|
Анастази А. » Психологическое тестированиеДве основные причины необходимости контроля за использованием психологических тестов такоиы: а) предотвратить делающую тест нева- лидным всеобщую доступное] ь его содержания, б) гарантировать ис- пользование тестов только .пифицириванными экспериментаторами. Ясно, что если индивид запилю..!.;[ праиильпые ответы в тесте на цве- торазличение, то этим тестом уже нельзя измерить его цветовое зрение. В этом случае тест полностью терист с.:"-40 валидность. Очевидно, что сохранение содержания теста в тайне пооллет предотвратить предна- меренное искажение показателей. В иных случаях последствия знакомства с тестом могут быть не столь очевидными, а тест yipaiiibaci СБОЮ валидиость благодаря дей- ствиям малоосведомленных лиц. Школьный учитель, например, может специально натренировать свой класс в решении задач, сходных с зада- ниями теста интеллекта с тем, <-иооы ученики были хорошо подгото- влены к проведению теста>. Такое отношение к тесту определяется отно- шением к подготовке к школьным экзаменам. Однако в случае с тестом интеллекта такая предварительная тренировка, или подготовка, скорее всего повысит тестовые показатели, не повлияв сколь-нибудь заметно на более широкую область поведения, которую тестом пытаются прове- рить. При этих условиях валидность теста как средства прогноза снижается. Потребность в квалифицированном экспериментаторе на каждом из трех основных этапов тестирования-выбор теста, его проведение, полу- чение показателей и их интерпретация-очевидна. Тесты нельзя выби- рать, подобно косилкам для газонов, по каталогу, высланному почтой. Они не могут быть оценены по названию, автору или другим каким-то признакам идентификации теста. Разумеется, 4iuubi оцепишь такие фак- торы, как цена, объем, способ транспортировки тестовых материалов, время, необходимое для проведения тестирования, легкость и быстрота в получении показателей психологической подготовки не требуется, ин- формация по этим вопросам обычно приводится в каталоге тестов, и ее необходимо учитывать при составлении программы тестирования. Одна- ко для того, чтобы тест выполнил свои функции, важно оценить такие его технические характеристики, как валидность, надежность, степень трудности и нормы. Только таким образом человек, пользующийся те- стом, определит, насколько тест пригоден для его целей и соответствует типу испытуемых, для которых он этот тест предназначил. В кратком обсуждении стандартизации теста, уже приводившемся в этой главе, обосновывалась необходимость опытного экспериментато- ра. Точность в выполнении требований инструкции, а также основатель- ное знакомство со стандартными инструкциями необходимы, если нужно сравнить полученные разными экспериментаторами тестовые п эказатели или же если индивидуальные показатели необходимо оценить в соответ- ствии с опубликованными нормами. Столь же важен тщательный кон- троль за условиями тестирования. Кроме того, неправильное или не со- всем точное определение тестовых показателей может сделать их бесполезными. При отсутствии надлежащего контроля ошибки в показа-
39
ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
него понимания самого теста, индивида и условий тестирования. Что именно измеряется-можно объективно определить, только соотнеся тест со специфическими процедурами, на основе которых была установлена его валидность. Столь же необходима и информация о надежности, осо- бенностях группы, на которой устанавливались нормы, и т.п. Суще- ственными для интерпретации любых показателей теста являются общие сведения о тестируемом индивиде. Один и тот же показатель получается у разных лиц по совершенно различным причинам. Поэтому заключения, которые делают, исходя из таких показателей, могут полностью не сов- падать. Наконец, нельзя не упомянуть и такие особые факторы, влияю- щие на конкретный показатель, как необычные условия тестирования, временные эмоциональные или физические состояния испытуемого и его предварительное знакомство с тестами.
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
Разумное объяснение применения тестирования заключается в возмож- ности обобщения поведения, проявляемого в тестовой ситуации, на пове- дение в иных, нетестовых условиях. Тестовый показатель должен помочь нам предсказать, как пациент будет себя чувствовать и действовать за пределами клиники, как студент будет учиться в колледже, а поступаю- щий на работу справится со своими обязанностями. Любое свойственное тестовой ситуации воздействие послужит основой ошибочного варианта и уменьшит валидность теста. Вот почему важно выявить связанные с тестом воздействия, ограничивающие или снижающие обобщающее значение тестовых результатов. Рассмотрению подходящих приемов тестирования можно посвятить целый том, но такой обзор выходит за рамки данной книги. Более того, полезнее познакомиться с такими приемами в конкретной обстановке, поскольку обычно ни один человек не имеет дело со всеми формами те- стирования,-от проверки младенцев до клинического обследования ду- шевнобольных или проведения программ массового тестирования воен- нослужащих. Поэтому в задачи этой книги входит главным образом рассмотрение общих основ тестирования, а не специальных вопросов проведения тестов Предварительная подготовка экспериментаторов. Наибо- лее важным условием правильного проведения тестирования является предварительная подготовка. При тестировании не должны возникать непредвиденные обстоятельства. Поэтому должны быть приняты спе- циальные меры для того, чтобы предвидеть и предупредить возникнове- ние возможных случайностей. Только так можно обеспечить единообра- зие процедуры тестирования. Предварительная подготовка к сеансу тестирования достаточно многообразна. Для большинства индивидуальных тестов важно точно помнить словесную инструкцию. Даже в групповом тесте, в котором ин- струкции испытуемым зачитываются, некоторое предварительное зна- комство с их текстом предупреждает неправильное прочтение, запинание
Подробное рассмотрение общей процедуры тестирования приводится в работах rtw Г> Пяпирпя И Г> Palmer 1970) ЛжМ Гяттттепа (.Т.М. Sattler. 1974). индивидуального
40 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
и обеспечивает при тестировании более естественную, непринужденную манеру поведения экспериментатора. Еще одним важным предвари- тельным моментом является подготовка тестовых материалов. В инди- видуальном тестировании, особенно при проведении тестов действия, та- кая подготовка включает размещение необходимых материалов с тем, чтобы свести к минимуму их поиски или неловкое обращение с ними. Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места тестирования так, чтобы они были доступны экспериментатору, но и не отвлекали внимания испытуемого. При использовании аппаратуры часто возникает необходимость в ее периодическом контроле и калибровке. При групповом тестировании все тестовые бланки, листки для ответов, специальные карандаши и другие материалы заранее должны быть тща- тельно проверены, пересчитаны и приведены в порядок. Подробное знакомство с конкретной процедурой тестирования-еще одна важная его предпосылка. Для индивидуального тестирования осо- бенно существенно предварительное обучение проведению определенно- го теста. В зависимости от характера теста и типа исследуемых испы- туемых для такого обучения может оказаться достаточным нескольких показов и практических занятий, а может потребоваться более чем го- дичное обучение. При групповом тестировании и особенно в массовых обследованиях такая подготовка может включать предварительный ин- структаж экспериментаторов и кураторов с тем, чтобы каждый хорошо представлял свои функции. Обычно экспериментаторы зачитывают ин- струкции, следят за временем выполнения и руководят группой в усло- виях тесгироцапия. Кураторы выдают и собирают тестовые материалы, следят за тем, чтобы испытуемые выполняли инструкции, отвечают в разрешенных инструкцией пределах на их вопросы, не допускают с их стороны обмана. Условия тестирования. Стандартизация затрагивает не только словесные инструкции, время, материалы и другие аспекты тестирования, но и окружающую обстановку. Определенное внимание нужно уделить выбору подходящего для тестирования помещения. Оно должно быть изолировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание; в нем необходимо создать подходящее освещение, обеспечить вентиля- цию, удобные сиденья и рабочее место испытуемого. Следует также при- нять специальные меры, предотвращающие прерывание тестирования. Установка на двери специального знака, предупреждающего, что ведется тестирование, эффективна лишь при условии, что все знают, что такой знак запрещает входить в помещение при любых обстоятельствах. Воз- можно также при тестировании больших групп запереть двери или по- ставить около них помощников, не позволяющих войти опоздавшим. Важно осознавать те пределы, в которых условия тестирования мо- гут влиять на тестовые показатели. Даже кажущиеся незначительными аспекты тестовой ситуации могут заметно влиять на выполнение теста. Например, такой фактор, как использование парт или кресел с откидным столиком, повлиял на результаты группового тестирования учащихся средних школ; в группах, сидевших за партами, они оказались выше (Т. L. КеПеу, 1943; А. Е. Traxler, R. N. Hilkert, 1942). Имеются также доказа- тельства того, что тип использованных бланков для ответов может влиять на тестовые показатели (F.O.Beh, A.L.Hoff, K.B.Hoyt, 1964). Поскольку агентства, подсчитывающие и обрабатывающие тестовые данные, делают это независимо друг от друга и Rгrг-""-- --"
41
ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
бланки для ответов на задания теста, то бывают случаи, когда экспери- ментаторы проводят тестирование с помощью других бланков ответов, приспособленных к машинной обработке и отличных от тех, что исполь- зовались при стандартизации теста. Без эмпирической проверки эквива- лентность таких бланков не может считаться чем-то само собой разу- меющимся. Например, тесты различных способностей вполне можно проводить с помощью любого из пяти различных бланков ответов. Для теста скорости и точности канцелярской работы в этой батарее для трех из пяти видов бланков приводятся отдельные нормы, так как было уста- новлено, что показатели по ним существенно отличаются от тех, что бы- ли получены с помощью опросника, примененного на выборке стандар- тизации. При тестировании детей до V класса использование любого отдельно взятого бланка для ответов может значительно снизить те- стовые показатели. Для детей такого уровня развития, как правило, предпочтительней, чтобы они просто отмечали свои ответы в тестовой тетради. Множество других, менее очевидных условий тестирования также могут влиять на выполнение тестов способностей и личностных тестов. Так, на тестовые показатели может заметно повлиять знакомство испы- туемого с экзаменатором (E.L. Sacks, 1952; A. Tsudzuki, Y. Hata, T. Kuze, 1957). В одном исследовании было обнаружено, что на результаты тести- рования оказала решающее влияние манера поведения экспериментато- ра; он улыбался в знак согласия, кивал головой, делал замечания типа <хорошо>, <прекрасно> (Т. A. Wickes, 1956). В проективном тесте, где от испытуемого требовалось написать истории к специально подобранным картинкам, присутствие экспериментатора в комнате часто приводило к снижению эмоциональной окрашенности содержания этих историй (L. Bernstein, 1956). При проведении теста на умение печатать на машин- ке поступавшие на работу печатали значительно быстрее, если тестиро- вались в одиночку, по сравнению с тестированием в группах из двух и более человек (W.K. Kirchner, 1966). Примеры можно было бы приводить еще и еще, но выводы из них означают выполнение следующих трех требований. Во-первых, необходи- мо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных подробностях. Создатель теста и его издатель несут ответственность за то, чтобы процедура тестирования полно и достаточно ясно была описа- на в руководстве по использованию теста. Во-вторых, следует регистри- ровать любые нестандартные условия тестирования, какими бы второ- степенными они ни казались. В-третьих, при интерпретации результатов теста важно учитывать условия тестирования. При подробном обследо- вании личности методом индивидуального тестирования опытный экспе- риментатор иногда отступает от стандартной процедуры проведения те- ста, с тем чтобы выявить дополнительные данные. Поступив таким образом, он теряет право интерпретировать ответы испытуемого в со- ответствии с тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания ис- пользуются только для качественного исследования; и ответы испы- туемых необходимо рассматривать точно так же, как любые другие неформальные наблюдения за их поведением или данные интервью. Взаимопонимание. В психометрии термин <взаимопонимание> означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к тесту, установить с ним контакт и обеспечить, чтобы он выполнял стандаотные тестовые инструкции. В тестах способностей инструкции
ДаТ "туем " ния
> "РИН <ий и ло Решени
мыхПо зависят тактов РяженУы. торы v> тировани, возраста > ются в "ифи-
- oPeaL Ly-
-ойсетеТ т" T
e другие n теи из ньгя ическ-му aть, что иу ои --
же iR- жиз-
43 ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ TF<"TOU И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
С проблемой особой мотивации можно столкнуться при тестирова- нии эмоционально неуравновешенных лиц, заключенных или малолетних преступников. Если тестирование происходит в официальной обстановке, эти люди, по-видимому, должны проявить такие неприятные черты, как подозрительность, неуверенность, страх или циничное равнодушие. Не- нормальные условия их прошлой жизни, вероятно, также должны небла- гоприятно отразиться на выполнении теста. Например, вследствие преж- них неудач и срывов в школе у них может сложиться враждебное, сопровождаемое чувством собственной неполноценности отношение к школьным задачам, на которые похожи задания теста. Опытный экспе- риментатор приложит CIILI иальные. усилия для того, чтобы в таких усло- виях наладить контакт с испытуемым. Во всяком случае он должен быть чуток к такого рода трудностям и принимать их во внимание при интер- претации и объяснении выполнения теста. При тестировании школьников или взрослых следует иметь в виду, что каждый тест неявно задевает престиж индивида. Поэтому сначала испытуемых следует немного успокоить. Полезно, например, объяснить, что никто не ждет, что все задания будут выполнены или правильно ре- шены. В противном случае индивид, приступая к более трудным зада- ниям и понимая, что не в состоянии закончить их в отведенное время, может испытать растущее чувство неудачи. Итак, в тестовой ситуации желательно насколько возможно исклю- чить элемент неожиданности, так как все неожиданное и неизвестное, по- видимому, вызывает у испытуемых тревожность. Многие групповые тесты снабжаются пояснениями, зачитываемыми экспериментатором. Еще лучше объявить о тестировании за несколько дней до его начала и дать каждому испытуемому отпечатанную брошюру, в которой объяс- няются цель и характер гестов, даются общие советы относительно их выполнения и приводится несколько примеров заданий. Такие брошюры постоянно предоставляются в распоряжение участников программ мас- сового тестирования, тип" ""водимого Советом по вступительным эк- заменам в колледжи (СоНс, Entrance..., 1974,а, h). При тестировании взрослых возникают некоторые дополнительные проблемы. В отличие от школьников взрослый не обязательно стремится решить задачу только потому, что она предназначена ему. Поэтому ста- новится важным раскрыть взрослому цель тестирования, это же необхо- димо делать и по отношению к учащимся средних школ и колледжей. Содействия испытуемого обычно можно достичь, убедив его в том, что в его же собственных интересах получить по тесту валидный показатель, Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|