Язькова Е.В. воспитатель Г.Одинцово 2021г.
Пояснительная записка:
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста невозможно представить без использования занимательного материала — игр, задач, развлечений, направленных на развитие внимания, памяти, воображения.
Эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Т.о., развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Скачать конспект
сл. 2
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по использованию занимательного материала по ФЭМП
Задачи:
- Познакомить участников мастер – класса с методами и приемами использования занимательных математических игр в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический методы; беседа, демонстрация, практическая работа, рефлексия.
Материал: развивающие игры, презентация.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по математическим представления с использованием занимательного материала; предлагаемые на мастер-классе приёмы работ можно применять на занятиях, режимных моментах, индивидуальной работе всем педагогам, работающим по ФГОС.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания об использовании логически-поисковых заданий по ФЭМП с применением занимательного материала, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Принципы:
- эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность;
- стимулирование любознательности ребенка;
- передача инициативы от взрослого ребенку;
- развитие внутренней мотивации познавательной деятельности;
- поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
Ход мастер – класса.
I. Организационный момент
Добрый день, уважаемые педагоги! Я очень рада тому, что мне выпала возможность именно с вами поделиться опытом своей работы, своими наработками и находками в области обучения математическим представлениям через использование занимательного материала. Сл. 3
Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Т.о., хочется вспомнить слова советского педагога-новатора, детского писателя Василия Александровича Сухомлинского:
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Итак, тема моего мастер-класса: «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я используются на занятиях, режимных моментах, индивидуальной работе, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.
Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления, логику, воображение. Ведь без математики не может обойтись ни одна современная наука.
Уважаемые педагоги, сегодня я вам расскажу о некоторых приемах, которые использую при работе с детьми. Сл. 4
II. Работа с педагогами
Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления.
Предлагаю вашему вниманию первое задание:
1. «РАЗМИНКА — ГИМНАСТИКА УМА» Сл. 5
- Сколько раз Царь Гвидон совершал превращения и в кого? (три: комар, муха, шмель)
- Сколько братьев у Ивана – Дурака в русских народных сказок? (два).
- Сколько ночей рассказывала сказки Шахерезада? (Тысяча и одна ночь)
- Всё лето они веселились, играли,
А осень пришла, строить домики стали,
Два дома снёс волк — все укрылись в одном,
И дружно зажили в том доме втроём. (Три поросенка)
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким – либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Сл. 6 2 задание: Задача на смекалку «КЛУБОК СКАЗОК»
Сколько сказок спряталось в клубке? (2 команды).
Жили – были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичка – не простое, а золотое. (Курочка Ряба) Положила его Баба на окошко студиться. А лиса его ам — съела. (Колобок) Дед тянет – потянет – вытащить не может. (Репка) Плачет Дед, плачет Баба. (Курочка Ряба). Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». (Гуси — Лебеди). Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. (Красная Шапочка) Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. (Гуси – Лебеди)
- Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
- Я, Волчок – серый бочок.
- Пусти меня к себе жить. (Теремок)
- Дерни за веревочку, дверь и откроется!
- Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы?
- Это чтобы скорее съесть тебя!
- Не ешь меня, я тебе, песенку спою! (Красная Шапочка)
Я – веселый Серый Волк. В поросятах знаю толк! (Три поросенка)
Тут и Дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они стали жить поживать и добра наживать! (Гуси — Лебеди)
Кто сосчитал, сколько сказок спряталось в этом клубке и если можете, назовите их. (8)
3. А следующее задание «Разгадай ребусы» Сл. 7-11
Предлагаю вам логическую игру «Ребусы». Внимательно посмотрите на экран и отгадайте, какое слово в них зашифровано.
минус задача
два
квадрат
сложение
4. Задачи-шутки Сл. 12
Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.
- Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
- У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей? (одна дочка)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
- Наступил долгожданный декабрь. Погода стояла хорошая. У нас в саду
сначала зацвели 2 сливы, а потом три яблони. Сколько деревьев зацвело?
5. Игры на логическое мышление Сл. 13
В работе с детьми использую простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
- На столе стояло 3 бочонка с медом. Винни – Пух съел 1 бочонок и поставил его на стол. Сколько бочонков на столе? (3).
- Карлсон разрезал батон на три части. Сколько разрезов он сделал? (2)
- Когда об воду можно порезать руку? (Если превратить ее в лед)
- Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Да, бросить его вверх)
- На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе? (Три)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).
- На столе лежало 7 яблок. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
6. ЧИСЛА (ПОГОВОРКИ С ЧИСЛОМ) Сл. 14 — 17
Посмотрите внимательно на картинки и подберите поговорку с числом
Один в поле не войн За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Хлеб-всему голова
Шесть дней работай – седьмой отдыхай
1.
2.
7. Послушайте маленькие истории, если вы услышите слово или слог «3», то хлопните один раз в ладоши.
Целью подобных игр является развитие слухового внимания и понимания речи
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри (хлопают)
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых … три (хлопают).
Недавно поезд на вокзале
Мне три (хлопают) часа
Пришлось прождать.
Зато успел за это время
Я и постричься (хлопают), и поспать.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри (хлопают)
На старте не хитри (хлопают),
А жди команду «раз, два …
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри, до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше… три (хлопают) (7 раз)
8. Динамическая пауза (мр3)
Игра «Живые числа» (все педагоги делятся на 2 команды по 5 человек.)
Правила игры:
Каждый игрок берет одну карточку на которой написана цифра. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «встаньте по порядку» команда должна построиться в последовательности от 1 до 5.
9. Задание с блоками Дьенеша сл. 18
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.
Блоки предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Работа с логическими блоками Дьенеша научит детей:
- Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства
- Подкреплять свои рассуждения доводами.
- Логически мыслить.
- Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
- Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур (презентация набора Блоков Дьенеша):
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трёх цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура не такая по форме, размеру, цвету.
10. ГЕОМЕТРИЯ ИЛИ ИГРА ТАНГРАМ Сл. 19
Данная игра научит детей думать логически, выделять плоскостные геометрические фигуры и создавать заданную фигуру. Это игра способствует развитию у детей комбинаторных способностей, воображения, образного мышления, внимания и умения действовать по инструкции. Кроме того, для детей «Танграм» станет еще и пальчиковым тренажером. Существуют различные легенды о появлении Танграма. Мне больше всего нравится легенда о том, как три мудреца придумали
Правила игры: игра заключается в том, чтобы собирать из кусочков квадрата, разрезанный на семь частей, силуэты людей, животных, птиц, предметов.
- в собранную фигуру должны входить все семь частей.
- части не должны налегать друг на друга.
- части должны примыкать друг к другу.
Существует множество задач для Танграма. Простые — выложить фигуру по контурному рисунку. Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.
Ну, и конечно, можно придумывать свои фигуры, развивая фантазию.
Можно придумать множество игр с Танграмом.
Я предлагаю собрать Танграм по предложенной схеме – контурному рисунку, Прошу внимание на экран. (слайд 20) (собирают 2 педагога)
А пока наши коллеги собирают Танграм, я расскажу вам легенду об истории возникновения данной обучающей игры:
Император, сын которого не хотел учиться, призвал к себе трех мудрецов.
- Один, из которых был известен как математик.
- Другой прославился как художник.
- А третий был знаменитым философом.
И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.
Молодцы с заданием справились все отлично!
Уважаемые коллеги, я считаю, что эта «Пятерка» — абсолютно заслуженная вами оценка сегодня! Вы большие молодцы!
И в заключении нашего мероприятия, мне хотелось бы рассказать вам одну притчу от Шалвы Амонашвили (доктора психологических наук, академика, педагога, основателя теории гуманно-личностной педагогики) Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий. — Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание? — Верно! — удивился прохожий. — Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым. — Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек. — Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему. — Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника. Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал: — А меня больше радуют твои пёрышки…
Рефлексия:
Хочется верить, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной, интересной и познавательной.
Итак, уважаемые педагоги, благодарю вас за участие в мастер-классе и прошу, передавая огонек, поделитесь своими впечатлениями.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ И ВНИМАНИЕ! Сл21.
|