|
Социальная психология интернет-зависимости: взаимосвязь противоречийАвтор статьи: Ольга Зарецкая
Традиционно в современной психологии проблема интернет-зависимости и зависимого поведения в целом присутствует в контексте асоциального феномена. Действительно, с точки зрения психологического и физиологического здоровья довольно сложно считать социальной нормой некоторые виды аддикций. Однако, практический взгляд на проблему дает основания предполагать, что в современном обществе зависимое поведение буквально является нормой в смысле фактической распространенности модели субъект-объектных взаимоотношений [2] при том, что большое количество зависимостей находится вне научной проблематики, поскольку не влечет за собой серьезных последствий. Кроме того, новые формы аддикций возникают одновременно с появлением новых способов взаимодействия, как это случилось с распространением использования интернета. Отсюда можно естественным образом предположить, что стремление к аддиктивной реализации личности,
Так С.А. Белозеров отмечает компенсаторный характер интернет-деятельности для людей с ОВЗ [1]. Виртуальная реальность позволяет самоактуализироваться людям, которые долгое время были исключены из повседневной общественной жизни. Однако, большое количество физиологически здоровых людей, увлекающихся интернет-деятельностью, указывает на то, что, по всей видимости, в компенсации нуждаются не только физиологические, но и психологические особенности личности. Например, такие черты характера, как шизоидность или интроверсия [3], создают сложности в реальных коммуникациях, но могут быть сглажены в виртуальном пространстве. Это происходит благодаря таким особенностям интернет-коммуникации, как анонимность, отсутствие невербалики, возможность общаться не только в режиме реального времени, но и отсрочено, что в целом создает довольно безопасное интерактивное пространство [5]. То есть, можно сказать, что, если зависимое поведение возникает, значит, оно зачем-то нужно. Вероятно, затем, что зависимым людям по тем или иным причинам недоступны альтернативные формы взаимодействия, направленные на удовлетворение тех или иных потребностей. В таких случаях известные и привычные способы действия могут становиться самоценными (сдвиг мотива на цель, А.Н. Леонтьев) [4]. Однако, следует отметить, что механизм сдвига мотива на цель может описывать зависимое поведение, но не детерминировать его. Важную роль в изучении зависимого поведения в этом контексте играет феномен отчуждения. Н.С. Шадрин, объединяя гегелевско-марксистскую и экзистенциально-гуманистическую парадигмы, определяет отчуждение следующим образом: «устойчивое состояние «захваченности» мотивации и других личностных структур человека отдельными факторами (условиями) воспроизводства его существования в конкретном социуме, ведущее к дистанцированию от различных сфер и уровней активности субъекта, реализующих внутренние и/или внешние потенции его собственного развития» [6]. Как видно из определения, отчуждение очень похоже на зависимость на трех значимых уровнях: аффективный – эмоциональная привязанность к объекту зависимости, когнитивный – рациональная значимость социокультурных аспектов зависимого поведения, поведенческий – постоянное повторение деятельности с использованием объекта зависимости в ущерб другим активностям. К проявлениям зависимого поведения также можно отнести контрзависимость и созависимость. В этих феноменах можно четко проследить влияние социокультурных установок на то, что зависимое поведение – это нечто плохое, с чем нужно бороться, или от чего нужно лечить. Однако, осознавание пагубности зависимого поведения на индивидуальном и социальном уровнях отнюдь не приводит к его изменению, а напротив может являться одним из факторов, закрепляющих комплекс зависимых паттернов и удерживающих личность в ловушке треугольника Карпмана. Подводя итоги, можно сказать, что зависимое поведение – это комплекс социально-психологических феноменов, противоречивых, но взаимосвязанных между собой. Зависимое поведение не существует само по себе, оно является неотъемлемой частью всей совокупности социального взаимодействия. И если оно воспроизводится из поколения в поколение, значит, есть в этом некая насущная необходимость, та главная детерминанта, которую нам еще только предстоит найти.
Литература
Текст статьи впервые опубликован в сборнике материалов конференции "Социальная психология: вопросы теории и практики", ISBN 978-5-94051-180-9, факультет социальной психологии МГППУ, 2017 г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|