Конспект занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи с использованием здоровье сберегающих технологий «Путешествие в осенний лес за смелостью»
Разработала: воспитатель Потичко И. Ю.
Программное содержание: знакомить детей с артикуляционными упражнениями, правильной артикуляцией звуков «р» и «рь». Развивать у детей умение правильно сидеть за столом, писать знакомые буквы.; выделять первый звук в слове, находить соответствующую ему букву. Развивать умение читать, находить слова с заданной буквой. Закреплять умение составлять загадку — чистоговорку, подбирая сравнения к предмету, в которых есть звуки «л», «ль». Развивать у детей память, мышление, фонематический слух. Воспитывать дружелюбие, желание помогать. Ход занятия.
Звучит мелодия П. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: «Ребята, как приятно было слушать музыку, мы отдохнули. Но не зря мы слушали музыку П. Чайковского «Времена года. Октябрь». К нам придёт сегодня осенний ость. Кто это – вы узнаете, выделив первые звуки в словах, которые я произнесу, соединив их вместе и записав. Проходите к столам. Присаживайтесь удобно. Как нужно правильно сесть, чтобы спина была прямая? Да, чтобы между вами и столом проходил ваш кулак. (Дети занимают правильную позицию за столом, воспитатель следит за осанкой ребят). Чтобы пальчики были послушные, мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Осень»:
Осень, осень, — трем ладошки друг о друга Приходи! – по очереди сжимаем кулачки Осень, осень, — трем ладошки друг о друга Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки Солнце нас уже не греет, — по очереди сжимаем кулачки Ветер дует все сильнее, — разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу птицы полетели, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками Шапки, куртки мы надели. – делаем вид, что надеваем… А теперь слушайте первые звуки в словах и записывайте буквы: Зебра. Апельсин. Яблоко. Цапля.
Дети слушают слова, называют первый звук. Воспитатель просит выйти одного ребёнка к доске, найти нужную букву, обозначающую выделенный звук и прикрепить её на доску. Затем дети в тетрадях записывают буквы. Воспитатель обращает внимание на написание каждой буквы. Букву Я дети просто находят на столе, звук не выделяется (йотированный звук). Затем ребята читают получившееся слово – ЗАЯЦ.
Воспитатель: «Да, к нам придёт Заяц. (Появляется игрушка – Заяц.) Это Заяц, который боялся осени, шуршания осенних листьев. Из какой сказки он к нам пришёл? Да, из сказки Сергея Козлова «Чёрный Омут». И у него для вас подарок – буквы. Что это за буквы? Да – С и М. (Буквы прикрепляются к доске)
Чтобы Зайчик не боялся осени, мы отправимся в осенний лес за смелостью.
Итак, мы отправляемся…
- Ребята, чтобы попасть в осенний лес, мы надуем жёлтые листья…
Выполняется дыхательное упражнение «Осенний ветерок».
Для выполнения этого упражнения достаются листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
- Ребята, вот мы с вами и в осеннем лесу… И от Зайчика мы получаем ещё букву – Е. Посмотрите, какой листочек к нам прилетел. (Показывается большой лист из картона с написанным на нём именем «Радостный».) Ребята, как зовут листок? Да, радостный. Мы его прикрепим на дерево, чтобы ему было не холодно. Ему нужны друзья. Но к себе на дерево он возьмёт только листочки, в названии которых есть звук «Р». Ох, и сложный этот звук. Как он произносится? Для этого нужно открыть рот, поднять широкий кончик языка за верхние зубки – резцы и подуть на него, чтобы он вибрировал под действием воздушной струи. Добавить голос!
Нам поможет его произносить гимнастика для язычка.
Какие упражнения нам помогут? Показывается карточка с символами названий упражнений артикуляционной гимнастики.
Дети называют упражнения: «Слоник пьёт», «Индюки болтают», «Маляр», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибочек», «Чашечка», «Лошадка», «Лягушка», «Дятел», «Комарик», «Лягушка».
Несколько упражнений артикуляционной гимнастики делаются.
_Молодцы, ребята. И вот вам ещё буква от Зайчика – Л.
- Ребята, а теперь давайте найдём листочки с именами, в которых есть звук и буква «Р». Мы найдем Радостному листочку друзей. Поэтому сами будем выполнять это задание дружно парами.
Дети ищут нужные листочки, читают имя, чётко проговаривая звук «р», «рь» и помещают их на дерево (прикрепляют листочки прищепками).
- Задание мы выполнили, держите ещё буквы – О и С.
- Ребята, листочкам очень хорошо на дереве. А мы ещё про них чистоговорку придумаем, чтобы им совсем весело было.
Поможет нам сочинить загадку-чистоговорку наш «Цветок похожести». Но сравнения мы будем подбирать, чтобы были звуки «Л», «ЛЬ».
Составляется загадка – чистоговорка для звуков «Л», «ЛЬ». Дети подбирают к слову лист сравнения по цвету, размеру, качеству, функции, чтобы в них были нужные звуки.
Чистоговорка проговаривается с чёткой артикуляцией звуков «Л», «ЛЬ».
_ Ребята, а вот и ещё буквы – Т и Ь. Давайте прочитаем, что у нас получилось? (Дети читают слово). Вот и нашли мы с вами Смелость для Зайчика своим умом, дружбой и смекалкой. И не нужно нам идти к Чёрному Омуту…
- А оставшиеся листочки давайте отправим прямиком к весне.
Упражнение для развития дыхания «Желобок «От осени до весны». (Дети дуют по желобку листья от картинки осени до картинки весны).
|