Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура».
Программное содержание:
- Обобщить представления о признаках весны.
- Формировать знания о предложении, умение образовывать однокоренные слова, определять место звука в слове, делить предложение на слова, слова на слоги.
- Упражнять в согласовании слов в предложении.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, эстетические чувства через художественное слово.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна».
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Времена года», игрушка – солнышко, фонограмма «Голоса насекомых», фишки.
Предварительная работа: наблюдение за погодой во время прогулки; чтение сказок и рассказов: «Ручей» Н. Сладков, «Весна» Г. Скребицкий, стихотворение «Весна» А. Плещеев; разгадывание загадок о весне, подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Перелет птиц», рассматривание иллюстраций, рассматривание картин о весне.
Методы и приёмы:
- 1.Игровая ситуация – приглашение в сказку.
- 2.Мультимедийная презентация «Времена года».
- 3.Д/и «Сравни и назови».
- 4.Художественное слово (загадки, стихотворения).
- 5.Д/и «Назови признаки весны».
- 6.Д/и «Составь предложение».
- 7.Д/и «Живые слова».
- 8.Дыхательная гимнастика.
- 9.Пальчиковая игра «Цветок».
- 10.Физминутка «В группу к нам жук влетел».
- 11.Д/и «Раздели слова на слоги».
- 12.Д/и «Раздели предложения на слова».
Ход деятельности:
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости! Дети приветствуют гостей.
Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров.
- Ребята, а вы любите сказки? (Да). Я так и знала, поэтому я вас приглашаю сегодня в сказку.
На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.
Слайд 1. «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? (Зима, Весна, Лето, Осень). Времена года жили дружно и по очереди правили миром.
Слайд 2. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето.
Слайд 3. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
Слайд 4. На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.
- Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце). Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов.
Слайд 5. Солнце помогает Весне, и мир снова расцветает яркими красками. А хотите поиграть с солнышком? (Взять игрушку – солнышко).
Игра «Сравни и назови»
Воспитатель дает ребенку солнышко, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
Слайд 6. Молодцы, сколько слов знаете о солнце. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна. Ребята, послушайте, как писал о весне поэт С.Маршак. (Стихотворение читает ребенок).
ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Д/и «Назови признаки весны»
- Ребята, какие признаки весны вы знаете? (Дети называют словосочетания).
Д/и «Составь предложение»
- А теперь составьте предложение о весне. (Дети придумывают предложение). Сколько слов в этом предложении? Давайте проверим, выложите это предложение фишками. Одна фишка – одно слово. Сколько всего фишек? Почему? Какое первое слово? Второе? И т.д.
- Кто еще составит предложение? (Проводится аналогичная работа).
Д/и Живые слова»
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами. Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит». Повторите его. Давайте скажем тихо. А теперь громко, радостно. Сколько слов в этом предложении? Назовите эти слова по порядку. Кто будет словами этого предложения? (Дети-слова становятся в ряд слева направо и произносят свое слово).
- Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я скажу «Предложение, стройся!», вы снова встанете по порядку.
- Молодцы! Если мы уберем слово «ярко», что получится? («Весной светит солнце»).
- А если мы уберем слово «весной»? («Светит солнце»).
(Дети-слова становятся на свои места).
- А если мы поменяем местами слова в этом предложении, что у нас получится? Это красивое предложение? Вот видите, чтобы предложения были красивыми, надо правильно подбирать слова.
- Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы, какие?
Слайд 7. (Появляется картинка с изображением подснежников).
- Ребята, посмотрите, какие красивые весенние цветы – подснежники! Давайте представим, как они пахнут. Сделаем глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок!». (Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза).
- Скажите, какие они? (Дети называют слова-признаки).
- Какой первый звук в слове «подснежник»? Какой звук в конце? Где стоит звук «с»? Назовите слова, которые начинаются со звука «с»?
- А теперь представьте, что мы с вами превратились в цветы. Давайте поиграем в пальчиковую игру «Цветок».
Пальчиковая игра «Цветок»
Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)
Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны пальцами)
Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами
Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и покачать)
Слайд 8. Звучит фонограмма «Голоса насекомых».
- Ребята, чьи голоса вы слышите? Давайте представим, что к нам в группу влетел жук.
Физминутка «В группу к нам жук влетел»
В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат
Вот направо полетел,
Каждый вправо посмотрел. поворот туловища
Вот налево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, показывать
Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой
Жук наш приземлился, сели-встали
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж.
Жук – вот красивая ладошка кружится
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел руки вверх
И на потолок присел
На носочки мы привстали, на носочках
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши
Чтобы улететь он смог.
Ж-ж-ж.
- Ребята, мы сегодня уже много говорили о признаках весны. Напомните-ка мне, как называется природное явление, когда с крыш капают сосульки? (Капель).
Слайд 9. На экране появляется картинка с изображением капели.
- Как можно назвать маленькую капельку? Что делают капли, когда падают? Давайте повторим вместе слова одной семейки: КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАТЬ.
Игра «Раздели слова на слоги»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы будете их делить на слоги. Один слог – один хлопок. (Слова: лед, весна, ветерок, капля, лист, листочек). Сколько раз хлопнули? Сколько слогов?
- А теперь я предлагаю разделить слова на слоги не хлопками, а шагами. (Выходят три человека). Один слог – один шаг. (Слова: снег, лужа, сосулька). Сколько шагов? Почему? Почему Артем оказался дальше всех?
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
Подведение итога.
- Я думаю, что Весна очень рада тому, сто столько про нее знаете и поможете, наконец, прогнать эту Зиму и победить холод.
|