильность, ранимость, радость, боль, страх, интерес, вдохновение.

Фразы: «мне это надоело», «все меня достали», «я ничего не хочу»,»я хочу, чтобы было по-моему», «ты меня не любишь».

Ребенок перекладывает ответственность на других.

Определили себя? Вы можете разделить ваши жизненные ситуации на несколько групп, в зависимости от того, в каком состоянии бываете чаще. Например, если болеете, то чаще можете быть Ребенком. Покупаете продукты – Взрослый.

Определите по этой схеме, в каком состоянии при каких ситуациях бывает ваш партнер.

Запишите эти ситуации в таблицу:

Эго-состояние

Я

Партнер

Родитель

1

2

3…

1

2

3…

Взрослый

1

2

3…

1

2

3…

Ребенок

1

2

3….....................

1

2

3…...................

Теперь подумайте.

Когда вы обращаетесь из позиции Родителя, как на это реагирует ваш партнер? В каких ситуациях партнер воспринимает это спокойно и доброжелательно? В каких раздражается?

Стоит заметить, что позиция Родителя чаще вызывает, например, раздражение у мужчин, т.к. заставляет их чувствовать себя беспомощными, неконтролирующими то, что происходит. Т.е. лишенными их основной функции – лидера. И их ответная реакция – раздражение, гнев.

Если для мужчины в принципе неважно, быть или не быть лидером, а, например, он сам в общении чаще занимает детскую позицию, то такое общение вполне может быть приемлемо. По крайней мере, до тех пор, пока вас это устраивает и вы не устанете брать на себя основную ответственность за происходящее.

Когда вы обращаетесь из позиции Взрослого, как на это реагирует ваш партнер?

Эта позиция оптимальна в момент, когда происходят конфликты, стрессовые ситуации. Она позволяет сохранять рассудительность и не провоцировать со своей стороны партнера. В то же время, она самая трудная. Сильные эмоции отбрасывают либо в детскую, либо в родительскую позицию.

В то же время именно эта позиция обеспечивает разрешение конфликтов с сохранением взаимного уважения партнеров друг к другу, а также формирует самоуважение. Поэтому решайте сами, стоит ли к этому стремиться.

Когда вы обращаетесь к партнеру из позиции Ребенка, какая на это следует реакция? Обратите внимание, что Ребенок может быть ласков и нежен, а может быть обидчив и эгоцентричен. Как эти моменты влияют на ваше общение?

Обычно, когда стараются что-то мягко попросить у партнера, то исходят из позиции «доброго» ребенка с просительными интонациями в голосе: «Сделай, пожалуйста…». А когда Ребенок обижен на не сделанное: «Ну и не надо!»

Если мужчина в отношениях занимает больше опекающую родительскую позицию (что характерно для более старшего по возрасту партнера), то позиция женщины в роли Ребенка будет вполне гармонична.

Если, например, для мужчины важен равный вклад в семью – финансово, в бытовых вопросах, то частая детская позиция женщины, у него может вызывать недовольство вкупе с ощущением, что всю ответственность взвалили на него.

Если мужчина  занимает больше детскую позицию, то вы можете иметь в его лице  не работающего, не помогающего в быту  человека. Это, конечно, в худшем варианте.

Разумеется, ни одна схема не может полностью описать все нюансы взаимоотношений, тем не менее, способна что-то изменить в лучшую сторону.

Задавайте вопросы, делитесь своими мнениями в комментах!



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если любимый эгоист и для него отстоять свою позицию важнее, чем быть с вами
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Может ли ребенок заменить партнера?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • «Ничего не хочу. Может быть работа - это не мое?»
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Аноргазмия. Хотеть мужа. Сильные мужчины. В чем может быть проблема?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Жизненные роли: Взрослый-Родитель-Ребенок
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Если скучно, то либо зажрался, либо зажился
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Может ли быть мужем мужчина за шкафом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь