Личность человека формируется из нескольких факторов, это его наследственность, воспитание и окружающая среда. В формировании зависимого поведения первичную роль играет воспитание ребенка родителями.Особенно с матерью. Исходя из этих отношений складывается модель отношения к себе, к миру и другим людям. Если мать была: холодна, истерична и непредсказуема, либо удушала своей любовью и контролем, то формируется зависимый тип поведения. Какие потребности проигнорированы в этих отношениях? 1. Базовое доверие к миру (формируется в период от рождения до года) Первичное ощущение безопасности ребенок получает именно из отношений с матерью. Мать добра, заботлива, адекватно отзывается на потребности ребенка. Не бежит по первому крику, но и не создает лишнего напряжения и чувства потери у ребенка. До года малыш не владеет понятием времени. Если мама уходит, то навсегда. Если, ребенок постоянно ощущает отсутствие матери, у него формируется стойкий страх. Для малышей так же очень важен график кормлений и сна, если все происходит с равными промежутками и всегда в одно и тоже время, мир приобретает предсказуемость и становится приятным. Ласкает ли малыша мама, играет, разговаривает с ним? Если да, то мир меня любит! Если нет, то мир холоден и безразличен по отношению ко мне. Все, что будет потом, будет уже накладываться на эту базу. Взрослое отношение к жизни, все установки и убеждения, будут формироваться исходя из этих верований. Здоровое убеждение: Мир Безопасен и добр ко мне. Все, что я захочу я смогу получить, тогда когда придет время. Больное убеждение: Мир это не предсказуемое место полное опасностей и угроз. Я не смогу ничего добиться сам, я не понимаю, как он устроен и как на него повлиять для достижения собственных целей. Эмоции которые заедаем: Страх, тревога, вина стыд, хроническая неудовлетворенность. 2. Отношение к себе Если ребенок с детства слышал, что он не достаточно хорош, его постоянно сравнивали с другими детьми, то можно предположить, что став взрослым он будет постоянно воспроизводить те же самые оценочные действия. Кто-то красивее, кто-то худее, кто-то богаче. И соответственно обесценивать все свои достижения и свой опыт. У меня ничего не получиться, потому, что……….( здесь в голове звучит тирада матери или отца). Так же здесь появляются другие значимые взрослые: учителя, родственники, товарищи, критика которых воспринимается на веру и не подвергается переоценке. Переоценка начинается в подростковом возрасте, но как правило, ребенок не может сделать ее адекватно, он исходит из тех идей либо анти-идей (когда буду делать все наоборот или назло), которые ему навязали взрослые. Эмоции, чувства и установки: неуверенность, недоверие к себе, своему опыту и знаниям; сравнение себя с другими; идеализация - я не дотягиваю; перфекционизм – все должно быть идеально, если я допустил ошибку, то я не смогу достичь результата. Страх совершать ошибки. 3. Отношение к людям Как относились к окружающим их людям родители. В глаза улыбались, а за глаза поливали грязью и считали всех уродами? Или видели в людях их лучшие черты и прощали им их слабости? Эмоции которые заедаем: Обиды На основании всего выше перечисленного формируется 4 модели отношения к миру к себе и людям. Важно отметить, что эти модели не всегда осознаются человеком (часто только при исследовании в работе с психологом вы можете их выявить). 1. Я хороший – мир хороший. Я многое знаю и умею, у меня есть верные друзья, мои родители всегда меня поддержат. У меня все получается, так как я захочу, стоит только приложить немного усилий. Люди добры ко мне. 2. Я хороший - мир плохой. Никто - меня не понимает и не ценит, я лучше всех, мне все должны, я ничего не могу сделать потому, что … во всем виноваты ОНИ. 3. Я плохой – мир хороший. Я хуже всех. У меня ничего не получается, потому, что я неудачник, я ничего не умею, все люди лучше меня. У меня никогда ничего хорошего не будет. 4. Я плохой - мир плохой. Я не могу ничего достичь, потому, что я никчемен и весь этот мир катится в ад. Все люди дегенераты. Лучше разрушить себя и этот мир, чтобы прекратить эти бессмысленные страдания. Если, Вами проигрывается одна из 3 последних моделей, то обязательно будут возникать различные проблемы, связанные с зависимым поведением. Многие даже не осознают, что у них есть проблемы. Все знают про страшные зависимости: наркоманию, алкоголизм и игроманию. Но зависимости могут быть и социально-одобряемые: Успокаивающие препараты, еда, секс, спорт, экстрим, социальные сети, телефон и многое другое. Это становится опасным тогда, когда начинает перевешивать все остальное, что есть у человека и становиться навязчивой идеей, приносящей вред организму человека и его качеству жизни.
|