Саттарова Айгуль Мазитовна МБДОУ Детский сад №226 г.Уфа Республика Башкортостан
Программное содержание:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений
- развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента
- развивать наблюдательность, умение проводить несложные эксперименты, анализировать, делать выводы
- учить делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно выдыхать
- развивать органы зрения, слуха, обоняния, сенсомоторные способности
- развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу
- закрепить знания о значении чистого воздуха для здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности
- закрепить правила безопасности поведения во время экспериментов
- развивать трудовую деятельность во время экспериментов.
Оборудование:
Письмо и посылка от Незнайки, открытка с загадкой, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, алгоритм выполнения каждого эксперимента), мольберт, таблички с именами детей, халаты, прозрачные маленькие стеклянные баночки по количеству детей, кусочки пластилина, салфетки, прозрачные емкости, апельсины чищенные и с кожурой по количеству детей, вата, термометры, полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, стаканы по количеству детей, трубочки, ёмкости с водой, пустые бутылочки, крышки от фломастеров, футлярчики от киндера с разными ароматами, воздушные шары, зубочистки, весы самодельные.
Ход ООД
В: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес письмо и посылку для вас, а от кого, мы сейчас узнаем. Давайте прочтем письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Я хожу в школу, в первый класс. И мне учитель задал домашнее задание: узнать и рассказать о том, что находится в посылке. Помогите пожалуйста».
В: Ребята, поможем Незнайке?
Д: Да!
В: Давайте откроем посылку, и узнаем, что же там находится.
Д: Ничего нет!
В: Ой пусто. Посмотрите, вот на крышке (с обратной стороны посылки) прикреплена какая-то открытка с загадкой. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Д: Воздух!
В: Что же нам прислал Незнайка?
Д: Воздух.
В: Значит, мы должны собрать информацию для Незнайки о воздухе.
В: Ребята, для чего нужен воздух?
Д: Чтобы дышать.
В: Я знаю, что человек может прожить без еды несколько дней, а без воздуха не больше 5 минут. Сейчас это мы проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
Д: Плохо.
В: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. Для дыхания нам нужен воздух.
В: Ребята, а кому ещё нужен воздух?
Д: Людям, животным, рыбам, растениям.
В: А давайте поиграем (на мультимедийной доске появляются картинки. Дети должны выбирать только те объекты. Которым нужен воздух).
В: Без дыхания жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
В: Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Д: Обогащенный кислородом.
В: Воздух состоит из кислорода, мы им дышим, а выдыхаем углекислый газ. Откуда появляется воздух обогащенный кислородом?
Д: Выделяют деревья, растения и т.д. т.е. выделяет растительный мир. Чем больше растений, тем больше кислорода т.е. чистого воздуха, поэтому побольше нужно сажать деревья, растения.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Как называется помещение где работают ученый, где много предметов для исследований?
Д: Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие правила вы знаете?
В: Соблюдать тишину, нельзя без разрешения начинать проводить опыты, нюхать предметы и т.д.
В: Я приглашаю вас в лабораторию (дети надевают халаты, чепчики и подходят к столам). Вот теперь вы настоящие научные сотрудники.
В: Ребята, мы только что сказали, что воздух очень нужен нам. Где можно увидеть его?
Д: Воздух есть везде.
В: Давайте проведем эксперимент (Эксперимент №1 «Воздух прозрачный, он везде»).
В: Возьмите полиэтиленовый мешок. Посмотрите, что в нём?
Д: Он пуст.
В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь наберите в мешок воздух и закрутите его. Что произошло с мешком? Что в нем находится?
Д: Ответы детей.
В: Действительно, мешок изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: ……
В: Теперь развяжем мешок и выпустим воздух. Что изменилось? Мешок опять стал пустым.
Д: ………
В: Да ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть везде, он вокруг нас, и его нельзя увидеть, он прозрачный.
В: Ребята, ученые всегда фиксируют свои исследования. Открытия т.е. записывают. Давайте мы тоже зафиксируем это свойство воздуха. Воздух не имеет цвета, он прозрачный (воспитатель берет прозрачную пленку и прикрепляет к мольберту).
Эксперимент №2 «Воздух не имеет формы»
В: А сейчас давайте возьмём воздушные шары и подуем (у детей шары разной формы). Что происходит?
Д: Шарик надувается.
В: Потому что в вас тоже есть воздух. Мы дышим, вдыхаем кислород через нос, а выдыхаем углекислый газ. Вот этим углекислым газом наполнили сейчас шары.
В: Скажите, какую форму приобрел воздух?
Д: Форму шарика.
В: А когда наполняли мешок полиэтиленовый?
Д: Форму мешка.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Воздух не имеет формы. Принимает форму того предмета, в котором находится. (В-ль прикрепляет к доске карточки с разнообразными фигурами).
В: Ой, как много предметов в нашей лаборатории. Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах? Давайте проверим. У меня в руке баночка. Что в ней находится?
Д: Ничего, пустая.
В: Сейчас проверим ваши версии.
Эксперимент №3 «Есть ли воздух в баночке».
В: Ребята, у вас на столах лежат необходимые предметы для данного опыта. Вам нужно взять баночку, прикрепить на дно салфетку с помощью пластилина. Затем переворачиваем баночку вверх дном, держим его прямо, вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем баночку вынимаем из воды.
В: Что произошло с салфеткой?
Д: Она сухая.
В: Почему, ведь мы опускали в воду?
Д: Ответы детей.
В: Давайте сделаем вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в баночке, он не пускал воду. Отметим это свойство (в-ль прикрепляет к доске картинку).
В: Ребята, есть ли воздух в овощах и фруктах? Давайте проверим. Перед вами 2 апельсина: с кожурой и без. Положите апельсин с кожурой в емкость с водой. Что происходит?
Д: Апельсин не тонет.
В: А сейчас возьмите очищенный апельсин и положите в другую посуду с водой. Что происходит?
Д: Апельсин упал на дно.
В: Почему?
Д: Ответы детей
В: Потому что в кожуре апельсина есть воздух, поэтому он не тонет.
В: Ребята, сегодня мы были научными сотрудниками и провели опыты. Давайте перечислим какими свойствами обладает воздух?
Д: Ответы детей.
В: А сейчас давайте нарисуем рисунок с помощью воздуха, такая техника называется – кляксография. Дети на заранее приготовленный фон наносят небольшое количество гуаши, затем на это пятно дуют из трубочки в разные направления. Конец трубочки не касается ни пятна, ни трубочки. Дети под тихую музыку выполняют задание.
В: Вот какие молодцы! Удивительные рисунки получились! Незнайке очень понравятся ваши рисунки, мы их обязательно отправим ему.
|