|
Цифровая зависимость у детей, факторы формированияАвтор статьи: Анна Горфинкель
Факторы формирования цифровой зависимости у детей
Изменение психофизиологического состояния лежит в основе формирования аддиктивного поведения. Выбор конкретного объекта зависимости определяется множеством факторов и их сочетанием (специфическое действие на организм и психическое состояние, привлекательность, социальная значимость, доступность и т.д.). К факторам, влияющим на формирование цифровой зависимости у детей, можно отнести следующее: 1. Социальная одобряемость. Использование гаджета является разновидностью социально приемлемого поведения вне зависимости от интенсивности использования. 2. Удобство для взрослых. Взрослые сами дают ребенку гаджет в удобных для себя ситуациях. Ребенок ведет себя внешне тихо, спокойно, никому не мешает, не отвлекает. 3. Неосведомленность родителей. Развитие технологий и их проникновение в жизнь ребенка значительно опережают средства родительского контроля. У родителей нет достаточно сведений, чтобы выбрать правильную стратегию медиации. 4. Новизна, недостаточное количество достоверных исследований последствий. Не разработаны возрастные нормативы использования гаджетов. 5. Полезность гаджетов в определенных условиях. Использование цифровых устройств при наличии цели становится инструментом для решения сложных задач и может быть полезно для развития некоторых навыков и служить источником знаний для ребенка. В основном именно по этой причине дети так рано получают доступ к цифровым устройствам. 6. Распространенность среди взрослых. Большинство взрослого окружения погружено в регулярное не целевое использование цифровых устройств, что для детей становится примером для подражания. 7. Интенсивность переживаемых эмоций. В реальной жизни получение эмоций схожей интенсивности является сложно достижимым, эмоциональное воздействие менее продолжительно по времени. 8. Доступность. Многим детям цифровые устройства, принадлежащие родителям, становятся легкодоступны с ранних лет жизни. 9. Возрастные психологические особенности детей, в том числе не сформированные навыки самоконтроля. 10. Индивидуальные психологические особенности. Черты личности, которые могут быть фактором предрасположенности к формированию интернет зависимости: низкая самооценка, неудовлетворенность собой, склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне. 11. Психотравмирующий опыт. 12. Семейные конфликты, неблагоприятная ситуация в семье. Получается, что, с одной стороны, цифровая зависимость может стать травмирующим фактором, т.к. препятствует поддержанию здоровых отношений с родителями и другими людьми, может привести в рассогласованию со своими чувствами, может нарушить естественный инстинкт ребенка позаботиться о себе. С другой стороны, пережившие психические травмы люди более склонны к чрезмерному использованию цифровых технологий, способных вызвать зависимость, стремятся использовать их кратковременные адаптивные и несущие облегчение эффекты. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|