Елена Алексеевна Новикова Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад» Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория
Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы детского сада. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить совместную деятельность в скучное занятие?
Одна из задач педагогов детского сада — создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес. Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а, следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе. Для этого я использую наряду с традиционными и нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности.
К ним относятся: игровые проблемные ситуации; математические сказки;
проектная деятельность; элементарные опыты; моделирование и др.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы.
ЧТО СДЕЛАЕТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ?
- Нетрадиционная форма.
- Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
- Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
- Игровая мотивация.
- Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
- Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.
Чередование видов деятельности.
Свою работу, в данном направлении, я начала с изучения работ русских и зарубежных педагогов. Исходной точкой теоретического обоснования развивающего обучения можно считать работы И. Г. Песталоцци,
К. Д. Ушинский.
М.В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». По утверждению советского педагога В.А. Сухомлинского, «умственный труд на уроках математики — пробный камень мышления». Считаю, наиболее эффективным в этом направлении, является авторский метод
познавательного и творческого развития воспитанников — логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем,
для подготовки мышления детей к усвоению математических знаний. Логические блоки помогают стимулировать и улучшать логическое мышление,
представление множества, операции над множеством (сравнение, деление,
классификация, абстрагирование); формируют представления математических понятий; развивают способность выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия,
обосновывать свои рассуждения; определять форму, цвет, размер, толщину объектов, а также развивать познавательные процессы, мыслительные
операции, творческие способности и воображение. Данную методику, использовала в своей педагогической деятельности, начиная со среднего
дошкольного возраста детей и заканчивая подготовительной группой.
Развитие интеллектуально — творческой компетентности воспитанников
путем создания развивающего образовательного пространства, посредством
использования авторской технологии Дьeнеша, вот цель моей работы
в этом направлении. На подготовительном этапе я проанализировала научно – методическую литературу по данной проблеме. В своей работе я использовала пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для
дошкольников», в котором представлены 4 группы постепенно усложняющихся
игр и упражнений с логическими блоками.
Систематическую работу с использованием логических блоков я начала с разработки перспективного планирования, по возрастам составила картотеку дидактических игр, дополнила развивающую предметно — пространственную
среду группы наборами Дьeнеша и альбомами для них в соответствии с возрастом детей. Работа в этом направлении велась поэтапно. На первом этапе дети
просто знакомились с кубиками и играли с ними. На втором этапе включала в образовательный процесс альбомы к блокам Дьенеша. Ставя блоки на цветные изображения в альбоме, плоские изображения превращались в объемные, что вызывало интерес и положительные эмоции у ребят. В учебной деятельности, при изучении геометрических фигур и
сенсорных цветовых эталонов, я разрабатывала конспекты образовательной деятельности. Нашла применение логическим блокам в сюжетно-ролевых играх
в качестве заместителей предметов, использовала блоки в подвижных играх
с детьми как ориентиры, а так же и в индивидуальной работе с воспитанниками по формированию математических способностей.
Работу по развитию познавательного интереса к математике вела в тесном контакте с семьями воспитанников, рекомендовала родителям использовать занимательный математический материал во время общения с детьми дома. Это способствовало всестороннему развитию дошкольников. Практиковала коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, деловые игры, анкетирование и др.
Мотивируя воспитанников на дальнейшую работу, организовывала совместную деятельность с детьми на основе постановки проблемной ситуации. Создавала условия в свободной игровой деятельности для аппликации, так как блоки хорошо помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, учат ориентироваться в пространстве и закономерностях. За три года работы
дети научились выявлять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартное мышление при выборе вариантов выполнения заданий, проявлять инициативу при решении занимательных задач.
Анализ бесед с родителями моей группы подтверждает, что у большинства выпускников сформирован устойчивый интерес к математике и познанию окружающего мира в целом. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на школьном обучении и общем интеллектуальном развитии, в т. ч. на формировании познавательных процессов личности.
Рекомендации:
- Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду: книга для учителя детей. Садовая. — 2-е изд. — дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка -.: Изд. Акад. Пед. Науки РСФСР,
1956. — 520-е ответственны.
3. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие / авт. — компания. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы "Детство").
- Санкт-Петербург: Несчастный Случай, 19
|