Новикова Елена Алексеевна. «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».

Елена Алексеевна Новикова Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад» Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы детского сада. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить совместную деятельность в скучное занятие?

Одна из задач педагогов детского сада — создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес. Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а, следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе. Для этого я использую наряду с традиционными и нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности.

 

К ним относятся: игровые проблемные ситуации; математические сказки;

проектная деятельность; элементарные опыты; моделирование и др.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы.

ЧТО СДЕЛАЕТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ?

  • Нетрадиционная форма.
  • Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
  • Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
  • Игровая мотивация.
  • Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
  • Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности.

Свою работу, в данном направлении, я начала с изучения работ русских и зарубежных педагогов. Исходной точкой теоретического обоснования развивающего обучения можно считать работы И. Г. Песталоцци,

К. Д. Ушинский.

М.В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». По утверждению советского педагога В.А. Сухомлинского, «умственный труд на уроках математики — пробный камень мышления». Считаю, наиболее эффективным в этом направлении, является авторский метод

познавательного и творческого развития воспитанников — логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем,

для подготовки мышления детей к усвоению математических знаний. Логические блоки помогают стимулировать и улучшать логическое мышление,

представление множества, операции над множеством (сравнение, деление,

классификация, абстрагирование); формируют представления математических понятий; развивают способность выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия,

обосновывать свои рассуждения; определять форму, цвет, размер, толщину объектов, а также развивать познавательные процессы, мыслительные

операции, творческие способности и воображение. Данную методику, использовала в своей педагогической деятельности, начиная со среднего

дошкольного возраста детей и заканчивая подготовительной группой.

Развитие интеллектуально — творческой компетентности воспитанников

путем создания развивающего образовательного пространства, посредством

использования авторской технологии Дьeнеша, вот цель моей работы

в этом направлении. На подготовительном этапе я проанализировала научно – методическую литературу по данной проблеме. В своей работе я использовала пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для

дошкольников», в котором представлены 4 группы постепенно усложняющихся

игр и упражнений с логическими блоками.

Систематическую работу с использованием логических блоков я начала с разработки перспективного планирования, по возрастам составила картотеку дидактических игр, дополнила развивающую предметно — пространственную

среду группы наборами Дьeнеша и альбомами для них в соответствии с возрастом детей. Работа в этом направлении велась поэтапно. На первом этапе дети

просто знакомились с кубиками и играли с ними. На втором этапе включала в образовательный процесс альбомы к блокам Дьенеша. Ставя блоки на цветные изображения в альбоме, плоские изображения превращались в объемные, что вызывало интерес и положительные эмоции у ребят. В учебной деятельности, при изучении геометрических фигур и

сенсорных цветовых эталонов, я разрабатывала конспекты образовательной деятельности. Нашла применение логическим блокам в сюжетно-ролевых играх

в качестве заместителей предметов, использовала блоки в подвижных играх

с детьми как ориентиры, а так же и в индивидуальной работе с воспитанниками по формированию математических способностей.

Работу по развитию познавательного интереса к математике вела в тесном контакте с семьями воспитанников, рекомендовала родителям использовать занимательный математический материал во время общения с детьми дома. Это способствовало всестороннему развитию дошкольников. Практиковала коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, деловые игры, анкетирование и др.

Мотивируя воспитанников на дальнейшую работу, организовывала совместную деятельность с детьми на основе постановки проблемной ситуации. Создавала условия в свободной игровой деятельности для аппликации, так как блоки хорошо помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, учат ориентироваться в пространстве и закономерностях. За три года работы

дети научились выявлять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартное мышление при выборе вариантов выполнения заданий, проявлять инициативу при решении занимательных задач.

Анализ бесед с родителями моей группы подтверждает, что у большинства выпускников сформирован устойчивый интерес к математике и познанию окружающего мира в целом. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на школьном обучении и общем интеллектуальном развитии, в т. ч. на формировании познавательных процессов личности.

Рекомендации:

  1. Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду: книга для учителя детей. Садовая. — 2-е изд. — дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка -.: Изд. Акад. Пед. Науки РСФСР,

1956. — 520-е ответственны.

3. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие / авт. — компания. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы "Детство").

- Санкт-Петербург: Несчастный Случай, 19

Просмотров: 453
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Язькова Евгения Валерьевна. Мастер-класс «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
  • Чечетенко Татьяна Юрьевна. Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Математическое путешествие»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Стоян Анжела Григорьевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей старшей группы с 5 до 6 лет
  • Тараканова Аксана Александровна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста «Поможем решить проблему Мишки и Белочки»
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Клецкая Лилия Вячеславовна. Конспект образовательной деятельности по «Формированию элементарных математических представлений» Тема: «Лесная математика»
  • Семерикова Наталья Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Путешествие в зоопарк».
  • Замотина Зинаида Григорьевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «По страницам сказок»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Рулева Ирина Борисовна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На помощь королеве Математики».
  • Красильникова Наталья Владимировна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с детьми старшей группы «Зов джунглей»
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе
  • Куваева Светлана Викторовна. КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ) по познавательное развитию (формирование элементарных математических представлений) для подготовительной группы «Чудесное путешествие в страну математики»
  • Куляк Татьяна Анатольевна. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Рассказова Елена Николаевна. Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у воспитанников средней группы
  • Иванова Юлия Александровна. Методическая разработка образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Зимний переполох в стране Геометрика»
  • Сумина Валентина Михайловна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ОВЗ «Путешествие на Остров Чудес».
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Зарубина Лариса Валентиновна. Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений детей старшей группы детского сада»
  • Марьясова Татьяна Георгиевна Баутина Елена Александровна. «Детская научно – практическая конференция эффективная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь