Полякова Татьяна Евгеньевна, воспитатель ГБОУ ООШ №11 структурное подразделение «Детский сад «Лужайка», г. Новокуйбышевск
Программные задачи:
- Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.
- Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
- Совершенствовать навыки счета в пределах 5, показать независимость результата счета от расстояния между предметами.
- Формировать умение сравнивать 4 – 5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.
- Формировать умение различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.
- Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
- Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам: русская народная «Теремок», «Колобок», В. Сутеев «Под грибом», фланелеграф, 10 цветочков одинакового цвета, 2 корзины; дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат; елочки разной высоты (по 4 шт. для каждого ребенка), домики разной высоты (по 5 шт. для каждого ребенка), наборы шаров и кубов разного цвета и величины (по количеству детей).
Ход занятия:
- 1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
В гости к сказкам мы пойдем,
Всех героев назовем.
– Ребята, вы любите сказки?
- Давайте отправимся в гости к сказкам. (Дети подходят к иллюстрации русской народной сказке «Теремок»)
Воспитатель рассказывает:
– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок не высок. Бежит мимо Мышка-норушка, увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите меня к себе жить”. А Муха-горюха из теремка отвечает: “Я пущу тебя к себе жить, только ты выполни мои задания».
- Ребята как называется эта сказка?
- Поможем Мышке-норушке выполнить задания и попасть в Теремок?
Задание №1.
- “Сколько елочек возле теремка? ” (счет до 5).
- Игровое упражнение «Посадим цветочки вдоль дорожки» (На фланелеграфе в 2 ряда расположены цветы по 5 штук в каждом ряду: в верхнем ряду они находятся близко друг к другу, в нижнем- далеко друг от друга) — Ребята, одинаково ли расположены цветы? В каком ряду кажется, что цветов больше? Как узнать сколько цветов? Посчитайте. Что можно сказать о количестве цветов в верхнем и нижнем ряду? Как проверить их равенство? Уточнить способы уравнивания предметов (наложение или приложение).
- Правильно выполнили задания и Мышка — норушка вошла в теремок и стала в нем жить. (Дети с воспитателем подходят к иллюстрации русской народной сказке «Колобок»). — Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц. Говорит Заяц: «Колобок, колобок – я тебя съем!» Отвечает колобок: «Не ешь меня косой, а выполни сначала мои задания». Ребята, как называется эта сказка? Поможем Зайцу?
Задание №2.
- “Чудесный мешочек” (прямоугольник, квадрат).
- “Знакомство с прямоугольником”
– Что это? (Квадрат)
– А кто может назвать эту фигуру?
Это прямоугольник.
Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставить на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их?
– Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?
– Как можно проверить? (Наложить)
– Что теперь мы видим? Что можем сказать?
Вывод: Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.
Правильно справились с заданием, но пока мы его выполняли укатился колобок по дорожке — только его Заяц и видел.
(Дети и воспитатель подходят к иллюстрации сказки В. Сутеева «Под грибом»).
Как – то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький гриб, добежал до него и просит разрешение спрятаться под его шляпкой. А в ответ слышит голос: «Выполни задания, а потом залезай под грибок». – Ребята, как называется эта сказка? Поможем Муравью выполнить задания?
Задание №3.
Игровое упражнение “Посадим елочки в ряд”.
У каждого ребенка по 4 елочки и 5 домиков.
- Одинаковые ли елочки по высоте?
- Расставьте елочки в ряд начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Аналогичное задание дети выполняют с домиками, расставляя их в порядке убывания.
Игровое упражнение «Собери кубики и шарики в корзины».
- Ребята, посмотрите в корзину что там лежит? (Кубы, шары разные по цвету и величине).
- Ребята найдите и назовите куб (шар)
- Какого цвета куб (шар) что можно с ними делать? (ставить или катать?)
- Найдите в корзине шар (куб) другого цвета и сравните фигуры по величине.
- Чем похожи фигуры? Чем они отличаются?
(Воспитатель делит детей на 2 команды и проводит эстафету: члены одной команды собирают в корзину кубы, а члены другой команды шары)
- Ребята, вы правильно выполнили задания, и муравей спрячется под шляпкой гриба.
Задание №4.
- Ребята, назовите всех героев из сказок по порядку. (Муха – горюха, Мышка – норушка, Колобок, Заяц, Муравей).
– Сколько сказочных героев было у нас в гостях?
– Кто первый прибежал?
– Кто последний?
– Кто после Мышки — норушки?
– Кто прибежал перед Муравьем?
Итог занятия
– Сколько героев в этих сказках?
– Кто помог нашим героям?
– Конечно же, вы и ваши знания!
– Ребята, кому вам особенно понравилось помогать?
- Какие задания вам понравились больше всего?
|