Анастази А. » Психологическое тестирование



20 страница


тесту, в то время как по второму тесту самый высокий результат будет  

у наиболее успевающего индивида.  

Коэффициенты корреляции можно вычислять в зависимости от при-  

роды данных разными способами. Наиболее распространен введенный  

К. Пирсоном коэффициент корреляции произведения моментов. Этот  

коэффициент учитывает не только положение результатов индивида  

в группе, но и степень их отклонения от группового среднего значения.  

Напомним, что когда положение каждого индивида выражается в терми-  

нах стандартного показателя (z), то выше среднего располагаются поло-  

жительные z, а ниже среднего-отрицательные. Следовательно, для инди-  

вида, чьи результаты выше среднего в обоих вариантах, коррелируются  

два положительных стандартных показателя, а тот, чей результат в обо-  

их случаях ниже среднего, имеет два отрицательных z. Если теперь пере-  

множить стандартные показатели по обеим переменным каждого из  

двух индивидов, то оба произведения будут положительны. Пирсонов-  

ский коэффициент корреляции есть среднее арифметическое всех таких  

произведений. Его числовое значение бывает высоким и положительным,  

если соответствующие стандартные показатели имеют по обеим пере-  

менным одинаковые знаки и приблизительно равную величину. Когда  

показатели испытуемых выше среднего по одной переменной, но ниже  

среднего по другой, то со-  

ответствующие произведе-  

ния отрицательны. Если  

сумма произведений отри-  

цательна, то отрицатель-  

ной будет и корреляция.  

Когда же одни произведе-  

ния отрицательны, а дру-  

гие положительны, корре-  

ляция близка к нулю.  

При проведении рас-  

четов нет необходимости  

переводить каждый пер-  

вичный показатель в стан-  

дартный, так как это пре-  

образование может быть  

выполнено один раз уже  

после суммирования всех  

попарных произведений.  

При расчете пирсоновско-  

го коэффициента корреля-  

ции можно пользоваться  

различными приемами,  

сокращающими объем вы-  

числений. Метод, приме-  

 

TTITTITT rtl Tt rrnhTT 7 T?Л ffX~t_1TX  

 

Таблица 7  

 

Вычисление коэффициента корреляции произведения мо-  

ментов Пирсона  

 

Арифме-1  

УчениктикиЧтениеуX.iт  

У1  

Билл41171-4116-4  

Карол3828-27449-14  

Джефри4822816418  

Энн3216-8-5642540  

Боб3418-6-336918  

Джейн3615-4-6163624  

Эллен4124i3193  

Рут43203-191-3  

Дик47237249414  

Мари4027060360  

?4002100024418686  

М4021  

144 ет -= /-- " 1 10- = l/24,4 == 4,94;",-TM 10-1/18,6 =  

= 4,31;  

"Lxy8686f Л  

"" Nc, (10) (4,94) (4,31)212,9  

102 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

раскрывает природу коэффициента корреляции. В табл. 7 приведе-  

но вычисление r для результатов 10 детей по арифметическому тесту  

и тесту чтения. Справа от имени ученика приведены его результаты по  

первому (X) и второму (У) тесту. Суммы и средние значения 10 показате-  

лей приведены под колонками. Далее следует колонка отклонений (х) по-  

казателя арифметического теста от среднего значения и такая же колон-  

ка для теста чтения (у). Квадраты этих отклонений даны в следующих  

двух колонках, а суммы квадратов использованы для вычисления мето-  

дом стандартных отклонений результатов обоих тестов, описанным  

в гл. 4. Вместо того чтобы каждое х и у делить на соответствующее  

о для определения стандартного показателя z, это деление выполняется  

один раз, в конце, так, как показано в формуле вычисления коэффициен-  

та корреляции, приведенной в нижней части таблицы. Попарные про-  

изведения, стоящие в последней колонке, есть результат умножения со-  

ответствующих отклонений х и у. Чтобы получить коэффициент r, сумма  

этих произведений делится на число случаев (N) и на произведение обоих  

стандартных отклонений (а,ст").  

Статистическая значимость. Корреляция 0,40, найденная  

в табл. 7, означает среднюю степень положительной связи между показа-  

телями арифметического теста и теста чтения. Можно отметить некото-  

рую тенденцию, выражающуюся в том, что ученик, хорошо показавший  

себя в арифметическом тесте, скорее всего, неплохо справится и с те-  

стом чтения. Если нас интересуют только эти 10 детей, то мы можем  

принять полученный коэффициент корреляции в качестве адекватной ха-  

рактеристики степени связи, существующей между двумя переменными  

в данной группе. В психологических исследованиях, однако, обычно стре-  

мятся распространить полученные результаты за пределы конкретной  

выборки испытуемых, на популяцию, которую эта выборка представляет.  

Например, нас может интересовать вопрос, существует ли связь между  

арифметическими способностями и навыками чтения у американских  

школьников того же возраста, что и наши испытуемые. Конечно, 10 ис-  

следованных случаев-совершенно недостаточная выборка для такой по-  

пуляции, ибо в другой сравнимой выборке с тем же числом случаев мож-  

но получить как более низкую, так и более высокую корреляцию.  

Существуют статистические процедуры оценки возможных колеба-  

ний от одной выборки к другой коэффициентов корреляции, средних  

значений, стандартных отклонений и любых других групповых единиц  

измерения. Вопрос, чаще всего задаваемый по поводу коэффициента кор-  

реляции: отличается ли он значимо от нуля? Иными словами, если в по-  

пуляции этот коэффициент равен нулю, то могла бы полученная в вы-  

борке корреляция быть следствием только выборочной ошибки? Когда  

говорят, что корреляция значима <на 1Їо-ном уровне> или <на уровне  

0,01>, то имеют в виду следующее: существует не более одного шанса из  

ста, что в популяции данный коэффициент равен нулю. Из этого следует,  

что обе переменные действительно коррелированы. Уровни значимости  

указывают риск ошибки, на который мы вынуждены пойти, делая вы-  

воды из полученных данных. Если корреляция значима на уровне 0,05, то  

вероятность ошибки составляет 5 из 100. В большинстве психологиче-  

ских исследований применяются уровни 0,01 и 0,05, хотя по некоторым  

-опРшяжениям можно пользоваться и другими уровнями значимости.  

 

103  

 

НАДЕЖНОСТЬ  

 

наличии 10 случаев трудно выявить общие закономерности. Для выбор-  

ки такого размера самая малая корреляция, значимая на уровне 0,05,  

равна 0,63. Любая корреляция ниже этой величины оставляет без ответа  

вопрос о коррелированности двух переменных в популяции, из которой  

была извлечена выборка.  

Минимальные значения коэффициентов корреляции на уровнях 0,01  

и 0,05 для групп разной численности можно найти в таблицах значимо-  

сти корреляции, приводимых в учебниках по статистике. Для понимания  

проблематики этой книги требуется лишь общее представление об ос-  

новных вопросах. Добавим только, что уровни значимости ицтерпрети-  

руются подобным же образом и применительно к другим статистиче-  

ским мерам. Например, если различие между двумя средними значимо  

на уровне 0,01, то отсюда можно сделать вывод (причем вероятность  

ошибиться равняется одному шансу из 100), что тестирование всей попу-  

ляции, из которой были взяты выборки, дает приблизительно ту же раз-  

ницу. Так, если в обследованной выборке мальчики получили заметно  

более высокое среднее значение в тесте на понимание техники, чем де-  

 

Рис. 10. Коэффициент надежности 0,72 (A. Anostosi, J. Drake, 1954)  

 

75-79 70-74 65-69 60-64i  

 

 

 

155-59 50-54 i 1 45-49 И 1 40-44 1 35-39 30-35 25-29 20-24 15-19иii  

fM-iч11  

/иufniiiilii  

itmililliiiii  

////ми114i  

/////mimilii  

тчiiiii  

/illi  

/  

CT>  

in  

 

S  

 

0  

 

01  

 

CT>  

Ю ГО  

 

f  

 

0 in 0  

 

104 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

вочки, то можно заключить, что мальчики будут превосходить девочек  

по этому тесту и в популяции в целом.  

Коэффициент надежности. Коэффициенты корреляции часто  

применяются при анализе психологических данных. Одно из таких при-  

менений - это измерение надежности теста. Пример коэффициента надеж-  

ности, вычисленного по пирсоновскому методу смешанных моментов,  

приведен на рис. 10. В этом случае выяснялось наличие корреляции ме-  

жду показателями 104 человек по двум эквивалентным формам теста  

беглости речи. В обоих случаях испытуемым давалось пять минут, в те-  

чение которых они должны были написать как можно больше слов, на-  

чинающихся на заданную букву. Формы теста отличались друг от друга  

лишь задаваемой буквой. Авторы теста подобрали начальные буквы  

с таким расчетом, чтобы трудность заданий была примерно одинаковой.  

Корреляция между числом слов, написанных в ходе выполнения  

каждой из двух форм данного теста, оказалась равной 0,72, т. е. значимой  

на уровне 0,01. При наличии 104 случаев любая корреляция, превышаю-  

щая 0,25, значима на этом уровне. Тем не менее полученная корреляция  

несколько ниже, чем это желательно для коэффициента надежности, ко-  

торый обычно бывает выше 0,8 и даже 0,9. Диаграмма на рис. 10 пред-  

ставляет типичное двумерное распределение с высокой положительной  

корреляцией. Можно видеть, как палочки теснятся вблизи диагонали,  

идущей от левого нижнего к правому верхнему углу. Направление это  

в общем довольно ясно выражено, хотя и наблюдается некоторый раз-  

брос палочек. В следующем разделе обсуждается использование коэффи-  

циента корреляции для вычисления различных мер надежности теста.  

 

ТИПЫ НАДЕЖНОСТИ  

 

Ретестовая надежность. Самый естественный способ определить  

надежность результатов теста-использовать тот же тест второй раз.  

В этом случае коэффициент надежности (Гц) просто равен корреляции  

между результатами, полученными на одних и тех же испытуемых в каж-  

дом из двух случаев проведения теста. Дисперсия ошибки соответствует  

случайным колебаниям в выполнении заданий от одного сеанса тестиро-  

вания к другому. Эти колебания могут отчасти быть результатом некон-  

тролируемых условий тестирования-таких, как значительные изменения  

погоды, появление неожиданного шума и иных отвлекающих моментов  

типа сломавшегося карандаша. В какой-то степени их можно объяснять  

изменениями в состоянии самого испытуемого-например болезнью,  

утомлением, эмоциональным напряжением, беспокойством, недавними  

приятными или неприятными переживаниями и т.д. Ретестовая надеж-  

ность показывает, в какой степени результаты теста можно распростра-  

нить на различные случаи его применения. Чем выше надежность, тем  

менее чувствительны результаты к обычным изменениям состояния ис-  

пытуемого и обстановки тестирования.  

Приводя в руководстве к тесту его ретестовую надежность, всегда  

следует указывать, в каком интервале времени она измерена. Поскольку  

ретестовая корреляция с течением времени постепенно снижается для  

 

105 НАДЕЖНОСТЬ  

 

любого теста, существует не один, а бесконечное количество ретестовых  

коэффициентов надежности. Желательно также давать некоторые сведе-  

ния о событиях, происшедших за это время с испытуемыми в учебе или  

работе (консультировался ли кто-либо с психологом или прошел курс  

психотерапии и т.д.).  

Независимо от желательности сведений об интервале времени меж-  

ду двумя тестированиями, какими соображениями следует руководство-  

ваться при выборе этого интервала? Можно привести немало примеров  

того, как надежность теста остается высокой в течение нескольких дней  

или недель, но спустя десять-пятнадцать лет его результаты уже почти  

не коррелируют с первоначальными. Так, многие из тестов интеллекта  

для дошкольников достаточно стабильны в дошкольный период, но со-  

вершенно бесполезны для предсказания, каков будет IQ ребенка в стар-  

шем возрасте или во взрослом состоянии. На практике, однако, чаще  

всего можно провести следующее различие. На дисперсию ошибки те-  

стовых результатов обычно влияют случайные колебания с периодами  

от нескольких часов до нескольких месяцев. Поэтому, определяя тип тес-  

товой надежности, стараются придерживаться небольших временных ин-  

тервалов. При тестировании маленьких детей этот период должен быть  

еще короче, чем у испытуемых старшего возраста, поскольку в раннем  

детстве возрастные изменения происходят в течение месяца и даже  

быстрее.  

В целом для любого типа испытуемых интервал между двумя после-  

довательными применениями теста обычно не должен превышать 6 мес.  

Изменения относительного выполнения теста индивидами, происходя-  

щие в более длительные промежутки времени, уместнее отнести к куму-  

лятивным и постепенным, а не к чисто случайным. Более того, они, ско-  

рее всего, характеризуют более широкую сферу поведения, чем та,  

которая проявляется при выполнении данного теста. Общий уровень  

развития индивида, его способность к обучению, к пониманию техниче-  

ских устройств, его суждения об искусстве могут за 10 лет существенно  

измениться. Его личностный статус с годами может заметно возрасти  

или упасть вследствие обстоятельств жизни дома, в школе или условий  

социального окружения, а также по таким причинам, как болезнь или  

эмоциональное расстройство.  

Степень влияния таких факторов на психическое развитие индивида  

является важной исследовательской проблемой. Однако этот вопрос не  

следует смешивать с вопросом надежности конкретного теста. Напри-  

мер, при измерении надежности тестов Станфорд-Бине, как правило, со-  

относят показатели, полученные с интервалом не в десять лет или даже  

в один год, а в несколько недель. Конечно, с этими тестами проводились  

и долгосрочные ретестовые испытания, но их результаты обычно обсу-  

ждаются с точки зрения предсказуемости уровня интеллекта взрослого  

на основе выполнения теста в детском возрасте, а не с точки зрения на-  

дежности конкретного теста. Понятие надежности в основном ограничи-  

вается краткосрочными случайными изменениями, характеризующими  

выполнение теста самого по себе, а не тестируемую область поведения.  

Следует отметить, что в различных поведенческих функциях обыч-  

ные . колебания проявляются неодинаково. Например, на отточенности  

движений пальцев могут сказаться самые незначительные изменения  

в состоянии индивида, никак не влияющие на его понимание речи. Если  

хотят получить общую оценку характера движений пальцев индивида,  

 

106 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

то, по всей видимости, нужно провести повторные тесты в течение не-  

скольких дней; для выяснения же понимания им речи достаточно одного  

сеанса тестирования. Но всякий раз необходимо обращаться к анализу  

цели теста, основывая его на понимании того поведения, которое пред-  

назначен предсказать тест.  

Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, методика ретеста  

при распространении на большинство психологических тестов наталки-  

вается на трудности. Улучшение показателей ретеста как результат тре-  

нировки будет, вероятно, различным у разных испытуемых. Более того,  

если промежуток времени между начальным и повторным тестирова-  

нием достаточно мал, обследуемые могут припомнить многие из своих  

прежних ответов. Иными словами, при повторном тестировании память  

способствует воспроизведению первоначальной картины правильных  

и ошибочных ответов. Следовательно, результаты двух предъявлений  

теста не будут независимыми, и корреляция между ними окажется об-  

манчиво высокой. Проведение теста второй раз может также привести  

к изменению его природы. В первую очередь это относится к задачам,  

при решении которых нужно проявить изобретательность. Испытуемый,  

однажды ухватив принцип решения, в дальнейшем может воспроизво-  

дить правильный ответ, минуя промежуточные ступени. Только тесты, на  

которые повторное применение не оказывает заметного влияния, при-  

годны для их исследования по методу ретеста. К этой категории принад-  

лежит ряд моторных тестов и тестов сенсорного различения. Для боль-  

шинства психологических тестов этот метод неприменим.  

Надежность взаимозаменяемых форм. Один из способов из-  

бежать трудностей, присущих ретестовой надежности,-применение взаи-  

мозаменяемых форм теста. Те же самые испытуемые могут тестиро-  

ваться в первый раз с помощью одной формы, а второй раз-с помощью  

другой, сравнимой формы. Корреляция между показателями, полученны-  

ми по двум формам, служит коэффициентом надежности теста. Заметим,  

что такой коэффициент надежности измеряет как временную стабиль-  

ность теста, так и согласованность ответов по двум выборкам заданий  

(или тестовым формам), т. е. этот коэффициент объединяет два типа на-  

дежности. Поскольку оба типа существенны для большинства целей те-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1022
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Блаватская Елена Петровна » История одной планеты » 2 страница
  • Блаватская Елена Петровна » История одной планеты » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь