«Виммельбух» — это книга для рассматривания, не содержащая текста, которая может применяться как в работе с детьми дошкольного возраста, так и для развития связной речи младших школьников. Их особенность в одномоментном изображении художником — иллюстратором большого числа героев, детальной прорисовке их действий, динамичности развернутых сюжетных линиях и окружающей среды, увлекательное непредсказуемое путешествие каждого героя от первой страницы книги до последней, минимум или полное отсутствие текста.
Работа по технологии виммельбух может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников. Перед началом работы важно учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей (например: ребенок с ОВЗ). В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС ДО.
Скачать конспект
В младшей группе виммельбух использовался мною как иллюстрации для НОД по темам «Зимние забавы», «Животные на ферме», «Весна», «Правила дорожного движения», «Зимовье зверей».
НОД с использованием виммельбуха может включать в себя разные виды детской деятельности (рассматривание, пересказ, рассказывание, заучивание, закрепление произношения звука, рисование, поиск, игры) и интеграцию всех образовательных областей.
Технология адресована педагогам и родителям. В группе успешно реализуется детско-родительский проект «В гостях у сказки». В целях его реализации был проведен мастер-класс, на котором родителей познакомили с технологией виммельбух и научили создавать свои «гляделки» при помощи аппликации. Полученные умения они реализовали, создавая совместно с детьми иллюстрации к выбранным сказкам. Получившиеся работы используются как дополнительный наглядный материал при чтении, а так же дети с удовольствием придумывают свои истории по получившимся изображениям.
Была подготовлена иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Дом который построил Джек». С помощью данной разработки дети легко запомнили стихотворение. Рассматривая иллюстрацию, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, закрепляют знания о времени суток, практикуются в порядковом счете. Используем этот виммельбух, как мнемо-таблицу для заучивания стихотворения.
Разработаны комплекты настольных игр на основе виммельбуха «Русские сказки» (художник Саввушкина Т.А.) и виммельбухов Анны Сьюз, в ходе которых решаются следующие задачи:
- Закрепление знаний о простых геометрически формах.
- Ориентация на листе бумаги.
- Уточнение и расширение словаря на темы «Домашние и дикие животные».
- Развитие психических процессов: внимание, мышление, память.
- Закрепление знаний русских народных сказок, узнавание главных героев.
- Придумывание сказок на новый лад (альтернативные варианты).
- Установление причинно-следственной связи.
В начале работы с комплектом «Русские сказки» дети рассматривают исходное изображение и отвечают на вопросы, например:
- Какие сказки спрятались на картинке?
- Назови знакомых героев?
- Покажи, откуда шел колобок и куда он покатится дальше? И т.д.
Затем предлагается собрать ту же иллюстрацию с помощью геометрических заплаток. Вслух проговариваем и обсуждаем каждую форму, закрепляя знания.
Один из вариантов игры – поиск на большой картинке элемента, изображенного в маленьких кружочках.
Виммельбух является также помощником в работе над лексико — грамматическими категориями, связной речью детей.
В целях реализации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы общеразвивающей направленности ДОО разработана картотека речевых пятиминуток в рамках лексических тем: с опорой на картинку дети делают пальчиковую, артикуляционную, мимическую гимнастики, выполняют логоритмические упражнения, играют в игры, развивающие фонематические процессы.
Еще один вариант использования технологии виммельбух в группе – игра «Многоэтажный дом». Проговариваем название комнат, находящихся на первом этаже, затем на втором и третьем. Дети отвечают на вопросы:
- В какой комнате голубые обои?
- Где стоит стиральная машина?
- Сколько стульев за обеденным столом? И т.д.
Затем, с помощью липучек, в доме появляются дополнительные предметы. Дети соревнуются в наблюдательности.
В книжном центре организованна выставка виммельбухов разных авторов по разным темам. Дети с большим интересом в свободное время рассматривают картинки, обсуждают, придумывают свои истории.
Использование инновационной технологии виммельбух позволило насытить образовательный процесс, сделать его более наглядным, насыщенным. Она проста, но требует дополнительной подготовки в плане подбора дополнительного материала. Главное условие – творческий подход, иначе книга может просто остаться «книгой для рассматривания картинок».
|