Анастази А. » Психологическое тестирование



8 страница


Две основные причины необходимости контроля за использованием  

психологических тестов такоиы: а) предотвратить делающую тест нева-  

лидным всеобщую доступное] ь его содержания, б) гарантировать ис-  

пользование тестов только .пифицириванными экспериментаторами.  

Ясно, что если индивид запилю..!.;[ праиильпые ответы в тесте на цве-  

торазличение, то этим тестом уже нельзя измерить его цветовое зрение.  

В этом случае тест полностью терист с.:"-40 валидность. Очевидно, что  

сохранение содержания теста в тайне пооллет предотвратить предна-  

меренное искажение показателей.  

В иных случаях последствия знакомства с тестом могут быть не  

столь очевидными, а тест yipaiiibaci СБОЮ валидиость благодаря дей-  

ствиям малоосведомленных лиц. Школьный учитель, например, может  

специально натренировать свой класс в решении задач, сходных с зада-  

ниями теста интеллекта с тем, <-иооы ученики были хорошо подгото-  

влены к проведению теста>. Такое отношение к тесту определяется отно-  

шением к подготовке к школьным экзаменам. Однако в случае с тестом  

интеллекта такая предварительная тренировка, или подготовка, скорее  

всего повысит тестовые показатели, не повлияв сколь-нибудь заметно на  

более широкую область поведения, которую тестом пытаются прове-  

рить. При этих условиях валидность теста как средства прогноза  

снижается.  

Потребность в квалифицированном экспериментаторе на каждом из  

трех основных этапов тестирования-выбор теста, его проведение, полу-  

чение показателей и их интерпретация-очевидна. Тесты нельзя выби-  

рать, подобно косилкам для газонов, по каталогу, высланному почтой.  

Они не могут быть оценены по названию, автору или другим каким-то  

признакам идентификации теста. Разумеется, 4iuubi оцепишь такие фак-  

торы, как цена, объем, способ транспортировки тестовых материалов,  

время, необходимое для проведения тестирования, легкость и быстрота  

в получении показателей психологической подготовки не требуется, ин-  

формация по этим вопросам обычно приводится в каталоге тестов, и ее  

необходимо учитывать при составлении программы тестирования. Одна-  

ко для того, чтобы тест выполнил свои функции, важно оценить такие  

его технические характеристики, как валидность, надежность, степень  

трудности и нормы. Только таким образом человек, пользующийся те-  

стом, определит, насколько тест пригоден для его целей и соответствует  

типу испытуемых, для которых он этот тест предназначил.  

В кратком обсуждении стандартизации теста, уже приводившемся  

в этой главе, обосновывалась необходимость опытного экспериментато-  

ра. Точность в выполнении требований инструкции, а также основатель-  

ное знакомство со стандартными инструкциями необходимы, если нужно  

сравнить полученные разными экспериментаторами тестовые п эказатели  

или же если индивидуальные показатели необходимо оценить в соответ-  

ствии с опубликованными нормами. Столь же важен тщательный кон-  

троль за условиями тестирования. Кроме того, неправильное или не со-  

всем точное определение тестовых показателей может сделать их  

бесполезными. При отсутствии надлежащего контроля ошибки в показа-  

 

39  

 

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ  

 

него понимания самого теста, индивида и условий тестирования. Что  

именно измеряется-можно объективно определить, только соотнеся тест  

со специфическими процедурами, на основе которых была установлена  

его валидность. Столь же необходима и информация о надежности, осо-  

бенностях группы, на которой устанавливались нормы, и т.п. Суще-  

ственными для интерпретации любых показателей теста являются общие  

сведения о тестируемом индивиде. Один и тот же показатель получается  

у разных лиц по совершенно различным причинам. Поэтому заключения,  

которые делают, исходя из таких показателей, могут полностью не сов-  

падать. Наконец, нельзя не упомянуть и такие особые факторы, влияю-  

щие на конкретный показатель, как необычные условия тестирования,  

временные эмоциональные или физические состояния испытуемого и его  

предварительное знакомство с тестами.  

 

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

Разумное объяснение применения тестирования заключается в возмож-  

ности обобщения поведения, проявляемого в тестовой ситуации, на пове-  

дение в иных, нетестовых условиях. Тестовый показатель должен помочь  

нам предсказать, как пациент будет себя чувствовать и действовать за  

пределами клиники, как студент будет учиться в колледже, а поступаю-  

щий на работу справится со своими обязанностями. Любое свойственное  

тестовой ситуации воздействие послужит основой ошибочного варианта  

и уменьшит валидность теста. Вот почему важно выявить связанные  

с тестом воздействия, ограничивающие или снижающие обобщающее  

значение тестовых результатов.  

Рассмотрению подходящих приемов тестирования можно посвятить  

целый том, но такой обзор выходит за рамки данной книги. Более того,  

полезнее познакомиться с такими приемами в конкретной обстановке,  

поскольку обычно ни один человек не имеет дело со всеми формами те-  

стирования,-от проверки младенцев до клинического обследования ду-  

шевнобольных или проведения программ массового тестирования воен-  

нослужащих. Поэтому в задачи этой книги входит главным образом  

рассмотрение общих основ тестирования, а не специальных вопросов  

проведения тестов  

Предварительная подготовка экспериментаторов. Наибо-  

лее важным условием правильного проведения тестирования является  

предварительная подготовка. При тестировании не должны возникать  

непредвиденные обстоятельства. Поэтому должны быть приняты спе-  

циальные меры для того, чтобы предвидеть и предупредить возникнове-  

ние возможных случайностей. Только так можно обеспечить единообра-  

зие процедуры тестирования.  

Предварительная подготовка к сеансу тестирования достаточно  

многообразна. Для большинства индивидуальных тестов важно точно  

помнить словесную инструкцию. Даже в групповом тесте, в котором ин-  

струкции испытуемым зачитываются, некоторое предварительное зна-  

комство с их текстом предупреждает неправильное прочтение, запинание  

 

Подробное рассмотрение общей процедуры тестирования приводится в работах  

rtw Г> Пяпирпя И Г> Palmer 1970) ЛжМ Гяттттепа (.Т.М. Sattler. 1974). индивидуального  

 

40 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

и обеспечивает при тестировании более естественную, непринужденную  

манеру поведения экспериментатора. Еще одним важным предвари-  

тельным моментом является подготовка тестовых материалов. В инди-  

видуальном тестировании, особенно при проведении тестов действия, та-  

кая подготовка включает размещение необходимых материалов с тем,  

чтобы свести к минимуму их поиски или неловкое обращение с ними.  

Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места  

тестирования так, чтобы они были доступны экспериментатору, но и не  

отвлекали внимания испытуемого. При использовании аппаратуры часто  

возникает необходимость в ее периодическом контроле и калибровке.  

При групповом тестировании все тестовые бланки, листки для ответов,  

специальные карандаши и другие материалы заранее должны быть тща-  

тельно проверены, пересчитаны и приведены в порядок.  

Подробное знакомство с конкретной процедурой тестирования-еще  

одна важная его предпосылка. Для индивидуального тестирования осо-  

бенно существенно предварительное обучение проведению определенно-  

го теста. В зависимости от характера теста и типа исследуемых испы-  

туемых для такого обучения может оказаться достаточным нескольких  

показов и практических занятий, а может потребоваться более чем го-  

дичное обучение. При групповом тестировании и особенно в массовых  

обследованиях такая подготовка может включать предварительный ин-  

структаж экспериментаторов и кураторов с тем, чтобы каждый хорошо  

представлял свои функции. Обычно экспериментаторы зачитывают ин-  

струкции, следят за временем выполнения и руководят группой в усло-  

виях тесгироцапия. Кураторы выдают и собирают тестовые материалы,  

следят за тем, чтобы испытуемые выполняли инструкции, отвечают  

в разрешенных инструкцией пределах на их вопросы, не допускают с их  

стороны обмана.  

Условия тестирования. Стандартизация затрагивает не только  

словесные инструкции, время, материалы и другие аспекты тестирования,  

но и окружающую обстановку. Определенное внимание нужно уделить  

выбору подходящего для тестирования помещения. Оно должно быть  

изолировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание;  

в нем необходимо создать подходящее освещение, обеспечить вентиля-  

цию, удобные сиденья и рабочее место испытуемого. Следует также при-  

нять специальные меры, предотвращающие прерывание тестирования.  

Установка на двери специального знака, предупреждающего, что ведется  

тестирование, эффективна лишь при условии, что все знают, что такой  

знак запрещает входить в помещение при любых обстоятельствах. Воз-  

можно также при тестировании больших групп запереть двери или по-  

ставить около них помощников, не позволяющих войти опоздавшим.  

Важно осознавать те пределы, в которых условия тестирования мо-  

гут влиять на тестовые показатели. Даже кажущиеся незначительными  

аспекты тестовой ситуации могут заметно влиять на выполнение теста.  

Например, такой фактор, как использование парт или кресел с откидным  

столиком, повлиял на результаты группового тестирования учащихся  

средних школ; в группах, сидевших за партами, они оказались выше  

(Т. L. КеПеу, 1943; А. Е. Traxler, R. N. Hilkert, 1942). Имеются также доказа-  

тельства того, что тип использованных бланков для ответов может  

влиять на тестовые показатели (F.O.Beh, A.L.Hoff, K.B.Hoyt, 1964).  

Поскольку агентства, подсчитывающие и обрабатывающие тестовые  

данные, делают это независимо друг от друга и Rгrг-""-- --"  

 

41  

 

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ  

 

бланки для ответов на задания теста, то бывают случаи, когда экспери-  

ментаторы проводят тестирование с помощью других бланков ответов,  

приспособленных к машинной обработке и отличных от тех, что исполь-  

зовались при стандартизации теста. Без эмпирической проверки эквива-  

лентность таких бланков не может считаться чем-то само собой разу-  

меющимся. Например, тесты различных способностей вполне можно  

проводить с помощью любого из пяти различных бланков ответов. Для  

теста скорости и точности канцелярской работы в этой батарее для трех  

из пяти видов бланков приводятся отдельные нормы, так как было уста-  

новлено, что показатели по ним существенно отличаются от тех, что бы-  

ли получены с помощью опросника, примененного на выборке стандар-  

тизации. При тестировании детей до V класса использование любого  

отдельно взятого бланка для ответов может значительно снизить те-  

стовые показатели. Для детей такого уровня развития, как правило,  

предпочтительней, чтобы они просто отмечали свои ответы в тестовой  

тетради.  

Множество других, менее очевидных условий тестирования также  

могут влиять на выполнение тестов способностей и личностных тестов.  

Так, на тестовые показатели может заметно повлиять знакомство испы-  

туемого с экзаменатором (E.L. Sacks, 1952; A. Tsudzuki, Y. Hata, T. Kuze,  

1957). В одном исследовании было обнаружено, что на результаты тести-  

рования оказала решающее влияние манера поведения экспериментато-  

ра; он улыбался в знак согласия, кивал головой, делал замечания типа  

<хорошо>, <прекрасно> (Т. A. Wickes, 1956). В проективном тесте, где от  

испытуемого требовалось написать истории к специально подобранным  

картинкам, присутствие экспериментатора в комнате часто приводило  

к снижению эмоциональной окрашенности содержания этих историй  

(L. Bernstein, 1956). При проведении теста на умение печатать на машин-  

ке поступавшие на работу печатали значительно быстрее, если тестиро-  

вались в одиночку, по сравнению с тестированием в группах из двух  

и более человек (W.K. Kirchner, 1966).  

Примеры можно было бы приводить еще и еще, но выводы из них  

означают выполнение следующих трех требований. Во-первых, необходи-  

мо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных  

подробностях. Создатель теста и его издатель несут ответственность за  

то, чтобы процедура тестирования полно и достаточно ясно была описа-  

на в руководстве по использованию теста. Во-вторых, следует регистри-  

ровать любые нестандартные условия тестирования, какими бы второ-  

степенными они ни казались. В-третьих, при интерпретации результатов  

теста важно учитывать условия тестирования. При подробном обследо-  

вании личности методом индивидуального тестирования опытный экспе-  

риментатор иногда отступает от стандартной процедуры проведения те-  

ста, с тем чтобы выявить дополнительные данные. Поступив таким  

образом, он теряет право интерпретировать ответы испытуемого в со-  

ответствии с тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания ис-  

пользуются только для качественного исследования; и ответы испы-  

туемых необходимо рассматривать точно так же, как любые другие  

неформальные наблюдения за их поведением или данные интервью.  

Взаимопонимание. В психометрии термин <взаимопонимание>  

означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес  

к тесту, установить с ним контакт и обеспечить, чтобы он выполнял  

стандаотные тестовые инструкции. В тестах способностей инструкции  

 

ДаТ "туем " ния  

 

> "РИН <ий и ло Решени  

 

мыхПо зависят тактов РяженУы.  

торы v> тировани, возраста > ются в "ифи-  

 

-  

oPeaL Ly-  

 

-ойсетеТ т" T  

 

e другие n теи из ньгя ическ-му aть, что иу ои  

--  

 

же  

iR-  

жиз-  

 

43 ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ TF<"TOU И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ  

 

С проблемой особой мотивации можно столкнуться при тестирова-  

нии эмоционально неуравновешенных лиц, заключенных или малолетних  

преступников. Если тестирование происходит в официальной обстановке,  

эти люди, по-видимому, должны проявить такие неприятные черты, как  

подозрительность, неуверенность, страх или циничное равнодушие. Не-  

нормальные условия их прошлой жизни, вероятно, также должны небла-  

гоприятно отразиться на выполнении теста. Например, вследствие преж-  

них неудач и срывов в школе у них может сложиться враждебное,  

сопровождаемое чувством собственной неполноценности отношение  

к школьным задачам, на которые похожи задания теста. Опытный экспе-  

риментатор приложит CIILI иальные. усилия для того, чтобы в таких усло-  

виях наладить контакт с испытуемым. Во всяком случае он должен быть  

чуток к такого рода трудностям и принимать их во внимание при интер-  

претации и объяснении выполнения теста.  

При тестировании школьников или взрослых следует иметь в виду,  

что каждый тест неявно задевает престиж индивида. Поэтому сначала  

испытуемых следует немного успокоить. Полезно, например, объяснить,  

что никто не ждет, что все задания будут выполнены или правильно ре-  

шены. В противном случае индивид, приступая к более трудным зада-  

ниям и понимая, что не в состоянии закончить их в отведенное время,  

может испытать растущее чувство неудачи.  

Итак, в тестовой ситуации желательно насколько возможно исклю-  

чить элемент неожиданности, так как все неожиданное и неизвестное, по-  

видимому, вызывает у испытуемых тревожность. Многие групповые  

тесты снабжаются пояснениями, зачитываемыми экспериментатором.  

Еще лучше объявить о тестировании за несколько дней до его начала  

и дать каждому испытуемому отпечатанную брошюру, в которой объяс-  

няются цель и характер гестов, даются общие советы относительно их  

выполнения и приводится несколько примеров заданий. Такие брошюры  

постоянно предоставляются в распоряжение участников программ мас-  

сового тестирования, тип" ""водимого Советом по вступительным эк-  

заменам в колледжи (СоНс, Entrance..., 1974,а, h).  

При тестировании взрослых возникают некоторые дополнительные  

проблемы. В отличие от школьников взрослый не обязательно стремится  

решить задачу только потому, что она предназначена ему. Поэтому ста-  

новится важным раскрыть взрослому цель тестирования, это же необхо-  

димо делать и по отношению к учащимся средних школ и колледжей.  

Содействия испытуемого обычно можно достичь, убедив его в том, что  

в его же собственных интересах получить по тесту валидный показатель,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1774
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь