Психология алкогольной зависимости (часть 1)

Психология алкогольной зависимости часть 1



Алкоголизм – это психосоматическая болезнь, растянутая во времени. Как любая болезнь или проблема она не возникает в одночасье. Корни её уходят в раннее детство. По разным данным от 85 до 95% алкоголезависимых лиц воспитывались в дисфункциональных семьях. 

Что значит «дисфункциональная семья»? Это семья, в которой уже имела место зависимость. Чаще всего это либо алкоголизм одного из взрослых членов семьи или наркомания, или жестокое обращение по отношению к ребенку. А может быть и такое, что просто ребёнок воспитывается в неполной семье без мамы или без папы.

Всегда для любой психосоматики, а алкоголизм именно психосоматичнеское заболевание, необходимы условия для её проявления. Для различных заболеваний и условия, и «спусковые механизмы» различны, но чем отличительна именно алкогольная аддикция (зависимость) – тем, что условия для её формирования всегда обусловлены в значительной степени психологической атмосферой в семье. 

Что же с происходит с детьми в таких семьях? В здоровой семье у каждого члена семьи есть своя роль, и роли эти равноправны, каждому уделяется доля внимания, проявляется уважение к индивидуальности, чувства каждого члена семьи представляются как ценность. Это один из ключевых моментов зарождения конфликта личности. В функциональной семье, ребенок с детства может открыто выражать свои чувства, желания, смело рассуждать, и будет выслушан, понят, принят. В дисфункциональной семье у ребенка такой возможности нет. Вся семья «вертится» вокруг одного человека. Если один из взрослых употребляет алкоголь и страдает аддикцией, то вся функциональность семьи зависит от того – в каком он состоянии, в каком настроении и чем планирует заниматься, в семье нет стабильности в отношениях, невозможно что-либо планировать. В этом случае – ребенок вынужден подстраиваться под этот неровный ритм семьи, и для открытого выражения чувств нет места. 

Если в семье кто-то болен – также, все семейные процессы зависят от того – в каком состоянии больной, семья подстраивается под его режим, на ребенка возлагается некая ответственность за здоровье родственника, и ему, опять-таки, приходится посторониться со своими чувствами. 

Если один из родителей (или оба) авторитарен, диктует свои правила, догмы, не интересуясь желаниями и интересами ребенка – происходит то же самое: ребенок поглощен оправдыванием ожиданий родителей, и его чувства уходят на задний план. 

В неполных семьях часто центром пристального внимания становится сам ребенок, и либо из него пытаются сделать что-то, чтобы потом можно было им гордиться, либо до него нет дела, и чувства его никто учитывать не собирается. 

Стиль воспитания в дисфункциональных семьях: или гиперопека (когда из ребенка делают беспомощного человека, не давая ему самостоятельно принимать решения, решать жизненные задачи и проблемы), или авторитарный стиль воспитания (ребенка заставляют соответствовать некому идеалу, которым впоследствии можно гордиться), или попустительский стиль воспитания (когда до ребенка родителям нет дела), или непостоянный стиль, в зависимости от настроения родителей. В каждом из этих стилей воспитания, переживания и чувства ребенка не представляют интереса для родителей, он остается с ними наедине. 

Непринятые эмоции есть подавленные потребности, причём они носят досоциальный характер. Такие базовые как потребность в аффилиации, безопасности, эмоциональной поддержке фрустрируются, что ведёт за собой эмоциональную защитную реакцию в виде гнева, обиды, страха, печали, чувства вины. Поведенчески подавление эмоций выражаются у уже сформированных алкогольных личностей в таких проявлениях как алекситимия (неспособность осознать и вербализовать испытываемые эмоции) и анозогнозия (полное отрицание дефектов, вызванных патологическим процессом). 

Другой важный момент то, что в семье, в которой есть один или оба родителя, которые употребляют алкоголь, являют пример для ребёнка, единственный способ решения проблемных ситуаций. Всё-таки родители – это самые важные для каждого ребёнка люди, это идеальные боги, которые показывают, как правильно жить в мире. И этот "единственно правильный способ" закрепляется в бессознательном как нерушимое правило для действия в любой сложной жизненной ситуации.

Таким образом условия, созданные в семейной среде являют собой некий фундамент для будущего разворачивания болезни. Подавленные потребности и эмоции вместе со способом решения проблемных ситуаций в дальнейшем скажутся на эмоциональной сфере уже алкогольно-зависимого индивида и впоследствии это приведёт к зарождению алкоголизма...(продолжение следует)



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • Как договориться о правилах воспитания ребенка в семье
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Стиль родительского воспитания как фактор насилия в современной семье?
  • Общаться в семье. Как? Типичные формы общения в проблемных семьях и альтернатива
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Эмоциональность = несдержанность? Как "правильно" выражать чувства в семье
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.
  • В вашей семье появился еще один ребенок...
  • Один ребенок в семье: счастливчик или эгоист?
  • Роли ребенка в семье. Когда «акценты» расставлены неправильно
  • Развод родителей: чувства ребенка
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Воспитание ребенка в неполной семье
  • Воспитание ребенка в неполной семье
  • Зависимость атмосферы в семье и здоровья ребенка
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Чувства и эмоции ребенка
  • Возможно ли полное удовлетворение ребенка в родительской семье?
  • В семье гиперактивный ребенок ( памятка для родителей).
  • Смена имени ребенка в приемной семье как риск нарушения идентификации в дальнейшем
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь