Ильченко Екатерина Валерьевна. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «МОЯ РОДИНА — ЮЖНЫЙ УРАЛ»

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «МОЯ РОДИНА — ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Ильченко Екатерина Валерьевна МБДОУ " ДС N336 г. Челябинска " Воспитатель

"Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней".

Д.С. Лихачев.

" Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силен и красотой — Пояс гор Уральских, древних, дружных — Оберег Руси моей святой! "

Н. Пикулева.

Введение.

В соответствии с ФГОСДО содержание дошкольного образования включает задачу формирования первичных представлений детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях ее природы. [11., c. 36]

В исследованиях доказывается эффективность различных средств ознакомления детей дошкольного возраста с историей родного края (сказки, народные игры, праздники и др.)

 

Ученые А.Н. Солодкина, А.М. Каунов, Т.А. Фетелава рассматривают новый эффективный инновационный инструмент — это виртуальные экскурсии. С помощью этого инструмента расширяется кругозор, обогащаются и углубляются знания детей. Виртуальные экскурсии способствуют воспитанию истинного гражданина, формируют познавательный интерес детей к окружающему миру. [5., c.27]

Витруальная экскурсия — это увлекательное виртуальное путешествие, которое создает у детей полную иллюзию присутствия [3., c.75]

Мы остановимся на краеведческой виртуальной экскурсии, которая познакомит детей с географическим положением, природными богатствами родного края с целью привить любовь к нему и уважение к славным делам его людей.

Все это должно отвечать основной задаче — обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.

Цель: познакомить детей с названием региона, в котором они живут, с его природными

ископаемыми;

развивать умение: использовать при ответе имеющиеся знания;

формулировать выводы;

побуждать детей к полным ответам;

высказывать свою точку зрения;

воспитывать любовь и чувство гордости за свой край.

Задачи:

1. Совершить виртуальную экскурсию по природным объектам (минералы и самоцветы)

Южного Урала.

2. Провести параллель: география — литература, на примере " Уральских сказов" П.П. Бажова.

3. Продолжить работу по развитию у детей памяти, речи, внимания, мышления.

4. Развивать научное восприятие окружающего мира.

5. Учить детей работать с физической картой.

Оборудование:

  1. Физическая карта России.
  2. Глобус.
  3. Иллюстрации на интерактивной доске с изображением минералов, поделочных

материалов, ювелирных изделий.

4. Книги. Сказы П.П. Бажова.

5. Выставка минералов, поделок и ювелирных изделий.

Ход экскурсии.

Здравствуйте, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами совершим виртуальное путешествие. Но сначало, нам нужно подготовиться и ответить на несколько вопросов:

На какой планете мы живем? (Ответы детей)

В какой стране мы живем? (Ответы детей)

Как называется наш край? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодородных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем все это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала -

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

  • .. Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал. [16]

Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю. Так образовался Уральский хребет.

В какой части России расположен Урал? (Ответы детей)

Как называется то место Урала, где мы с вами живем? (После ответов детей показать на карте и глобусе местонахождение Урала и Южного Урала).

Воспитатель: Мы живем в богатейшем крае — на Южном Урале, в Челябинской области.

Звучит голос:

Здравствуйте, ребята.

Я — Медной горы Хозяйка.

Я вижу, что вы, ребята, хотите о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Нигде в мире не встречаются столько самоцветов и минералов в одном месте, как у нас на Урале и на Южном Урале. В добрый путь, ребята.

Воспитатель: Кто же это — Медной горы хозяйка?

О ней писал великий уральский писатель — сказочник Павел Петрович Бажов.

Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа в облике или хозяина, старика, горного духа, или хозяйки и т.д.

Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях в рудниках и шахтах. Они пытались объяснить непонятные явления природы, искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение.

Павел Петрович Бажов не понаслышке знал о минералах, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы. Так появилась Медной горы хозяйка и другие чудесные существа, которые охраняют подземные богатства. (Воспитатель предлагает детям посмотреть выставку книг — сказок П.П. Бажова, фрагменты из мульфильмов " Медной горы хозяйка", «Малахитовая шкатулка»)

Наша Челябинская область богата лесами, озерами, реками, горными вершинами, в ней известно 438 минералов. Из них немалую часть занимают самоцветы. Самоцветами в народе обычно называют богатые цветом камни.

Я познакомлю вас, ребята, с некоторыми минералами о которых писал П.П. Бажов в своих сказах и которые представлены на выставке и иллюстрациях.

" Только для церквей и разных дворцовых украшений больше орлец да яшму спрашивали." (П. П. Бажов, Железковы покрышки.) [2., том 1]

Яшма -пестрый камень. В этом камне сама природа рисует невероятной красоты картины- пейзажи, горы, деревья. Это популярный поделочный материал для художественных камнерезных изделий: чаши, корзиночки, иконостасы, статуэтки.

" Сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза и до того тонко да чисто выточен, что дальше некуда" (П. П. Бажов, Богатырева рукавица.) [2., том 2]

Топаз — полудрагоценный минерал. Его используют в ювелирном деле для украшений (кулоны, серьги, перстни).

" Он и обошел и видит — ящерок тут несчисленно. И все, слыш — ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены". (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка) [2., том 1]

Слюда — очень мягкий материал, который с легкостью разделяется на слои. Имеет различные цветовые оттенки. Является высококачественным электроизоляционным материалом. Используется для изготовления оптических стёкол, для постройки яхт, как материал для дизайна, как элемент украшений.

" А там, слыш — ко, пещера огромная. И все хорошо облажено. Пол, напримерно, гладкий — прегладкий, из — самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза". (П. П. Бажов, Дорогое имечко.) [2., том 1]

Мрамор — горная порода, которая после шлифовки ценится в строительстве: для памятников, для облизовки зданий, каминов, фонтанов. Он весьма прочен к износу.

" Полнехонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки и говорит: " Да ведь это медный изумруд! Редкостный камень, дорогой. Целое богатство тебе, Настенька, осталось ". (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка) [2., том 1]

Медный изумруд — редко встречающийся минерал. В основном используется как коллекционный материал. Украшает музеи.

" Данилушко поднял голову, а напротив, у другой стены, сидит Медной горы хозяйка. По красоте — то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал". (П. П. Бажов, Каменный цветок) [2., том 1]

Малахит — один из красивейших минералов. Его окраска представляет собой палитру зеленых тонов от светло-зеленого до густого темно-зеленого цвета. Из него изготовляют вазы, чаши. В Зимнем дворце есть малахитовая гостиная. Он является главным символом Урала.

" Тут очередь до Садыка дошла. Развязал он свой мешок и давай камни на стол выбрасывать, а сам приговаривает: — Амазон каминь, калумбит -каминь, лабрадор — каминь..." (П. П. Бажов, Солнечный камень) [2., том 2]

Лабрадор — минерал, который переливается всеми цветами радуги. Является ценным ювелирно- поделочным камнем. Используется как облицовочный материал (применен в отделке Мавзолея Ленина).

" Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки -то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре — то выемки наладил, да еще, где надо, желобочки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто и обточил. Живая ягодка — то вышла". (П. П. Бажов, Хрупкая веточка) [ 2., том 1]

Змеевик — относится к категории драгоценных камней. Он отличается интересным рисунком, напоминающим змеиную кожу. Его используют для изготовления ювелирных изделий, сувениров, облицовочных плит. Из него выкладывают печи, так как он обладает повышенной чувствительностью к высоким температурам. Из него изготовляют особую ткань (одежда выдерживает температуру до 600 градусов по Цельсию).

" В Сарапулке, известно, от дедов — прадедов привычка осталась в камешках разбираться. В междупарье, или еще когда свободное время окажется, старики непременно этими камешками занимались. Про это вот вспомнили и тоже артельку устроили. Стали графит

добывать. Вроде и ладно пошло." (П. П. Бажов, Орлиное перо.) [2., том 2.]

Графит — распространенный в природе материал. Используется для изготовления огнеупорного кирпича, графитовых карандашей, для смазки велосипедных цепей. Графитовая краска используется от коррозии.

" Показала Глафира свою приметку. Ударил Перфил против этого места, а сам приговаривает: — Подай-ко, Дайко, свой пояс! Не отдашь добром, тебя разобьем, под пестами столчем, а свое добудем! Маленько поколотился, дошел до поперечной жилки, а там хрустали да золотая руда, самая богатая. Сколько-то и камышков золотых попалось".

(П. П. Бажов, Золотые дайки.) [2., том 1]

Горный хрусталь -кристалы минерала прозрачны, бесцветны либо с розовым, сиреневым, золотистым оттенком. Встречается редко. Очень дорогой минерал.

Используется для ювелирных украшений, для изготовления линз в радиотехнике.

" И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки- все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно- красный под чернетью, а на ем цветки медны." (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка.) [2., том 1]

Алмаз -прозрачный бесцветный минерал. Самый твердый. Дорогой драгоценный камень. Используется для изготовления ювелирных изделий, для ножей, сверл, резцов, а также в компьютерной, часовой и ядерной промышленности.

Заключение.

Воспитатель: Богатство минералов Южного Урала очень велико. Челябинская область — богатая кладовая. В её недрах скрыта масса сокровищ. На Земле пока еще не найдено такого места, где бы на небольшой площади были сохранены главные известные науке минералы. Мы должны научиться беречь и сохранять это богатство. Уральцы особенный народ, который ценит первозданность и красоту природы.

Ребята, где можно узнать более подробную информацию о минералах Южного Урала? (рассуждения детей)

Молодцы, ребята. Информацию о минералах можно узнать из интернета, посещать музеи, заповедники, читать произведения уральских писателей, сказки П.П. Бажова.

Я надеюсь, что вы будете большими знатоками своей малой Родины.

Литература

  1. Аринштейн М., Мельников Е., Шакина И. Цветные камни Урала. — Свердловск, 1986.
  2. Бажов П.П. Уральские сказы. В 3-х томах. Из-во: Т8, серия ФТМ, 2018.
  3. Бостан М.Д. Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников. Методы образования. — 2012. — N 2.
  4. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание., 1991г., N 5.
  5. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦСфера, 2012.
  6. Колисниченко С. Самоцветы. Удивительные минералы Южного Урала. Урал ЛТД 2010.
  7. Легенды Южного Урала. /сост. И.А. Кириллова. — Челябинск: Аркаим, 2008.
  8. Мультфильм " Малахитовая шкатулка". Реж. Николаевский О., 1976
  9. Мультфильм " Медной горы хозяйка". Реж. Николаевский О., 1975.
  10. " Наш дом — Южный Урал ". Программно- методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. — Челябинск,

АБРИС. — 2014.

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

12. Самоцветная полоса Урала: Учебно. -справ. пособие. Екатеринбург: Сократ, 2007.

13. Сайт Ильменского заповедника: www igz. ilmeny. ac. ru Раздел " Экспозиция естественно-научного музея. Видеоэкпозиция " О горных породах и минералах Ильменских гор".

14. Сутырин В. Жизнь замечательных уральцев.

15. Таланцев А.С. Знаменитые уральские самоцветы. — Екатеринбург: Пакрус, 2016.

16. Татьяничева Л. Стихотворение " Живу я в глубине России".

17. Черноскутов А.Г., С Бажовым по Уралу. Путеводитель. Екатеринбург: Сократ, 2012.

Просмотров: 307
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Сулейманова Елена Юрьевна. «В гостях у хозяйки медной горы»
  • Новожилова Наталья Владимировна. Итоговое мероприятие в рамках темы недели «Наш край – Урал». Тема: «В гостях у хозяйки Уральских гор» (старший дошкольный возраст)
  • Мохова Оксана Юрьевна. Конструкт «Путешествие в сказочные Уральские горы»
  • Донцова Елена Васильевна. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»
  • Редактор. Ласкает солнце горы снеговые - стихи о весне для детей
  • Дубовец Эльвира Петровна. Итоговая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ»
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»
  • Веселова Екатерина Анатольевна. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КО ДНЮ РОССИИ «МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ»
  • Упорова Ираида Юрьевна. Сценарий КВН «Родной свой край люби и знай» для детей подготовительной к школе группы
  • Крикян Марина Мартиросовна. Презентация о насекомых 'Хозяйка луга'
  • Виноградова Ирина Викторовна. Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в горы» в подготовительной группе.
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Булатова Надежда Дмитриевна Мажега Юлия Анатольевна. Сценарий спортивного развлечения для детей младшей группы «Мы живем в России!»
  • Абубакирова Регина. Лепбук «Домашние животные» предназначен и используется в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «Просветительский проект Ежегодный межрегиональный конкурс «Это мои горы!» «Пернатые жители Кавказа»
  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Голубева Ирина Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) на тему «Как образуются горы»
  • Косоухова Наталья Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
  • Голубева Ирина Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7лет) на тему «Как образуются горы»
  • Зоя Филиппова. Цикл систематической работы по валеологии, перспективное планирование для детей среднего дошкольного возраста, методический и иллюстративный материал
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Тазалова Наталья Александровна. Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Какие народы живут в России»
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Хафизова Гульнара Азгамовна. Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Я ЗНАЮ СВОЙ ГОРОД!»
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Кошеварова Наиля. Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь