учитель-логопед Колузанова Н.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 9 комбинированного вида г. Меленки
Цели и задачи:
Обучающие:
- активизировать словарь, совершенствовать актерское мастерство детей в драматизации
- учить делать обобщения, выводы
- упражнять в передачи разного настроения и эмоционального состояния при помощи жестов, мимики, выразительности речи, модулировать голосом (тише, громче, передавать интонацию радости, грусти)
- вырабатывать правильное, четкое произношение звуков [С], [Ш].
Развивающие: развивать диалогическую речь, творческое воображение детей.
Скачать конспект
Коррекционные:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата, используя упражнения артикуляционной гимнастики
- развитие мышления, через умение анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику
- развитие тонкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, мимической мускулатуры лица, внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, развитие интонационной выразительности речи.
Воспитательные:
- воспитывать активность на занятиях
- воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Оборудование: картинки с изображением снежинок, ноутбук, сундучок с картинками, картина с изображением зимнего леса.
Ход занятия.
Организационный момент с использованием релаксации
Дети заходят в группу, встают полукругом. Звучит спокойная музыка.
Логопед. Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева,
Руку дайте другу справа,
И скорей вставайте в круг.
Логопед. Ребята, какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.
Логопед. Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и всех очаровала.
Дети. Снежинка
Логопед. Ребята посмотрите снежинка грустная. Почему же ты грустишь снежинка? Как вы думаете, почему она грустит?
Ответ детей. Снежинка грустит потому-то она одна, злая Вьюга унесла ее подруг в волшебный лес. Снежинка просит ей помочь найти ее подруг. А чтобы попасть в волшебный лес, мы должны сказать волшебные слова, повторяйте за мной.
Хлопья снежные летят, в воздухе кружатся
На деревья и кусты шапками ложатся.
Логопед. Ребята вот мы и попали в волшебный лес. Посмотрите, какое чудесное сегодня зимнее утро. Свежий, морозный воздух принесёт нам много здоровья, все вокруг приветствует нас. Давайте изобразим как снежинки радуются снегу и морозу.
Упражнения для щек и губ
Снежинки радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Грустят снежинки весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка. Логопед. Из язычка сделаем сосульку.
Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Логопед. Ой, ребята ветер усиливается, и можно услышать, как завывает Вьюга.
Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга. И.п.: о.с. 1- воздух носом, 2 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у-у-у!» (вьюга начинается); 3- вдох носом, 4 – на выдохе поизносим громко «У-у-у-у-у-у!», 5- вдох носом, 6 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у-у-у!» (вьюга заканчивается). (2 раза)
Логопед. Слышите ребята злиться Вьюга, и мы можем услышать волшебные слова, которые она произносит. Давайте их произнесем, повторяйте за мной.
Речевая зарядка
Мороз колдует.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу! (2 раза)
Логопед. А чтобы нам не замерзнуть, нам нужно сделать гимнастику для языка. Повторяйте за мной.
Артикуляционная гимнастика. (Общие артикуляционные упражнения).
1. Снова к нам зима пришла,
Много снега принесла.
Положить язык на нижнюю губу,
удерживать его неподвижно
2. Чтобы с горки прокатиться
Сначала надо потрудиться.
Рот открыт, кончик языка
упирается в нижние зубы,
среднюю часть языка выгнуть горкой.
3. Катим, катим снежный ком
Будим строить снежный дом.
Надуть щеки и удерживать их
несколько минут
4. Мы смеялись, мы играли,
Ну а ручки замерзали-
Надо ручки пожалеть,
Надо ручки нам погреть.
Поднести ладони к лицу
И выдохнуть со звуком [Х]
Логопед. Ребята наши пальчики все равно замерзают нам нужно их размять.
Пальчиковая гимнастика «Снежинка»
Мы ладошки раскрываем, и снежинки собираем
(Сжимают и разжимают кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять, нет снежинок и опять
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Показывают ладошки)
Раз, два, три, четыре, пять, снег в ладошки набираем,
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики по одному)
И снежинки все считаем, раз, два, три, четыре, пять,
(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга)
Каждая снежинка, чётко мне видна, словно балеринка, кружится она.
Логопед. А тетерь немножко отдохнем. Садитесь на волшебные стульчики. А сейчас я вам расскажу сказку про язычок. (Презентация)
Как Язычок лепил снеговика
(Н. В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5). Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево — вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и сделал снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!
Логопед. Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Они пошли на прогулку. Но вдруг начался Вьюга. Снегурочка и Снеговик не расстроились. А веселые снежинки дружно кружились вокруг них, образовывая сугроб. Давай посмотрим, из каких снежинок получился сугроб. Вы бери снежинку и называйте картинку, четко произнося звук [ш] или [с]. Только очень постарайся, чтоб наш сугроб получился большой.
Молодцы ребята.
Логопед. Биоэнергопластика
Ребята наше путешествие продолжается. А теперь посмотрим, какие мы внимательные. Повторяйте и поочереди загибайте пальчики.
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем.
На четыре – позеваем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по небу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
(2 раза убыстряя темп)
Молодцы.
Логопед. Ребята посмотрите, какая красивая картина. Что на ней изображено?
Ответ детей.
Но на ней чего-то не хватает нам нужно ее украсить. Ой, ребята посмотрите, и здесь побывала Вьюга и запутала картиночки с разными временами года, нам нужно, выбрать картинки с изображением зимних забав и зимних признаков и украсить нашу картину.
Молодцы.
Логопед. Ребята посмотрите что под елкой? Что это? Ответ детей.
Правильно это волшебный сундучок. Давайте его откроем. Ой, ребята посмотрите, что же лежит в сундучке. (Снежинки). Вот и нашлись снежинки.
Посмотрите, ребята на нашу снежинку, что изменилось? (Ответы детей) Правильно снежинка улыбается. Покажите настроение снежинки (Мимическое упражнения: радость). Снежинка очень рада и дарит вам своих подруг снежинок. Чтобы вы ими, украсили свою группу и вспоминали о нашем путешествии.
Логопед.
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Я вам помогу, закройте глаза, и произнесем волшебные слова, которые нас доставят в детский сад.
Хлопья снежные летят, в воздухе кружатся
На деревья и кусты шапками ложатся.
Логопед.
-Вот мы и снова в детском саду.
-Вам понравилось наше путешествие?
- Где мы сегодня побывали?
-Кому мы сегодня помогли?
-Что у каждого из вас получилось лучше всего?
Использованная литература:
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет», Москва «Творческий центр», 2008 год
Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2009 год
М.Мальцева В. Костыгина «Мой логопедический альбом», Ярославль «Академия развития», 2002
Приложения к конспекту.
Приложение №1- Снежинка.
Приложение №2- Игра «Снегурочка и Снеговик».
Приложение №3- Презентация.
Приложение №1
Снежинка.
Приложение №2
Игра «Снегурочка и Снеговик»
Цель: автоматизация звуков [с] и [ш].
Оборудование: картинка с изображением снегурочки и снеговика; картинки с изображением снежинок, на обратной стороне которой наклеены картинки со звуками [с] и [ш].
Приложение №3
Презентация.
|