- Лазукина Анна Александровна учитель-дефектолог;
- Соснина Ольга Николаевна воспитатель;
- Магомедова Оксана Романовна воспитатель
ГБОУ «Школа №64» (дошкольная группа №2), ЗАО, город Москва
Задачи: Продолжать уточнять у дошкольников знания о перелетных птицах – установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц. Познакомить дошкольников с перелетной птицей – скворец. Учить дошкольников поддерживать беседу, активно включаться в процесс по составлению рассказа. Развивать мыслительные способности детей, путем установления логических связей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: конверт; иллюстрации по теме: «скворец», «скворечник»; серия сюжетных картинок «Скворечник»; CD «50 птичьих голосов».
Ход занятия:
I Организационный момент
Скачать презентацию
Педагог: Ребята, к нам пришло необычное письмо, вместо отправителя на конверте написана загадка. Попробуем догадаться, кто отправил нам письмо?
«Кто весною прилетает,
Звонкой песней развлекает.
Для кого готов дворец?
Знают все, это –...»
Дети: Это скворец, потому что он прилетает весной. Скворцы звонко поют песни.
Педагог: Молодцы! Ребята, посмотрите, скворец положил в конверт свою фотографию и ещё одну загадку:
«Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном,
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки».
Дети: Это скворечник, потому что он деревянный. В скворечнике есть круглое отверстие, чтобы птицы могли залетать внутрь. Скворечник вешают высоко на дереве, чтобы кошки не достали птиц.
Педагог: Отлично! Вы не только отгадали загадки, но и объяснили, почему так думаете.
II Введение в тему. Словарная работа
Педагог: Сегодня на занятии мы поговорим с вами о перелетных птицах – скворцах и о их домике – скворечнике.
Педагог: Мы уже умеем подбирать родственные слова. Сегодня мы подберем родственные слова к слову «скворец». А помогут нам картинки, которые прислал скворец.
-Как назвать скворца ласково? (скворушка)
-Кто у скворца птенец (птенцы)? (скворчонок, скворчата)
-Как назвать их маму? (скворчиха)
-Какой дом строят люди для скворцов весной? Назовите его (скворечник)
Педагог: Замечательно! Как много вы назвали родственных слов.
III Пальчиковая гимнастика
«Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
(Попеременно постукивать кулак о кулак)
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
(Свести руки над головой)
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
(Попеременно постукивать ладонь о ладонь)
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки».
(Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза)
IV Основная часть
4. 1.Рассматривание сюжетных картинок
Педагог: В конверте не только загадка, а еще картинки…
Подумаем, для чего скворец прислал картинки? Попробуем отгадать, какую историю хотел рассказать нам скворец.
Как вы думаете, с чего всё началось?
Дети: Сначала дети увидели на дереве сломанный скворечник.
Педагог: Что было потом?
Дети: Потом девочки и мальчики сделали новые скворечники.
Педагог: Чем всё закончилось?
Дети: Дети повесили новый скворечник на дерево.
4. 2.Беседа по картинкам. Словарная работа
Педагог: Какое время года изображено?
Дети: На картине изображена весна.
Педагог: Чем вы можете подтвердить, что это весна?
Дети: Перелётные птицы вернулись из жарких стран.
Педагог: Кого вы видите на первой картине? Что они увидели? Что решили смастерить дети, когда увидели старый скворечник?
Дети: Дети решили смастерить для скворцов новый скворечник.
Педагог: Как можно сказать по-другому: смастерить,...
Дети: Сделать, построить, сколотить.
Педагог: Подберите слова-признаки, каким за зиму стал скворечник?
Дети: Тёмным, старым, дряхлым, рассохшимся, развалившимся, потрескавшимся, трухлявым, поломанным.
Педагог: Какой дети сделают скворечник?
Дети: Светлый, новый, крепкий, прочный, надёжный, устойчивый.
Педагог: Что ребята делают на второй картине? Куда они пошли и какие инструменты используют? Что нужно взять, чтобы смастерить скворечник?
Дети: Ребята пошли в мастерскую изготавливать новые скворечники. Они взяли пилу, рубанок, гвозди и молоток.
Педагог: Что нарисовано на третьей картине? Куда повесили дети скворечник?
Дети: Дети смастерили скворечник. Они пошли в парк и повесили скворечник на высокое дерево.
Педагог: Кто будет жить в скворечнике?
Дети: В скворечнике
Педагог: Чему рады дети?
Дети: Дети рады тому, что помогли птицам.
V Минутка отдыха
Педагог: А сейчас превратимся в скворцов – полетели:
«Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют,
И поют, поют, поют!»
(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)
Педагог: Послушайте, как поют скворцы (CD «50 птичьих голосов»).
VI Закрепление материала
1. Словарная работа
Педагог: Придумайте подходящее окончание каждому предложению.
- Дети стояли у дерева и наблюдали за … (скворцами)
- Ребята решили построить для птиц … (новый скворечник)
- Ребята взяли для постройки… (доски, пилу, рубанок, молоток и гвозди)
- Мальчики и девочки смастерили … (уютный скворечник)
- Ребята принесли скворечники в… (в весенний парк)
- Скворечники прикрепили к… (к высокому дереву)
-Скоро в скворечнике поселилась … (семья скворцов).
2. Составление предложений к каждой картинке
Педагог: Кто хочет нам сам составить предложения по картинкам? (3 ребёнка составляют предложения, остальные повторяют).
3. Рассказывание детьми по цепочке составленного рассказа с опорой на сюжетные картинки
Педагог: А теперь послушаем, какую же историю хотели рассказать нам скворцы. Рассказывать мы будем по цепочке, по одному предложению. Нужно быть очень внимательным, следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
(Дети по очереди рассказывают рассказ по одному предложению. Рассказ можно повторить дважды)
VII Итог занятия. Оценка деятельности детей. Творческое задание
Педагог: Как отнеслись дети к птицам? Что мы можем пообещать скворцам? Как вы думаете, наш рассказ понравится скворцам? (ответы детей)
Педагог: Вы все вместе молодцы: отгадали все загадки скворца и составили последовательный полный, интересный рассказ!
Педагог: Я предлагаю вам дома нарисовать красивые скворечники для скворцов. И у вас у каждого будет свой скворечник!
А на следующий день мы запланировали построить настоящий скворечник. И построили! (см. презентацию)
Список литературы:
- Н.Н. Гусарова «Беседы по картинам» С-Пб., «Детство Пресс», 2001г.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи. Время года – весна» М., «Гном и Д», 2001г.
- Программа развития дошкольника «1000 загадок», С.-Пб., «Нева», 2005г.
- Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М., «Гном и Д», 2000г.
|