Презентация Тема: «Детский сад — школа здоровья»
Слайд 1
Детский сад-школа здоровья
(Опыт работы)
МАДОУ «Большеталдинский детский сад»
Воспитатель, Шадрунова Алена Александровна
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я Алена Александровна Шадрунова, воспитатель «Большеталдинского детского сада» с Прокопьевского муниципального района, мой педагогический стаж работы составляет 4 года. Я представляю опыт работы нашего учреждения по физкультурно-оздоровительному развитию детей.
Скачать: Презентация Тема: «Детский сад — школа здоровья» (презентация)"
Слайд 2
С сентября 2014 года наше образовательное учреждение МАДОУ «Большеталдинский детский сад» является региональной инновационной площадкой по направлению «Разработка и создание организационно-педагогических условий для раннего развития и воспитания детей в процессе реализации ФГОС дошкольного образования», и работаем мы в направлении физическое развитие. Педагоги ДОУ публикуют свой опыт работы в социальных сетях работников образования nsportal. Нами накоплен опыт работы в этой непростой области педагогической деятельности.
Сегодня хочется поделится с вами опытом работы.
Практическая значимость нашего опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любой образовательной организации.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия-это и есть одна из ключевых задач ФГОС ДО.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает создание организационно- педагогических условий, поиск новых средств и определённых методов, а также использование традиционного и нетрадиционного оборудования для физического развития ребенка.
Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения организационных, педагогических и социально-педагогических вопросов.
Слайд 3
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование разнообразных методов, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Опыт работы складывается постепенно. В течение двух с половины лет педагогический коллектив нашего учреждения работает над данной проблемой. Система нашей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в нашей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
Цель нашей работы сохранение и укрепление здоровья воспитанников, через реализацию оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в направлении физического развития, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.
К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности к здоровому образу жизни;
- формирование и развитие физических качеств воспитанников;
- приобщение детей к традициям большого спорта.
Данная работа в нашем дошкольном учреждении строится по нескольким направлениям:
- Создание организационно-педагогических условий для физического развития воспитанников, а также снижения их уровня заболеваемости.
- Повышение педагогических компетенций и педагогического мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.
- Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи, путем повышения социально-педагогических компетенций родителей (законных представителей).
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач.
Слайд 4
Созданные в нашем дошкольном образовательном учреждении условия, позволяют обеспечить физическую и двигательную активность детей, а также организацию физкультурно-оздоровительной работы.
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в нашем дошкольном учреждении созданы следующие условия:
Спортивные уголки в группах созданы с учетом возрастных особенностей детей. В каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приемной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей, во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую для детей атмосферу.
Мы широко используем в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов» — массажные коврики из пуговиц, веревок, фломастеров, кусочков меха и др. — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие используются для профилактики и коррекции плоскостопия.
В нашем образовательном учреждении «Большеталдинский детский сад» в рамках инновационной деятельности оборудован спортивный блок. Который включает в себя: тренажерный зал, физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нетрадиционным оборудованием.
На участке детского сада оборудованы спортивные и игровые площадки с мягким резиновым покрытием, где дети имеют возможность развития.
Наше дошкольное учреждение совместно с «Большеталдинской СОШ» реализует современную модель здоровьясбережения, для проведений лечебно-профилактических мероприятий в соляной комнате с детьми.
Так же у нас имеется медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета, процедурного кабинета и изолятора.
Слайд 5
Для повышения педагогических компетенций педагогов нашего ДОУ проводилась целенаправленная работа:
- 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации.
- Создан банк диагностического инструментария для оценки педагогических компетенций по направлению физическое развитие.
- Для педагогов проведены консультации:
- «Двигательная активность и режим дня в детском саду»
- «Особенности гимнастики пробуждения после сна»
- «Организация игрового пространства»
- «Физическая готовность к школе»
4. Педагогические советы
- «Построение здоровьесберегающей развивающей среды в ДОУ»
- «Организация системы работы по физическому развитию детей старшей разновозрастной группы»
- «Условия эффективной организации социально-образовательного пространства по физическому развитию и здоровьесбережению в семье»
- Инновационные подходы в управлении методических процессов, способствующих здоровьесбережению и физическому развитию.
- Личностно-ориентированный подход;
- Системный подход;
- Исследовательский подход.
5. Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов – саморегуляция.
6. Взаимопосещение занятий
7. Педагогические чтения по проблемам
- «Психолого-педагогические особенности детей дошкольного и раннего возраста»
8. Деловые игры
- «Педагогический пробег»
- «Путешествие в страну Неболейка»
9. Круглый стол «Здоровьесбережение как основной момент педагогического мышления»
10. В рамках инновационной деятельности совместно с педагогическим коллективом «Большеталдинской сош» разработан и внедрен проект современная модель здоровьясбережения в ДОУ «Волшебная галотерапия»
11. На уровне района провели проблемно-теоретический семинар «Формирование культурно гигиенических навыков как часть физического развития детей»
12. Региональный семинар по дорожной безопасности и здоровьесбережению детей дошкольного возраста.
В рамках районного и регионального семинара наше дошкольное образовательное учреждение презентовало свой опыт работы в данном направлении, как с воспитанниками, так и с родителями (законными представителями).
Слайд 6
Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями). Педагоги ДОУ совместно с родителями (законными представителями) участвуют в спортивных мероприятиях:
- Совместно посещают физкультурно-оздоровительный проект «Новая Я»
- «Велопробег»
- «Лыжня России»
- «Недели здоровья»
- В районных акциях и мероприятиях «Здоровая семья — здоровая нация»
- Досуги, спортивные развлечения
- Изготовление нестандартного оборудования.
Кроме совместных форм работы с родителями для повышения социально-педагогических компетенций родителей (законных представителей) используются следующие формы:
- Диагностическая (скрининг – изучение социальной — педагогической ситуации изнутри, выборочно)
- Фармолизованные и малофармолизованные диагностические формы (анкетирование, беседы, опросы)
- Информационно- просветительская работа
- Консультативные формы
- Цикл коллективных консультаций для родителей (законных представителей)
- Индивидуальные консультации для родителей (законных представителей)
«Как приучить ребенка заботится о своем здоровье», «Законы правильного питания» и т.д.
- Проведение общесадовских родительских собраний
- Организация консультативного пункта
- Проведение для родителей (законных представителей) семинаров-практикумов
- Вовлечение родителей в образовательный процесс по физическому развитию.
Слайд 7
Совместными усилиями педагогов и родителей (законных представителей) в ДОУ проводится система физкультурно-оздоровительной работы.
Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы.
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. На основе диагностических данных была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда вошла как физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая, так и воспитательно-образовательная работа.
Всю работу по развитию основных движений и физической подготовленности мы строим с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.
Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей.
Вместе с тем, на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, мы учитываем и осуществляем индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья, которые необходимо учитывать, а также к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. С детьми, отстающими в физическом развитии, проводится индивидуальная работа: выполняются упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижаются требования к качеству выполнения движений.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Ежегодно в начале учебного года составляется план регулярных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Слайд 8
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий проводится в следующих формах:
- Утренняя гимнастика (ежедневно в течении года)
- Гимнастика после сна (ежедневно в течении года)
- Дыхательная гимнастика
- Воздушные ванны (перед сном, после сна)
- Физкультурные занятия (3 раза в неделю в том числе, занятия на свежем воздухе)
- Пальчиковая гимнастика
- Самостоятельная, двигательная деятельность детей
- Витаминизация: напитки, сиропы, кондитерские изделия, кислородные коктейли
- Закаливание солнцем, водой (в летний период)
- Профилактика плоскостопия (ежедневно)
- Профилактика осанки детей (ежедневно)
- Физические минутки (ежедневно)
- Подвижные игры (ежедневно)
- Прогулки
- Организация досугов, праздников
- Проведения «Дня здоровья», в летний период «Недели здоровья»
- Проведение работы с родителями (законными представителями) по профилактике оздоровительных мероприятий в течение года.
Слайд 9
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Комплекс утренней гимнастики повторяем в течение двух недель. Продолжительность утренней гимнастики соотносится с возрастом детей, во время проведения используем музыкальное сопровождение.
Слайд 10
Ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе используем разные виды физкультминуток
Слайд 11
Для организации двигательной активности в режиме дня с детьми проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры –служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. В работу с детьми педагоги включают разные по содержанию подвижные игры.
Слайд 12
Организация спортивных досугов, праздников, проведение Дня здоровья
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года проводится День (неделя) здоровья. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДОУ совместно с родителями (законными представителями).
Слайд 13
В целях физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы.
Профилактика
- Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
- Комплексы по профилактике плоскостопия
- Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек
- Дыхательная гимнастика
- Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
- Прогулки + динамический час
- Закаливание:
- Сон без маек
- Ходьба босиком
- Обширное умывание
- Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе)
8. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Упражнения на коррекцию сколиоза
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
- Оксалиновая мазь
- Лук, чеснок
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную не перегревающую одежду детей
- Соблюдение режима прогулок во все времена года
- Занятия утренней гимнастикой и физкультурой
Слайд 14
При выборе нетрадиционных форм воспитатели учитывают задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.
В систему нетрадиционной физкультурно — оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие упражнения:
- Оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы.
- Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
- Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук.
- Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка.
- Самомассаж и массаж
- Закаливание
- Фитбол- гимнастика
- Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии, доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.
- Степ-гимнастика — это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.
- Эвритмическая гимнастика — вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
- формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
- развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
- улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
- расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- формирование творческого начала ( «ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
- «Театр физического воспитания дошкольников» — это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей.
Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру, в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка.
На таких занятиях дети не замечают, что это занятие по физической культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального действия.
- Игровой стретчинг, упражнения которого, носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.
Слайд 15
С каждым годом все большим успехом пользуются совместно с родителями (законными представителями) спортивные соревнования:
- «Папа, мама, я – спортивная семья»
- «Лыжня России»
- «Начни с себя»
- «Недели здоровья» и др.
Слайд 16
Таким образом, созданная единая система "детский сад — дети — родители " на данный момент достаточно успешно функционирует.
На протяжении двух с половиной лет, занимаясь с дошкольниками, и используя традиционные и нетрадиционные формы и методы, мы обратили внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Обучающиеся первого класса «Большеталдинской сош» (участники инновационной группы), на сегодняшний день имеют довольно окрепший организм. Их индекс здоровья в среднем составил 93, 6%, так к примеру, в 2014 г. индекс здоровья данной группы детей, выведенных на инновационную деятельность составлял 72, 3%;
2015г. -79, 3%
2016г. -86, 2%
2017г. -93, 6%
Такая положительная динамика наблюдается в связи с проведением всех оздоровительных мероприятий. Считаем, что комплексная система физкультурно-оздоровительной работы способствует оздоровлению детей, повышению организационно-педагогических условий для физического развития ребенка.
Применяя опыт последних двух с половинной лет педагогический коллектив принял решение внедрить опыт инновационной деятельности во всех группах.
Слайд 17
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы.
А теперь мы хотим представить вашему вниманию одну из форм работы, которую мы используем с родителями. Изготовление нетрадиционного оборудования.
|