Цели
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.
- Познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого.
Задачи
- Упражнять в наблюдательности за окружающей средой, учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха
- Развивать интерес к экспериментированию и делать выводы на основе практического опыта
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее
Оборудование
- Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей)
- Веера из бумаги, листы картона, бумаги
- Емкость с водой
- Тонущие, не тонущие предметы (по количеству детей)
- Одноразовые прозрачные стаканы
- Бумажные кораблики
- Мыльные пузыри (по количеству детей)
- Музыкальная зарядка (физминутка) «Самолет»
Воспитатель включает веселую музыку и начинает играть мыльными пузырями, надувая с помощью воздуха (не ртом)
Дети подбегают и спрашивают, что он делает.
-В-ль: играю мыльными пузырями. Видите как интересно я пускаю мыльные пузыри. Я их не надуваю.
Что я делаю, чтобы пустить мыльные пузыри?
-Дети: Машете палочкой, и они пускаются.
-В-ль: А с помощью чего они пускаются? (Наводящие вопросы: что нас окружает? Чем мы дышим?)
-Дети: ВОЗДУХ!!!
-В-ль: Значит с помощью чего надуваются мыльные пузыри?
-Дети: С помощью воздуха.
-В-ль: Так значит воздух есть вокруг нас? (Удивленно спрашивает воспитатель)
-Дети: Да!!!
-В-ль: А для чего нам нужен воздух? (Наводящие вопросы: чем мы дышим (дети отвечают-воздухом, в-ль: значит для чего он нам нужен?)
-Дети: Чтобы дышать
(Опыт: без воздуха тяжело дышать)
-В-ль: Давайте попробуем закрыть ладошкой нос и рот. Вам легко дышать?
-Дети: Нет.
-В-ль: Тяжело, плохо?
-Дети: Да.
-В-ль: Кому еще, как вы думаете, нужен воздух? (Наводящие вопросы: кто еще дышит воздухом, кроме людей?)
-Дети: Животным, насекомым, птицам, растениям.
-В-ль: То есть воздух необходим всему живому?
-Дети: Да!!!
-В-ль: А внутри нас есть воздух?
-Дети: Да! (Или не знаю)
-В-ль: Давайте проверим, что воздух есть внутри нас
(Опыт: воздух есть в нас)
-В-ль: Положите руку на грудную клетку и сделайте вдох. Наши легкие наполнились воздухом?
-Дети: Да!!!
-В-ль: Значит в нас точно есть воздух. Правильно?
-Дети: Да!
-В-ль: (Воспитатель удивленно смотрит по сторонам, налево-направо) А где воздух? Вы его видите?
-Дети: Нет, не видим!
-В-ль: А давайте попробуем поймать воздух и рассмотреть получше.
(Опыт: воздух невидимый)
Воспитатель предлагает детям взять прозрачные полиэтиленовые пакеты:
-В-ль: Посмотрите, пакеты сложены, тоненькие маленькие, пустые. А теперь давайте их развернем и сделаем вот так (разворачивает пакет, набирает воздух, и край пакета зажимает в руке)
Сделайте так же.
Мы поймали воздух?
-Дети: Да!!!
-В-ль: Какой пакет стал?
-Дети: Большой, надутый
-В-ль: Какого цвета воздух в пакете?
-Дети: белый
-В-ль: А как узнать действительно ли он белый?
Давайте выпустим воздух из пакета.
(Дети выпускают воздух)
-В-ль: Вы видели как вышел воздух?
-Дети: Нет
-В-ль: Значит он не белый, а какой?
-Дети: Прозрачный, невидимый, бесцветный.
-В-ль: Мы выяснили, что в нас есть воздух и он невидимый. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?
-Дети: Или да, или не знаю.
В-ль: (достает сундучок с разными предметами) Посмотрите какой у меня есть сундучок, а в нем разные предметы: камушек, стеклышко, кусочек губки, фасоль, бусинка, перышко, маленький пластиковый мяч, веточка небольшая, пластилин, шишка или желудь (предлагает детям выбрать по одному предмету). Давайте проверим, есть ли в них воздух.
(Опыт-тонет не тонет)
Потребуются одноразовые прозрачные стаканы каждому ребенку.
-В-ль: берем свой предмет и опускаем в стакан.
Что произошло? (Дети говорят, у кого предмет утонул, у кого нет)
-Ребенок 1: У меня маленький мяч не утонул.
-В-ль: Как ты думаешь, почему?
-Ребенок 1: Наверное в нем много воздуха
-В-ль: Да, все верно
-Ребенок 2: А у меня камень утонул
-В-ль: А ты как думаешь, почему?
-Ребенок 2: Потому что в нем мало воздуха
И т д…
(Если утонул-значит в предмете мало воздуха, но покрывается маленькими пузырями на дне. Например, фасоль-утонет, но будут пузыри, значит воздух есть, но очень мало. А пластиковый мяч не утонет-так как в нем много воздуха).
ФИЗ. МИНУТКА—САМОЛЕТ
(Опыт: ощутить воздух)
-В-ль: Ребята, а как вы думаете, можем ли мы почувствовать воздух?
-Дети: Да! (Или нет)
-В-ль: Давайте попробуем ощутить воздух
Помашите на себя ладошками или веером, или листом картона, бумаги…
Что вы чувствуете?
-Дети: Ветер (воздух)
-В-ль: Ветер-это движение воздуха, так мы можем ощутить воздух на себе.
(Опыт: движение воздуха)
-В-ль: А может ли воздух двигать предметы?
-Дети: Да (или нет)
-В-ль: А давайте проверим
Воспитатель подходит к емкости с водой и пускает бумажные кораблики.
Говорит детям: Давайте подуем на кораблики веером, листом картона, бумаги…
Что происходит с корабликами?
-Дети: Плывут, двигаются
-В-ль: Что заставляет их двигаться?
-Дети: Воздух
-В-ль: А кто двигает воздух?
-Дети: Мы. Мы им машем на кораблики.
-В-ль: Итак, что мы сегодня узнали о воздухе? (Наводящие вопросы: Его можно увидеть?, Его можно ощутить?, Он нам нужен для жизни? Он может двигать предметы?
-Дети: Он невидимый, его можно ощущать, нужен для жизни, может двигать предметы.
-В-ль: А какой эксперимент вам понравился больше всего?
-Дети: Называют эксперимент
-В-ль: А теперь пойдем на прогулку и будем пускать мыльные пузыри. (Показывает мыльные пузыри)
-Дети: Мыльные пузыри!!!! Ура!!!
|