Цели:
- Систематизировать представление детей об окружающем мире (сезонных явлениях, об одежде, обуви, головных уборах, животном мире и особенностях обитания диких и домашних животных);
- Расширить предметный словарь детей по изученным лексическим темам;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Доставить удовольствие детям.
Актуальность
- Реализуется комплексно-тематический подход и интеграция работы специалистов;
- Используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
- Осуществляется плавный интегративный переход из одного вида детской деятельности в другой;
- Проблемная ситуация решается разными способами;
- Упражнения образовательной кинезиологии способствуют усиленной работе мозга и формированию ведущей руки (профилактика левшеств).
Скачать материалы к проекту
Предварительная работа
- Изучение лексических тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Дикие и домашние животные», «Зима».
- Чтение художественных произведений Е.И. Чарушин «Волчишко и др», «Про Томку», М.М. Пришвин «Ежик», В.Бианки «Первая охота», сказки «Три поросенка» С.В. Михалкова, «Заяц и еж», «Волк и лиса» бр. Гримм, «Медведь и солнце» Н.Сладкова.
- Рассматривание иллюстраций художников И.Э Грабаря, И.И. Шишкина в альбоме Н.В. Нищевой «Четыре времени года».
- Систематическое проведение упражнений по образовательной кинезиологии.
- Систематическое проведение социоигр «Человек к человеку», «Четыре стихии», рус. нар. игр «Улиточка», «Маланья».
Материалы и пособия:
- контуры зимних деревьев, вырезанные из картона, фанеры, пенопласта;
- мягкие модули ( «сугробы»)
- картинки с изображением теплых вещей: «шуба», «валенки»
- разрезные картинки (на каждого ребенка), целая картинка разрезана на 5 частей
(шуба, валенки);
- шапочка «сороки», маски «белых медведей» (5 шт);
- картинки-схемы артикуляционных упражнений;
- клубок с нитками;
- детская рукавичка;
- кусочки ваты;
- голубой фонарь (голубая электрическая гирлянда);
- ноутбук;
- экран;
- проектор;
- презентация к занятию с «озвучкой».
Сценарий досуга
Часть группового помещения оформлено как «зимний лес».
Логопед с детьми в другой половине группового помещения, где находится проектор и экран.
1. Мотивационно-ориентированный этап
Логопед загадывает загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
Правильно, это зима! Ребята, а вы заметили, что и к нам в город пришла зима?
слайд 1 «Зима в городе» (звуки шума города)
Как изменился город? (Он стал белым: на крышах и на деревьях лежит снег, на земле — белые сугробы)
А как изменилась одежда людей? (Люди надели шапки, пальто, шубы, теплые штаны, сапоги, валенки, шарфы)
Почему люди так одеты? (Потому что на улице холодно, и люди, чтобы не замерзнуть, одеваются тепло)
Люди не мерзнут в теплой одежде, а животные зимой? (они мерзнут).
Все животные мерзнут? (домашние животные не мерзнут).
Как домашние животные спасаются от стужи? (домашние животные живут под защитой человека, в теплых специальных помещениях).
Кто помнит, как называются эти помещения? (коровы живут в коровнике, лошади – в конюшне, свиньи – в свинарнике, овцы – в овчарне и т.д.)
Слайд 2 «Дикие животные зимой»
А что делают дикие животные для того, чтобы не мерзнуть? (они «меняют» летние шубы на зимние).
Логопед: Где обитают дикие животные? (в лесу)
Давайте, вспомним, как называются жилища у лесных зверей? (волк – в логове, лиса – в норе, медведь спит в берлоге, белка – в дупле и т.д.).
Логопед: Ребята, представьте себе зимний лес! Как вы думаете, красиво зимой в лесу?
Вы хотели бы попасть в такой лес и посмотреть, что там происходит зимой? Не страшно?
Тогда закройте глаза и вместе произнесем волшебные слова:
«Раз, два, три — повернись, в лесу зимнем окажись!»
(выключается свет, зажигается голубая подсветка – гирлянда. Дети переходит в зону «зимнего леса»).
Слайд 3 «Зимний лес» (звуки зимнего леса: звук дятла + нежная мелодия)
Логопед: Попробуйте рассказать о том, что происходит сейчас на зимней лесной полянке! (Все покрыто белым снегом. Не слышно никаких звуков, кроме стука дятла. Солнце искрится в снежинках. Зверей не видно, только цепочка следов говорит нам о том, что здесь пробежал заяц, а за ним кралась лиса).
Логопед: Здесь, действительно, красиво, но как холодно! Давайте, погреемся! (дети разводят руки в стороны, а затем обнимают себя, скрещивая руки на груди, чередуя руки: то правая сверху, то левая; а теперь погреем уши и нос, они тоже замерзли – упражнение «ухо-нос»)
Теперь можно идти дальше.
(Под мелодию со слайда)
Зайка скачет по кусточкам, скачут на обеих ногах, сделав «ушки»
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, прыгают, сложив руки перед грудью
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка-косолапый, идут вперевалку
У него кривые лапы.
Смелый зайка не боится, бегут по кругу, виляя «хвостом»
Не поймать его лисице.
Логопед: Ох, как мы устали!
Где ж такое место есть, чтоб могли бы мы присесть?
Но все же, кажется, нашли — ведь не зря, же в лес пошли!
(дети садятся на мягкие модули, оформленные под «сугробы»)
Свет зажигается, но не весь.
Слайд 4 Сороки (звук стрекотанья Сороки)
Логопед: Вижу я: летит Сорока,
по прозванью — Белобока.
Закричала-затрещала:
Сорока (ребенок):
«Три сороки — тараторки тараторили на горке»
Логопед: Давайте поиграем с сорокой? Повторим ее скороговорку сначала шепотом, потом нормальным голосом, а потом громко! «Перетрещим» сороку! Хотите? (да)
Дети:
Три сороки-тараторки тараторили на горке!
Логопед: Ой-ой, хватит вам трещать!
Сорока! Начинай вещать!
Расскажи-ка лучше о лесных новостях.
Сорока:
Старый филин прочел в толстой книжке,
Что на Севере живут белые мишки!
От мороза они дрожат
И зимой, говорят, не спят!
А чтобы не замерзнуть, делают гимнастику!
Вот такую! Я покажу!
(показывает детям карточки)
«Улыбочка — трубочка» «Блинчик» «Чашечка»
«Вкусное варенье» «Качели» «Дятел»
Логопед: Бедные мишки! Им так холодно! Некому о них позаботиться! А как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым? (ответы детей)
Если человек заботится только о себе, сможет ли он быть по- настоящему счастливым? Почему? (ответы детей)
Что произойдет, если ваши родители будут заботиться только о себе? (ответы детей)
Трудно быть заботливым? Почему? (ответы детей)
А можно быть заботливым хозяином? (ответы детей)
А можно быть заботливым по отношению … к своим вещам? (ответы детей)
Вы знаете, как нужно заботиться о своей одежде? (ответы детей)
А как мы можем позаботиться о замерзающих мишках? (варианты ответов детей).
Логопед: Правильно! Надо взять теплые вещи и доставить их белым медведям!
Чтобы быстрее это сделать, нам надо объединиться в команды.
Объединение в команды:
На ковре в стороне лежат разрезные картинки на каждого ребенка. В собранном состоянии их две. Дети по картинкам объединяются в две команды, составив из карточек предметы:
- команда — шуба,
- команда — валенки
Каждая команда договаривается, где они сядут и начинают обсуждения. Вопрос к командам одинаковый: как надо заботиться о данном предмете одежды. Ребята договариваются, кто будет отвечать после обсуждения.
После ответов команды получают целую картинку предмета одежды.
Логопед: Да, вас можно назвать заботливыми, потому что вы умеете заботиться о вещах, и о бедных белых мишках!
Но как же мы попадем на Север?
Залетает Сорока (ребенок)
Сорока: (говорит быстро)
А я вам принесла волшебный клубочек. Мне моя бабушка сказала, что его надо размотать, но при этом, что-то говорить, а там что-то случится волшебное, но я не дослушала и полетела, поэтому не знаю, что будет дальше!
Логопед: Какая же ты невнимательная! Но мне кажется, я знаю, как нам помочь!
Чтобы преодолеть холодные снега, нам надо подобрать слова-родственники к слову «снег».
Мы будем передавать друг другу этот волшебный клубок, при этом разматывая его, и будем называть слово-родственник, а чтобы наша волшебная нить распускалась быстрее, надо всем встать в круг (все дети встают в круг).
(Снежок, снежный, снежинка, снегирь, Снегурочка, снеговик, заснеженный, подснежник, снегоход, снегопад).
Логопед: Но вот, клубок распустился: а в нем… волшебная рукавичка!
Я вижу, у вас замерзли руки! Я буду давать каждому из вас рукавичку, и вы согреете свои руки. Поиграем в игру «Скажи все наоборот».
В шапке тепло — в панамке … (холодно)
Осенью теплее — зимой… (холоднее)
Ворона большая — воробей… (маленький)
Сосна справа — береза… (слева)
На деревьях ветки длинные — на кустах… (короткие)
Лисичка идет — зайчик … (прыгает)
Зимой елка пушистая — а береза… (голая)
Днем в лесу светло — ночью… (темно)
Река широкая — ручей… (узкий)
Логопед: А вьюга разыгралась не на шутку!
(Выключается свет, опять голубая подсветка)
Физминутка: упражнение на дыхание: предлагает детям кусочки ваты, дети стараются дуть так, чтобы, «снежинки» не опускались на пол)
Логопед:
Снегопад в лесу прошел -
Все кругом бело.
Словно пухом из перины,
Землю замело!
Стало все вокруг бело!
Поиграем со словом «белый»? (поиграем)
У меня варежки белые.
Света, а у тебя какая куртка? — …белая
А у Ильи какие сапоги? — …белые
(вопросы детям: дуб какой? — белый, снег какой? — белый, ветки какие? — белые, дорога какая? — белая, река какая? — белая, озеро какое? — белое, елки какие? — белые, поле какое? — белое).
Слайд 5 Север (звуки пурги)
Логопед: Вот мы и на Севере! Какие сугробы! Нам нужно их преодолеть! (дети идут по кругу: упражнение «Перекрестные марширование»)
Пока дети шагают, педагог надевает шапочки-маски на «белых медведей» (5 детей)
Слайд 6 «Белые медведи»
Логопед: Наконец-то мы и дошли до наших друзей, белых медведей! Покажите, какие вы грустные! (дети — «медведи» показывают своим лицом грусть).
Ребята, а вы улыбнитесь нашим новым друзьям (все дети улыбаются), отдайте ваши подарки (картинки) и выскажите ваши пожелания! (будьте здоровы, не болейте, живите долго, мы вам всегда поможем, берегите себя, закаляйтесь, чтобы не болеть).
Логопед: А теперь можно и поиграть всем вместе, чтобы согреться!
Игра «Дети-медведи»
(Дети договариваются с «белыми медведями», кто с кем будет в паре, затем «белые медведи» встают во внутренний круг, «дети» — во внешний. Под музыку «Как на тоненький ледок…» оба круга двигаются в разных направлениях. Музыка прекращается, напарники должны найти друг друга и выполнить указание: «Дети-медведи встали спиной!», затем указания меняются: «Встали правая рука к правой руке… левое плечо к левому плечу… правая нога к правой ноге… лоб ко лбу» и т.д.)
Логопед: Вам весело было играть с друзьями? Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Может нам вместе сфотографироваться на память? ( «фотографирует»).
А теперь нам надо прощаться с новыми друзьями! В детском саду напечатаем фотографии и пришлем нашим новым друзьям — белым медведям.
«Раз, два, три повернись — в своей группе окажись!»
Гаснет свет. Звучит музыка. Дети переходят в учебную зону.
Слайд 7 «Детский сад»
В группе включается свет.
2. Рефлексивно-оценочный этап
Логопед: Ребята! Где мы сейчас с вами были?
Кому помогали?
Что можно сказать о нашем поступке?
А как понять поговорку: «Доброе дело — что дождь в засуху»?
Вам приятно было делать хорошее дело?
А теперь начнем изготавливать фотографии, мы ведь обещали выслать их на Север нашим друзьям!
Переход к рисованию или лепке белого медведя (по желанию детей).
Литература:
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., Творческий центр, 2002.
- Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения», С-Пб, «Литера», 2011
- М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий», М., «ТЦ СФЕРА», 2010
- Л.В. Лубяко «Театр Маленького Актера» — конспекты занятий по актёрскому
мастерству», общероссийский фестиваль «Открытый урок», издат. дом «1 сентября», М., 2012
|