Ильченко Екатерина Валерьевна МБДОУ " ДС N336 г. Челябинска " Воспитатель
"Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней".
Д.С. Лихачев.
" Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силен и красотой — Пояс гор Уральских, древних, дружных — Оберег Руси моей святой! "
Н. Пикулева.
Введение.
В соответствии с ФГОСДО содержание дошкольного образования включает задачу формирования первичных представлений детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях ее природы. [11., c. 36]
В исследованиях доказывается эффективность различных средств ознакомления детей дошкольного возраста с историей родного края (сказки, народные игры, праздники и др.)
Ученые А.Н. Солодкина, А.М. Каунов, Т.А. Фетелава рассматривают новый эффективный инновационный инструмент — это виртуальные экскурсии. С помощью этого инструмента расширяется кругозор, обогащаются и углубляются знания детей. Виртуальные экскурсии способствуют воспитанию истинного гражданина, формируют познавательный интерес детей к окружающему миру. [5., c.27]
Витруальная экскурсия — это увлекательное виртуальное путешествие, которое создает у детей полную иллюзию присутствия [3., c.75]
Мы остановимся на краеведческой виртуальной экскурсии, которая познакомит детей с географическим положением, природными богатствами родного края с целью привить любовь к нему и уважение к славным делам его людей.
Все это должно отвечать основной задаче — обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.
Цель: познакомить детей с названием региона, в котором они живут, с его природными
ископаемыми;
развивать умение: использовать при ответе имеющиеся знания;
формулировать выводы;
побуждать детей к полным ответам;
высказывать свою точку зрения;
воспитывать любовь и чувство гордости за свой край.
Задачи:
1. Совершить виртуальную экскурсию по природным объектам (минералы и самоцветы)
Южного Урала.
2. Провести параллель: география — литература, на примере " Уральских сказов" П.П. Бажова.
3. Продолжить работу по развитию у детей памяти, речи, внимания, мышления.
4. Развивать научное восприятие окружающего мира.
5. Учить детей работать с физической картой.
Оборудование:
- Физическая карта России.
- Глобус.
- Иллюстрации на интерактивной доске с изображением минералов, поделочных
материалов, ювелирных изделий.
4. Книги. Сказы П.П. Бажова.
5. Выставка минералов, поделок и ювелирных изделий.
Ход экскурсии.
Здравствуйте, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами совершим виртуальное путешествие. Но сначало, нам нужно подготовиться и ответить на несколько вопросов:
На какой планете мы живем? (Ответы детей)
В какой стране мы живем? (Ответы детей)
Как называется наш край? (Ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодородных полей,
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звездный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем все это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала -
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
- .. Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал. [16]
Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю. Так образовался Уральский хребет.
В какой части России расположен Урал? (Ответы детей)
Как называется то место Урала, где мы с вами живем? (После ответов детей показать на карте и глобусе местонахождение Урала и Южного Урала).
Воспитатель: Мы живем в богатейшем крае — на Южном Урале, в Челябинской области.
Звучит голос:
Здравствуйте, ребята.
Я — Медной горы Хозяйка.
Я вижу, что вы, ребята, хотите о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Нигде в мире не встречаются столько самоцветов и минералов в одном месте, как у нас на Урале и на Южном Урале. В добрый путь, ребята.
Воспитатель: Кто же это — Медной горы хозяйка?
О ней писал великий уральский писатель — сказочник Павел Петрович Бажов.
Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа в облике или хозяина, старика, горного духа, или хозяйки и т.д.
Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях в рудниках и шахтах. Они пытались объяснить непонятные явления природы, искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение.
Павел Петрович Бажов не понаслышке знал о минералах, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы. Так появилась Медной горы хозяйка и другие чудесные существа, которые охраняют подземные богатства. (Воспитатель предлагает детям посмотреть выставку книг — сказок П.П. Бажова, фрагменты из мульфильмов " Медной горы хозяйка", «Малахитовая шкатулка»)
Наша Челябинская область богата лесами, озерами, реками, горными вершинами, в ней известно 438 минералов. Из них немалую часть занимают самоцветы. Самоцветами в народе обычно называют богатые цветом камни.
Я познакомлю вас, ребята, с некоторыми минералами о которых писал П.П. Бажов в своих сказах и которые представлены на выставке и иллюстрациях.
" Только для церквей и разных дворцовых украшений больше орлец да яшму спрашивали." (П. П. Бажов, Железковы покрышки.) [2., том 1]
Яшма -пестрый камень. В этом камне сама природа рисует невероятной красоты картины- пейзажи, горы, деревья. Это популярный поделочный материал для художественных камнерезных изделий: чаши, корзиночки, иконостасы, статуэтки.
" Сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза и до того тонко да чисто выточен, что дальше некуда" (П. П. Бажов, Богатырева рукавица.) [2., том 2]
Топаз — полудрагоценный минерал. Его используют в ювелирном деле для украшений (кулоны, серьги, перстни).
" Он и обошел и видит — ящерок тут несчисленно. И все, слыш — ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены". (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка) [2., том 1]
Слюда — очень мягкий материал, который с легкостью разделяется на слои. Имеет различные цветовые оттенки. Является высококачественным электроизоляционным материалом. Используется для изготовления оптических стёкол, для постройки яхт, как материал для дизайна, как элемент украшений.
" А там, слыш — ко, пещера огромная. И все хорошо облажено. Пол, напримерно, гладкий — прегладкий, из — самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза". (П. П. Бажов, Дорогое имечко.) [2., том 1]
Мрамор — горная порода, которая после шлифовки ценится в строительстве: для памятников, для облизовки зданий, каминов, фонтанов. Он весьма прочен к износу.
" Полнехонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки и говорит: " Да ведь это медный изумруд! Редкостный камень, дорогой. Целое богатство тебе, Настенька, осталось ". (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка) [2., том 1]
Медный изумруд — редко встречающийся минерал. В основном используется как коллекционный материал. Украшает музеи.
" Данилушко поднял голову, а напротив, у другой стены, сидит Медной горы хозяйка. По красоте — то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал". (П. П. Бажов, Каменный цветок) [2., том 1]
Малахит — один из красивейших минералов. Его окраска представляет собой палитру зеленых тонов от светло-зеленого до густого темно-зеленого цвета. Из него изготовляют вазы, чаши. В Зимнем дворце есть малахитовая гостиная. Он является главным символом Урала.
" Тут очередь до Садыка дошла. Развязал он свой мешок и давай камни на стол выбрасывать, а сам приговаривает: — Амазон каминь, калумбит -каминь, лабрадор — каминь..." (П. П. Бажов, Солнечный камень) [2., том 2]
Лабрадор — минерал, который переливается всеми цветами радуги. Является ценным ювелирно- поделочным камнем. Используется как облицовочный материал (применен в отделке Мавзолея Ленина).
" Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки -то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре — то выемки наладил, да еще, где надо, желобочки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто и обточил. Живая ягодка — то вышла". (П. П. Бажов, Хрупкая веточка) [ 2., том 1]
Змеевик — относится к категории драгоценных камней. Он отличается интересным рисунком, напоминающим змеиную кожу. Его используют для изготовления ювелирных изделий, сувениров, облицовочных плит. Из него выкладывают печи, так как он обладает повышенной чувствительностью к высоким температурам. Из него изготовляют особую ткань (одежда выдерживает температуру до 600 градусов по Цельсию).
" В Сарапулке, известно, от дедов — прадедов привычка осталась в камешках разбираться. В междупарье, или еще когда свободное время окажется, старики непременно этими камешками занимались. Про это вот вспомнили и тоже артельку устроили. Стали графит
добывать. Вроде и ладно пошло." (П. П. Бажов, Орлиное перо.) [2., том 2.]
Графит — распространенный в природе материал. Используется для изготовления огнеупорного кирпича, графитовых карандашей, для смазки велосипедных цепей. Графитовая краска используется от коррозии.
" Показала Глафира свою приметку. Ударил Перфил против этого места, а сам приговаривает: — Подай-ко, Дайко, свой пояс! Не отдашь добром, тебя разобьем, под пестами столчем, а свое добудем! Маленько поколотился, дошел до поперечной жилки, а там хрустали да золотая руда, самая богатая. Сколько-то и камышков золотых попалось".
(П. П. Бажов, Золотые дайки.) [2., том 1]
Горный хрусталь -кристалы минерала прозрачны, бесцветны либо с розовым, сиреневым, золотистым оттенком. Встречается редко. Очень дорогой минерал.
Используется для ювелирных украшений, для изготовления линз в радиотехнике.
" И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки- все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно- красный под чернетью, а на ем цветки медны." (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка.) [2., том 1]
Алмаз -прозрачный бесцветный минерал. Самый твердый. Дорогой драгоценный камень. Используется для изготовления ювелирных изделий, для ножей, сверл, резцов, а также в компьютерной, часовой и ядерной промышленности.
Заключение.
Воспитатель: Богатство минералов Южного Урала очень велико. Челябинская область — богатая кладовая. В её недрах скрыта масса сокровищ. На Земле пока еще не найдено такого места, где бы на небольшой площади были сохранены главные известные науке минералы. Мы должны научиться беречь и сохранять это богатство. Уральцы особенный народ, который ценит первозданность и красоту природы.
Ребята, где можно узнать более подробную информацию о минералах Южного Урала? (рассуждения детей)
Молодцы, ребята. Информацию о минералах можно узнать из интернета, посещать музеи, заповедники, читать произведения уральских писателей, сказки П.П. Бажова.
Я надеюсь, что вы будете большими знатоками своей малой Родины.
Литература
- Аринштейн М., Мельников Е., Шакина И. Цветные камни Урала. — Свердловск, 1986.
- Бажов П.П. Уральские сказы. В 3-х томах. Из-во: Т8, серия ФТМ, 2018.
- Бостан М.Д. Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников. Методы образования. — 2012. — N 2.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание., 1991г., N 5.
- Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦСфера, 2012.
- Колисниченко С. Самоцветы. Удивительные минералы Южного Урала. Урал ЛТД 2010.
- Легенды Южного Урала. /сост. И.А. Кириллова. — Челябинск: Аркаим, 2008.
- Мультфильм " Малахитовая шкатулка". Реж. Николаевский О., 1976
- Мультфильм " Медной горы хозяйка". Реж. Николаевский О., 1975.
- " Наш дом — Южный Урал ". Программно- методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. — Челябинск,
АБРИС. — 2014.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
12. Самоцветная полоса Урала: Учебно. -справ. пособие. Екатеринбург: Сократ, 2007.
13. Сайт Ильменского заповедника: www igz. ilmeny. ac. ru Раздел " Экспозиция естественно-научного музея. Видеоэкпозиция " О горных породах и минералах Ильменских гор".
14. Сутырин В. Жизнь замечательных уральцев.
15. Таланцев А.С. Знаменитые уральские самоцветы. — Екатеринбург: Пакрус, 2016.
16. Татьяничева Л. Стихотворение " Живу я в глубине России".
17. Черноскутов А.Г., С Бажовым по Уралу. Путеводитель. Екатеринбург: Сократ, 2012.
|