НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Волшебная красота русской зимы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА» муниципального образования город Ноябрьск
Подготовила воспитатель: Рогожа Н.Ф. 2016
Цели:
- Учить составлять самостоятельное развернутое высказывание по пейзажной картине.
- Активизировать словарь по теме «Зима». Уточнить знания детей о зиме.
- Воспитывать чувство «прекрасного». Показать детям, что образы природы прекрасны и охватывают очень многие состояния, соответствующие переживаниям людей – от тихой радости до хмурой бесприютности и сверкающего великолепия зимы.
- Чувствовать красоту поэтического слова.
Словарь: писатель, поэт, композитор, музыкант, художник, пейзаж, картинная галерея.
Оборудование: сюжетная картина «Времена года»; репродукции картин: И.И. Шишкин «На Севере диком», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; К.Ф. Юон «Зимнее солнце»; «Русская зима»; «магнитофонная запись П.И. Чайковский «Времена года»; отрывки стихотворений М.Ю. Лермонтова, А.С Пушкина.
Ход НОД:
1. Дети вместе с воспитателем подходят к уголку природы и рассматривают его.
-Какое сейчас время года»
-А какой месяц?
-Сколько всего месяцев зимы?
-Какой самый первый, следующий, последний?
-Какое время года наступает после зимы?
-Какое время года было до зимы?
-Зима после весны или весна после зимы?
Воспитатель выставляет картину «Времена года» и читает стихотворение М.В. Дружининой:
Четыре сестры по земле ходят кругом, Но только не вместе, всегда друг за другом. Идет за зимою весна, дальше лето. Последняя осень в компании этой.
За осенью снова зима наступает, Потом новый круг, а точней новый год.
-Последний месяц зимы заканчивается и скоро наступит… (весна)
Зимушка зима прощается с нами. Давайте сегодня расскажем все, что мы о ней знаем.
Становитесь в круг. Давайте вспомним игру «Веселые слова. Слова бывают разные»
Есть сладкое слово — конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть кислое слово – лимон, Есть слово с окошком – вагон…
Есть слова цветные, красивые, веселые, грустные, громкие и тихие, теплые и холодные (говорят дети)
-А сегодня зимушка-зима просит, чтобы вы назвали все «зимние слова.
Дети называют слова и «бросают» воспитателю (зима, холод, мороз, вьюга, непогода, валенки, ветер, метель, шуба, снегири…)
-Молодцы ребята, все слова сложим в наш разноцветный сундучок, и отправим зимушке – зиме. Пусть порадуется.
-А вы бы хотели сейчас оказаться в зимнем лесу? Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимонька)
-В какой лес мы пойдем? (в зимний)
-Какую одежду наденем? (зимнюю)
Какую обувь? (зимнюю: сапоги и валенки)
-Какую шапку? (Зимнюю)
-Тепло оделись, варежки не забыли?
-В путь! По какой дороге пойдем? (зимней, запорошенной)
-Чувствуете, какой мороз?
-Каким воздухом мы дышим? (Морозным, чистым, целебным)
-Ах ты, зимушка-зима!
Все дороги замела!
-Что сделала зима с дорогами? (замела, закидала, забросала)
-А вот и лес!
-Что зима сделала с лесом? (заколдовала, запорошила, заморозила)
-Какой лес? (заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый)
-А как мы будем вести себя в лесу? (ответы детей)
-Посмотрите на небо, что вы там видите? Подставьте ладошки, ловите снежинки. Какие они? (прозрачные, маленькие, холодные, разные, хрупкие, хрустальные)
-Как трудно идти. На пути сугробы. Какие? (высокие, снежные, большие, пушистые)
Дети имитируют ходьбу по сугробам.
Замрите, что вы слышите в зимнем лесу? (ответы детей) Не замерзли?
Физкультминутка (дети выполняют движения по тексту)
В очень громких сапогах Ходит по лесу Ба-бах. И заслышав этот звук В ветках спрятался Тук-тук.
На сосну взбежал Цок-цок, В чащу кинулся Прыг –скок. Чик – чиришка в ветках-порх! Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят И хихикая, следят: Как шумит в лесу Ба-бах В очень громких сапогах!
-Скоро стемнеет и нам пора возвращаться домой. Прощаемся с зимним лесом и его обитателями.
-Мы побывали в зимнем лесу и увидели всю его красоту. Природа прекрасна всегда, в любое время года. О ней сочиняют рассказы… (писатели) Пишут стихи… (поэты), сочиняют музыку… (композиторы), а художники пишут картины. -Я хочу загадать вам загадку:
«Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, осенние деревья не сбрасывают свою листву, снег никогда не темнеет и не тает?»
Д. На картинах художников пейзажистов.
-А сейчас я приглашаю вас посетить нашу картинную галерею. Что это такое? (выставка картин)
Дети садятся на стульчики, и пред ними выставляется 4 картины.
-Человек всегда любил наблюдать за природой, стремился изобразить её. Мы тоже рисовали природу. Что мы рисовали? (ответы детей)
Изображение природы называется пейзажем. В пейзаже художник изображает природу так, как увидел её он один. И то особенное, что ему открылось, он передает в своей картине.
-Внимательно посмотрите на картины. Подумайте, какое время суток изобразил художник, что нарисовал на переднем плане, в центре, вдали. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась, дайте ей название и расскажите о ней. (Звучит музыка П.И Чайковского «Времена года»).
Дети рассматривают картины. После этого они рассказывают о картине, которую выбрали, дают ей название. Воспитатель поправляет и уточняет.
Вопросы детям:
Что может произойти, если мальчишки — озорники дернут за ветку?
-Где бы вы хотели сейчас очутиться, погулять, поиграть? Почему?
Итог:
-Где мы сегодня побывали? (в зимнем лесу; картинной галерее)
-Что такое картинная галерея?
-Вы сегодня своими рассказами порадовали зимушку-зиму, познакомились с картинами известных русских художников (назвать)
-Ой, что-то ветерком подуло. Пойдем, закроем форточку. А что это?
Ветер за окнами гуляет Нам подарки задувает.
(сюрпризный момент)
На подоконнике дети находят конверт с подарками от зимушки за хорошие ответы. В-ль читает текст с пожеланиями от зимушки, все вместе рассматривают подарки.
|